Маленький ребенок вплоть до смены зубов, все еще целиком и с полным доверием связан со своим окружением. Он образует с миром одно целое во времени и пространстве и еще переживает мир как единое целое. Поэтому то, что происходит в окружении, глубоко влияет на ребенка. Тот способ, которым вы, как взрослый, думаете, чувствуете и действуете в присутствии ребенка, принимается ребенком с полным доверием, особенно в первые семь лет жизни. И затем продолжает действовать как «нравственная окраска и нравственное основное настроение» на протяжении всей его жизни (Штайнер, GA 304a).

Ребенок учится ходить, благодаря чему он может прийти к движению и может поместить себя в мире и передвигаться в нем. Он учится говорить, благодаря чему он может устанавливать связь с людьми в своем окружении. Он выражает первые мысли, благодаря чему может осознать себя. Тот способ, которым ребенок именно в этом взаимодействии со своим окружением осуществляет свои первые шаги, учится образовывать и произносить свои первые слова и выражать свои самые ранние мысли, в высшей мере со-определяет, что ребенок впитает в себя из этого окружения как основное нравственное настроение. Иногда совершенно неожиданно можно ощутить, что происходит c ребенком в этом плане.

Однажды я услышал следующую историю: одна воспитательница пришла в свою группу в грустном настроении, немного позже, чем обычно, но с улыбкой на лице. Один ребенок остановился перед ней, посмотрел на нее и после короткой паузы спросил: «А почему Вы такая грустная?» Ребенок как бы заглядывает к нам внутрь, под нашу внешнюю оболочку и смотрит насквозь, в то, что живет внутри нас. Ребенок (еще) не осознает внешнюю сторону, но полностью, без колебаний или взвешиваний, принимает в себя нашу «внутреннюю сторону». Иногда, как в этом случае, это восприятие выражается вслух. Обычно же восприятие молча принимается внутрь и «там опускается» до глубин, чтобы только в дальнейшей жизни, в двадцать лет и позже, опять появиться на поверхности.

Фантазия

Силой творящей фантазии ребенок, играя, перестраивает «предлагаемый мир» (например, кубики, одежду, стулья, палки и полки) в свой собственный мир, особенно в средней фазе первых семи лет. Теперь в игре мы наблюдаем действие сил, которые раньше лежали в основе обучения ходьбе. Сейчас, когда ребенок умеет ходить, эти силы проявляются и развиваются дальше в игре. Ребенок непринужденно играет от всей души — кубики становятся автомобилями, а палки — мостами, стулья становятся стенами замка, а одежда крышей. Фантазия в этой игре является творящей силой Я  (Schoorel, 2000. Steiner, GA 115).

Творящая сила фантазии выражает себя в способности поглощать мир, преобразовывать и позволять ему появляться как «свой мир» в игре. В этой созидающей силе живет, пока что в дремлющем состоянии, индивидуальность, которая в дальнейшей жизни отчетливо выступит на передний план и будет сама задавать цель, направление и смысл своей жизни. Формирование мнения в маленьком ребенке осуществляется в естественно сыгранной, изобретательной встрече с миром. Однако в этой волевой фазе сознание в голове является «спящим», тогда как конечности проснулись и подвижны. И уже играя и фантазируя, ребенок естественным образом переживает мир как хороший. В первом семилетии до самых глубин воли, до действующей силы мышц и органов формируется «дремлющее» мнение, что мир хороший.

Если у ребенка есть возможность играть, полностью отдаваясь фантазии, то вы даете ему —  вместе с мнением «мир хороший» — что-то для практической жизни, что сформируется лишь в третьем десятке. «То, что мы позволяем возникнуть в детской душе в детстве, проявляется намного позже в жизни, проходя метаморфозу самыми различными способами. Существует реальная взаимосвязь между изобретательной игрой в детстве и тем, как человек между 20 и 30 годами находит свое место в жизни», (Steiner, GA 297).

Дети очень сильно связаны с нами. Мы, взрослые, недостаточно осознаем это. Ребенок полностью живет тем, что живет в душе взрослого. Но он еще не осознает этого. А мы, взрослые, к сожалению, утратили осознание этого. Я просил многих родителей рассказать истории, которые демонстрируют, как сильно дети связаны с нами.

Одна мама рассказала мне такую историю: «Незадолго до дня рождения моего 8-летнего сына, который уже некоторое время мечтал о большом медведе, мне удалось сесть за швейную машинку, чтобы из старой коричневой куртки сшить большого медведя к его 9-летию.

Когда я шила медведя сыну, рядом со мной играли две его младшие сестрички (у меня не было другого времени для шитья). Как я и боялась, через некоторое время, они спросили, что я делаю. Они еще маленькие — три и пять с половиной лет, и я совсем не хотела, чтобы они разболтали о подарке своему брату. Поэтому я сказала им, что я шью тапочки для их отца — у него тоже скоро день рождения. Но, чтобы их уже чему-то научить, я добавила: «Чур не выдавать, это еще секрет». На что они сказали: «Конечно, нет. Если что, мы просто скажем, что это будет медведь для нашего брата».

Все силы в развитии маленького ребенка исходят, по сути, еще из головы, из системы, где связаны нервы и органы чувств (нервно-сенсорной системы). Так как в ребенке процесс восприятия нас своими чувствами и впитывания нас в себя, происходит бессознательно, то мы, как взрослые, не очень это замечаем. Эти впечатления органов чувств впитываются в дыхательную систему и систему кровообращения и оседают в органах и мышцах ребенка. Таким образом тело ребенка становится как бы отпечатком его нравственного окружения. Осознание того, что то, что маленький ребенок,  играя и фантазируя, принимает в себя с полным доверием из своего окружения, опять проявится в его жизни на третьем десятке, может вызвать у воспитателя чувство моральной ответственности. Моральная ответственность, которая выражается в манере, в которой взрослый человек ведет себя в присутствии ребенка. Включение моральности в действия взрослых пробуждает в ребенке дремлющее намерение делать то же самое («хорошее или плохое») «когда я буду взрослым». Таким образом, в первые семь лет начинает развиваться неосознанное формирование суждения у маленького ребенка, через повторение и впитывание того, что взрослые делают вокруг него.

Из эссе “Этапы формирования суждения в детстве как основа моральности во взрослой жизни”