Игра — это специальность каждого ребенка!
Ахим Кренц

В результате разрабатываемых и уже разработанных во многих странах разного рода учебных планов для дошкольного образования у ребенка все чаще отнимают то, что ему свойственно с самого начала, — игру. Вместо нее ребенку предлагается учиться и анализировать приобретаемый при этом опыт. Обращает на себя внимание то, что в наше время в разных дошкольных учреждениях можно увидеть, как много детей теперь не умеет играть.

Самое естественное в жизни ребенка — игра и желание играть часто приходит в упадок. Способность играть закладывается уже в самом раннем детстве, и определенные фазы игры ребенка соответствуют определенным фазам его развития. Но что характерно для детской игры? Игра ребенка лишена всякой цели. Он играет не для того, чтобы выполнить какую-либо задачу или получить похвалу. Тем не менее своей игре он придает определенный смысл, игра никогда не лишена смысла! В ней ребенок использует все формы телесного, чувственного опыта, сценического или образного представления, субъективной фантазии, вербального и невербального мышления, а также взаимодействия и взаимопонимания в социуме. Это все формирует в игре взаимосвязанный процесс. Ребенок следует ритму процесса личного опыта. В игре ребенок передвигается, выходя за пределы пространства и времени. Фантазия допускает все, тем не менее ребенок четко переживает свои границы.

Игра имеет определенный временной порядок. Ей присущи начало, кульминация, завершение, быстротечные, суетные и импульсивные фазы, фазы расслабления, погружения, физической активности, уединения и игры с другими детьми. Так ребенок для своего занятия находит свой ритм и форму. Предпосылкой игры являются случайные импульсы, они активизируют ребенка и приглашают его играть. Игру как таковую ребенок формирует из себя самого, устанавливая связь между своими внутренними переживаниями и внешним миром. Приобретаемый при этом опыт снова отпечатывается во внутреннем переживании ребенка. Эти впечатления отражаются в нейрофизиологических процессах его головного мозга.

Играя, ребенок приобретает много чувственных и сложных опытов, опытными становятся его чувства восприятия. Иными словами, он пребывает в творческом продуктивном процессе, во время которого накопленные им опыты по-новому осмысляются, приобретают связь и неустанно исследуются. В этой связи психотерапевт Экхард Шиффер говорит об «интермедийных пространствах», промежуточных пространствах, которые открываются для ребенка в игре. Хотя эти пространства невидимы, ребенок их может переживать и раскрывается в них. Там при помощи своей фантазии он может переживать самого себя, разыгрываются диалоги между двумя или несколькими лицами. В эти интермедийные пространства ребенок погружается до состояния самозабвения и возвращается оттуда обогащенный. В них происходит следующее.

Ребенок, прежде всего, приобретает так называемые имплицитные знания, то есть такие, которые невозможно обнаружить при внешнем наблюдении. Речь идет об опытах разного рода, которые в виде знаний воплощаются в органах чувств, в моторике, в ощущениях. Приобретенное в процессе игры сохраняется в эксплицитной, то есть ярко выраженной, словесной памяти и соединяется с ней тем лучше, чем больше было у ребенка возможности свою словесную память соединить с тем, что происходило в интермедийном пространстве игры.

Играя и применяя свою фантазию при сооружении в детском саду домика из строительного материала и стоечек, ребенок обращается к законам статики, без которых домик просто развалился бы. Из такого опыта во время игры ребенок приобретает имплицитные знания, но они в его словесной памяти откладываются в виде проделанного опыта. В распоряжении ребенка только практический опыт: он знает практически, как построить устойчивый домик. Атмосфера игры одновременно веселая и серьезная. Развивающаяся в игре серьезность ребенка аналогична рабочей атмосфере или серьезной деятельности взрослого человека. Только в отличие от взрослых у ребенка нет поставленной извне цели, которая сужает поле деятельности игры. Он играет, исходя из своей фантазии и представлений, и пытается внутреннюю и внешнюю реальность привести в состояние гармонии. В результате этого ребенок с радостью играет и обучается. Мотивация находится не вовне, а в самом ребенке, потому говорят еще о «характеристической мотивации».

У ребенка есть жажда знаний и интерес к учебе; его переполняют радость открытий и чувство, что он может исследовать и познать мир, упорядочить его согласно смысловым связям. И это основной мотив жизни каждого ребенка с самого момента его рождения.

Читать больше в книге “Вальдорфский детский сад сегодня”