Продолжение статьи «Печень – орган жизненной силы»


В прежние времена душа и тело ни в коем случае не рассматривались раздельно, как сегодня. Древние греки рассматривали четыре принципиально различных типа душевного состояния человека и объясняли их функциями органов или субстанциями, которые связаны с системой печени-желчи: холерик (Choie = греч.: желчь) — это «желчный человек». Считалось, что у него основным процессом является образование желчи, с этим непосредственно связана активность, импульсивность, вплоть до невозможности контролировать себя и вспышек гнева. В немецком языке эта связь также представлена, когда говорят, что у человека в гневе «желчь переливается через край».

Человека с противоположным душевным состоянием греки называли флегматиком, в переводе это означает «человек слизи». В действительности слизь — это живая вода. В названии «флегматик» видно, что в человеке преобладают водные процессы — процессы создания жизни и синтеза. Как правило, у него очень хорошая функция печени, но замедленная функция желчи. У этих двух человеческих типов наблюдается душевная противоположность, которая основана на полярности соотношения печень=биологическая жизнь и желчь=активность.

Другая пара противоположностей, которая также строится на этих отношениях, — это сангвиник и меланхолик. Сангвиник, «человек крови», действительно обладает хорошим кровообращением и напором, который связан с содержанием в крови железа. Благодаря этому у него и в душевной сфере наблюдается подъем, он брызжет идеями.

В противоположность ему меланхолик («человек черной желчи») скорее пронизан темными силами. Тьма связана с тяжестью и землей. Он слишком сильно связан со своим физическим телом. Поэтому меланхолик в душе все воспринимает все всерьез, он угнетен, на душе у него тяжело. Часто он на долгое время задумывается и «ломает себе голову» — это очень точное выражение, оно означает, что человек долго и с вредом для себя занят чем-то, не умея выйти за пределы своих мыслей.

Однако речь идет не об абсолютно жесткой предрасположенности, от которой человек не может уйти. В процессе жизни эти задатки могут изменять в том или ином направлении. Это зависит от общего жизненного уклада и жизненного пути человека.

Так как печень «готовит жизнь», качество жизни зависит от функции печени. Человек, полный жизненных сил, обычно и чувствует себя хорошо, он предприимчив и активен; его система печени-желчи функционирует правильно. Однако если воздействие на процессы синтеза в печени приводят к тому, что этот синтез становится в меньшей степени пронизанным светом, если темные, парализующие силы, например определенные субстанции, оказывают длительное воздействие на печень, тогда человек накапливает телесную субстанцию, которая не позволяет ему чувствовать себя в этом теле хорошо. Эти темные силы, находящиеся в человеке, тянут его вниз, снижают настроение, он становится угнетенным и депрессивным.

В антропософской медицине уже давно известно, что депрессия как душевное расстройство основывается на тонком нарушении функций печени. Сегодня есть довольно много расстройств, которые называют латентной депрессией. В этом случае печень не больна, но нарушена, направлена в неправильное русло особая строящая и организующая функция печени. Это может быть обусловлено условиями жизни человека, но также, например, нарушением обмена веществ в печени вследствие длительного поступления субстанций, которые печень не может преобразовать, так как они мертвы. Сюда относятся, например, все синтетические вещества, которые находятся во многих продуктах питания. У людей, чувствительных к этому или у тех, кто по своей конституции к этому склонен, такое воздействие приводит к тонкому нарушению функций, которое может стать основой депрессивного расстройства.


Подробнее можно будет узнать на семинаре.