На подоле или на рукаве вашей одежды висит нитка. Никто, и вы сами ее не замечаете, но вышли на солнце (ваша тень перед вами) – нитка видна на тени совершенно отчетливо. Тень заметнее предмета.
Предметы пестры, внимание смотрящего разбегается, и впечатление теряет в яркости, в то время как тень суммирует форму, убирает пестроту, вместо рельефов и многоплановости дает рисунок на одной плоскости. В рисунке тут разобраться легко, и удивительно то, что он, будучи однотонным, не претендуя, следовательно, на многоплановость, дает все же почувствовать рельеф. В юрте ли кочевника при костре; в избе – при свете лучины, с которой кто-то выходит в сени; на улице, при свете фонарей или ярких фар автомобиля; в комнате со свечой, с электрической лампой, перед холщовой палаткой с фонариком – возникают, двигаются, вытягиваются тени.
Ребенок вечером, перед сном, поднимает в руке игрушечную лошадку, и на стену приходит тень – большая лошадь. Он приближается с игрушкой к лампе – тень растет, растет… «Если бы моя лошадь была такая», – мечтает дитя. Легко, бесшумно огромная лошадь бегает по стенам…
Вот основы теневого театра, давно людьми найденного, оцененного, пережившего различные периоды. Он был любимым национальным зрелищем в Южной Азии – при свете жаровни, на улице при звоне колокольчиков, с тенями, падающими от силуэтов из обработанной до прозрачности буйволовой кожи. Это – герои, боги, драконы. Показывали их и в другие периоды истории, в Европе – в небольших театрах, трактуя изящно темы реалистические.
Показывали и тени от живых фигур – в самом начале этого вида театра – в Китае, задолго до нашей эры. (Отсюда укрепившееся название «китайские тени»).
Подготовка
Начнем о театре с тенями от людей. Нужен большой экран на сцене, идущий от самого пола, затянутый белой материей. По сторонам экрана должны быть кулисы, непроницаемые для света. Зрители сидят по одну сторону экрана, в темноте. Лампа ставится на пол по другую его сторону на расстоянии четырех-пяти метров (источник света один).
Артисты с той стороны, где лампа, играют у самого экрана. Следует, как бы ни было это затруднительно, подмостить под ноги играющих доски на вышину лампы, чтобы на экране проецировалась вся фигура целиком.
Как видите, тень – «вещество», хотя и дешевое, и универсальное, и во многом необычайно удобное, но со своими причудами. Надо приспособиться, привыкнуть к этим причудам (законам света). Когда приспособитесь, вы увидите, как тень покладиста. Пример: надорванная бумага на голове оказывается лучшей шляпой; части лица, прилаженные из бумаги, органически срастутся с самим лицом; деревянный медведь-дергунчик, показанный на расстоянии от экрана, будет настоящим медведем.
Темы для теневого театра, в котором играют люди, найти не совсем легко, но их много. Надо останавливаться на таких, где действие может передаваться через ряд сменяющихся отдельных комбинаций, композиций, с ярко выраженным движением, положением фигур, характерных для темы.
В теневом театре можно дополнять человеческие формы: удлинить пальцы, нос, изменить голову и тело вырезанными плоскостями (из фанеры, картона). На экране разницы материалов не будет. Лишь бы сливался силуэт дополнения с натурой.
Репетируйте сразу с экраном, на экране. Не поддавайтесь отчаянию от первой репетиции. Это не будет, собственно, «первая репетиция», вы узнаете только «материал» тени. Материал, которым надо уметь пользоваться. «Только материал», но это «только» больше, чем все остальные репетиции вместе взятые. Вы познакомитесь с тенью своей и партнера, привыкнете «чувствовать за тень».
На тени все видится без излишних подробностей. Одна суть дела. Никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Движение и форма. Тень – это схема, но схема, сделавшаяся красавицей.
Действие
В теневом театре с тенями от живых людей легко достигаются неожиданные ситуации.
…Поединок на шпагах. Шпаги скрещиваются в воздухе. Один из противников проткнул другого насквозь, и они замерли в этом положении. Потом оба подпрыгнули и легко подлетели к самому потолку, и вниз не вернулись. (Трюк, при котором надо перескочить через источник света.)
…Человек с длинными волосами сел на стул в профиль. Мальчик завесил его салфеткой и большими ножницами (настоящими) начинает энергично стричь. Волосы летят вниз длинными локонами (волосы бумажные), но тут же вырастают вновь. Потом тот же мальчик льет безо всякой опаски ему на голову и за воротник воду из преогромного кувшина. Вода настоящая, но льется не на голову, как видится на тени, а на четверть метра глубже, и попадает в таз. Тень от воды замечательно красива.
А можете ли вы догадаться, как на тени распилить (пилой) любого человека пополам, и он будет постепенно на ваших глазах раздваиваться и на две стороны разваливаться? А потом сложится обратно и уйдет невредимым. Источников света – два. Сперва они стоят один за другим, а потом их медленно раздвигают в разные стороны. Экран при этом должен быть слегка наклонен на публику.
…По сцене прошел Пастух в коротком хитоне с вереницей барашков и коз. Пастух живой, животные из фанеры, их тянут веревкой, идущей невидимо по полу, из-за кулис.
Спокойная юношеская фигура античного Пастуха вызвала аплодисменты, особенно когда он, не торопясь, пальцем подманивал козочку, остановившуюся посреди экрана.
…Пробежал Кентавр (Кентавр – юноша, к пояснице которого крепко приделано фанерное конское туловище). Нимфы зовут его. Как врач древности, Кентавр воскрешает убитого юношу. Он льет на него «живую» воду из амфоры (фанерной, позади привязан кувшин с водой, а льется она в таз, поставленный за «убитым»).
Еще одна возможность: «тени» без тени
К теневому театру относится и такой, где играют не тени, а люди, видимые как черные силуэты на ослепительно светлом фоне (источник света за экраном). В жизни нас тоже окружают подобные силуэты. Надо только увидеть их. Например: Паровоз движется черной массой. Силуэты вагонов бегут но насыпи, мелькая прорезами окошек. И все плоско. Закатное небо играет роль экрана.
На снежном поле двигается вдали вереница санок величиной с зерно. Черная лошадка, черная дуга, черная фигура в санках. Роль экрана играет снежное поле.
В январском тумане в городах Франции улицы превращаются в молочно-белый экран, на котором передвигаются силуэты лошадей, автобусов, людей. Только по сравнительной густоте тона фигур знаешь об их расстоянии от «экрана», от себя.
Плоскостные силуэты бывают в жизни. В постановке «Фамира Кифаред» Камерного театра спектакль начинался сценой, видимой силуэтно: черные, чернее черного фигуры греков появились на светящемся фоне задника. Четко рисовались играющие руки, крутые завитки причесок. Теряя краски и рельеф, фигуры выигрывали в ясности читки и целеустремленности, в способности сосредоточить зрителей.
Кругом темно, но море еще светится от недавно зашедшего за выпуклость нашей планеты солнца. По самому краю гальки, заливаемой волной, прошли гуськом четыре вола, и между ними два погонщика. На фоне светящегося моря получились четкие плоскостные силуэты. Волы прошли, и не стало слышно даже звона камешков от их ног. От камней, составляющих крутой грозный берег черноморского побережья, отделился человек.
Движимый примером удачных силуэтов волов, он стал изображать, для опыта, первое попавшееся – взвилась на мужественной свободной левой руке тальма, заработала шпага (палка с морского берега) в поднятой правой; надвинулась шляпа с плюмажем (сухие водоросли), все – одинаково угольно-черное. Ноги – в шелковом трико (голые) – выступали героически.
Тальма превратилась в покрывало, затем – в шлейф, когда была сцена с дамой. Потом, так как изображалась французская песня про исторического Мальбрука (сто тридцать строк в песне – есть что показать и посмотреть в этой наивно-героической повести Мальборо!), на поднятых высоко руках та же тальма вытянулась в прямой задрапированный гроб. Ведь тень уничтожает разницу материалов.
Что нужно знать «теневому» актеру?
Что значит играть в театре теней? В театре теней нет мимики. Есть выражение тела. Играет не лицо, а тело. Играя для теней, надо все время иметь в виду тень – надо как бы рисовать на полотне экрана, но не карандашом, не кистями, а всем своим телом. Надо, следовательно, быть художником, чтобы играть в театре теней. Теневой театр, как и кукольный, это театр более художника, чем актера. В нем большее значение, чем фас, имеет профильность, как в египетских фресках и барельефах. В нем тоже, как и в египетских изображениях, отсутствует мимика, а состояние человека передается движениями рук и ног.
В театре теней нельзя нагибаться, кланяться публике (лицом к экрану): получится укорачивание фигуры, ничего не выражающее. Играя, приходится все время смотреть на свою «картину» боковым зрением больше, чем прямым. Смотреть на себя «со стороны». Нельзя уходить в глубь сцены. Фигура тогда станет расти, и впечатления ухода не получится. Напротив, будет казаться, что фигура приближается.
Когда на пятиметровом экране играла Нимфа, то актриса, изображая ее ужас, отходила в глубь сцены и вздымала руки кверху, как фурия, раскрытыми пальцами заполняя весь экран. Горевала над телом убитого, склоняясь вбок, скорбно протягивала руку, припав лбом к ней,– и это было действенно, как графическая композиция, как скульптурная группа. Призывала, подняв руки, энергично, одними ладонями. Танцуя и прыгая вокруг воскресшего, подбрасывала кверху легкий шарф, который прочерчивал на белом фоне, взлетая, вертикали, падая – волнообразные линии.
Практический совет: ноги должны быть без чулок, даже если они в туфлях. Тень сразу четко обнаружит неприятные мелкие складочки трико на контуре силуэта. Ее не обманешь! Голые руки, голое тело делают постановку легкозвучнее.
В заключение
Итак, тень – это схема, схема-красавица. Хотите убедиться в полноте жизни теней? Могущество ее открывается с крыши дома, с горы, с аэроплана. Взгляните оттуда на стоящие внизу дома, деревья: удивит сила формы падающих от всего этого теней и эфемерность, игрушечность самих предметов.
Военные маскировщики знают, что легко замаскировать от наблюдателя на аэроплане идущую колонну солдат, но очень трудно – падающую тень от предметов, ясно читаемую с неба, потому что оттуда видна она без сокращения. Для падающей тени пришлось изобретать в военном мире специальную маскировку, сравнительно более сложную и хлопотливую, чем для предметов. Тень только кажется эфемерной: это очень основательное «существо», на которое вполне можно положиться (полуденная тень, солнечные часы).
Какой же универсальный краскомаскировщик принялся закрывать от театрального люда, как играющего, так и смотрящего, эту стихию, быть может праматерь театров, рисунок (первосортный), даровым образом везде пребывающий, ждущий только, чтобы его изловили.
Мы привыкли видеть тень в сокращении, с высоты менее двух метров нашего роста, падающей на горизонтальную плоскость земли под ногами. Аэроплан приучит, в новый период нашей истории, иметь о ней другое понятие.
Древний, как первая тень на земле; значительный, потому что тень есть непременное свойство материи; основанный на элементах и эффектах, недоступных другим театрам, – таков Театр теней.
Эту главу (о театре вырезанных силуэтов) вы сможете прочесть в удивительной книге Нины Симонович-Ефимовой «Записки Петрушечника и статьи о театре кукол», написанной автором в 1946 году.
практичні матеріали
Теневой театр, в котором играют люди
На тени все видится без излишних подробностей. Одна суть дела. Никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Движение и форма. Тень – это схема, но схема, сделавшаяся красавицей.