Пьеса «Три царя» была написана в 1988 г. Натальей Трухиной. Прототипом послужила немецкая народная «игра-мистерия», которую в настоящее время довольно часто ставят на Рождество в вальдорфских школах учителя или родители.
Вначале несколько слов о содержании и тексте. В пьесе обыгрывается известный евангельский эпизод (см. Евангелие от Матфея, глава 2) — Рождество Иисуса Христа, поклонение трех царей, бегство в Египет от Ирода и избиение младенцев в Вифлееме. При сравнении этого сюжета с описанием Рождества в Евангелии от Луки, овеянным атмосферой чуда и благоговения, сразу бросается в глаза его драматичность, даже трагичность. Чего стоит одна фигура Ирода, словно сотканная из мрака преисподней…
Ясно, что пьеса не рассчитана на маленьких зрителей. В Европе ее посещают обычно школьники с 5-6-го класса. Однако те, кто начинал ставить ее на русском языке, по многим причинам стремились снизить «возрастные» границы хотя бы на 2-3 года. Это привело к довольно значительному сокращению последней части («избиение младенцев» осталось, например, только как упоминание) и исчезновению ряда второстепенных персонажей из кровавой свиты Ирода. Общее настроение, таким образом, смягчилось, при этом драматический стержень: Мария — цари — Ирод — черт, на котором и держится вся постановка, сохранился. Дальнейшее смягчение повлекло бы за собой уже «стерилизацию» спектакля. Чтобы пьеса произвела впечатление, отрицательные герои должны быть действительно сильно сыграны, а зрители — повторимся —должны быть не слишком маленькими, а то они попросту испугаются!
Несколько пояснений действующим лицам и костюмам (разумеется, здесь возможны различные подходы).
Цари Мельхиор, Валтасар, Каспар одеты в красивые платья до пола и плащи.
Мельхиор — «первый среди равных», средних лет, одет в красный плащ.
Валтасар – одет в синее, самый старый из царей, проникновенно-мудрый
Каспар — чернокожий юноша, самый импульсивный, одет в зеленое.
У всех трех царей короны (может быть, у кого-то чалма) и посохи.
Ирод — одет в темное, лучше черное платье, довольно резок, хитер, с царями ведет себя на равных, даже с некоторым чувством превосходства.
Первосвященники — от начала до конца комические персонажи.
Мария — красное платье, синий плащ, одежды довольно красивы. В ее последний выход (видение царя Ирода) голова накрыта прозрачным шелком.
Архангел и черт — во всех общих шествиях занимают первое и последнее места. Архангел, кроме того, носит звезду и водит царей.
Черт — в первый части выполняет роль шута между длинными монологами.
Некоторые замечания по постановке можно найти в тексте. Обращаем ваше внимание, что предложенное решение довольно архаично: актеры не удаляются за кулисы, оставаясь сидеть на скамьях на заднем плане, что подчеркивает мистериальный характер спектакля. Все паузы решаются светом.
Михаил Случ
Действующие лица:
Архангел Гавриил
Царь Мельхиор
Царь Валтасар
Царь Каспар
Отрок-слуга
Мария
Иосиф
Филиграций
Царь Ирод
Слуга Ирода
Три иудея:
Каиафа
Иуда
Пилат
Черт
Вход с хоралом:
Боже, нас благослови
День начать и кончить тоже.
Нам из света и любви
Дай наш хлеб насущный, Боже.
Нас, Господь, благослови
Пребывать в Твоей любви.
ГАВРИИЛ (выступает вперед):
Я к вам пришел в серьезный час,
Мир Божий да пребудет в вас,
Мир Божий вам и добрый вечер
Пошли вам Бог в час нашей встречи.
Уважаемые господа, жены добродетельные,
Скромные девы и милые дети,
Склоните внимание почтенное ваше
К представлению, что вам покажут.
То, что увидите вы сейчас,
Исходит, право, не от нас,
И не безбожники писали,
Но все, как есть в Святом Писании.
Первым евангелист Матфей
Поведал историю трех царей,
Которых уже две тысячи лет
Знает и помнит весь белый свет.
Пришли они с востока в Иерусалим
К Ироду-царю, предстали пред ним
И возвестили, что в царстве его
Родился Младенец — Царь мира всего.
Ирод, в испуге от этих слов,
Зовет приближенных своих мудрецов
И в книгах священных велит им прочесть,
Какая о том у пророков весть.
Все это мы вам покажем старательно,
Сидите только тихо и слушайте внимательно.
Архангел садится к актерам. Черт приносит царский трон и нарочито долго его чистит. После этого Архангел со звездой встает и становится в стороне, справа от трона. Отрок-слуга подходит к царю и кланяется. Царь в сопровождении отрока идет к трону.
ЦАРЬ МЕЛЬХИОР (в красном, выступает вперед и говорит):
Что за странный в небе свет?
Отрок, дай мой инструмент.
Погляжу через трубу,
Свет невиданный найду.
Знаю я, как астроном,
В знаке Девы Солнца дом,
Знаю звездные ходы,
Но не знаю той звезды,
Что среди других сестер
Засияла, как костер.
В ореоле золотом
Мать на ней стоит с Дитем.
(Архангел проходит со звездой по кругу.)
И неведомо куда
С ними движется звезда.
Эти знаки моему
Не дано постичь уму.
Кто бы мог их объяснить?
Филиграций, может быть?
Математик, книгочей …
Эй, позвать его скорей!
ОТРОК:
Государь, без промедленья
Я исполню повеленье.
МЕЛЬХИОР:
Филиграций, вверх взгляни,
Знак небесный объясни.
ФИЛИГРАЦИЙ:
О мой царь! Мне чудесной звезды непонятно явленье,
И Младенцу все числа и книги мои не дадут объясненья,
Разве что у пророков найдется какое-нибудь изреченье
(Быстро перелистывает толстую пыльную книгу.)
Вот, Исайя сказал, что в земле Иудейской смиренной,
В Вифлееме родится Мессия, Владыка Вселенной.
МЕЛЬХИОР:
Он родился, так и есть!
Слушайте благую весть!
В Вифлеем идет звезда
И меня зовет туда.
И я первым из людей
Поклонюсь Царю царей.
Что ж в подарок я возьму
Господину моему?
Золото — металл царей —
Подойдет всего верней.
Отрок, дар мой увяжи,
Едем тотчас, поспеши!
Филиграций, здесь нас жди,
Царство без меня смотри.
ФИЛИГРАЦИЙ:
Государь, спокоен будь,
Я управлюсь. Добрый путь!
Мельхиор, Филиграций и отрок уходят и садятся. Черт снова выпрыгивает к трону, поправляет его и чистит.
ВАЛТАСАР (в синем, самый старший из трех царей):
Ночь — а город озарен,
Стар и млад забыли сон.
Тычут пальцем в небеса,
Говорят про чудеса.
Встал и я, как мой народ,
Поглядеть на небосвод,
Чтоб все точно разузнать
Про звезду, Дитя и Мать.
И увидел чудный вид:
Как огонь, звезда горит,
Мать и Сын в лучах видны,
Величавы и нежны.
(Встает и подходит к рампе.)
Слезы радости восторг
Из груди моей исторг,
И как будто в тишине
Сладкий голос шепчет мне:
«Говорили пророки встарь —
В Вифлееме родится Царь,
Всех царей земных Господин,
Чистой Девы Пречистый Сын.
Вот звезда Его над землей,
Всех зовет она за собой.
Но услышит ее лишь тот,
Кого сердце в путь позовет…» —
Слышу зов я сердцем всем,
Завтра ж еду в Вифлеем,
И Небесному Царю
Ладан жертвенный дарю.
Уходит и садится.
Снова выскакивает черт, поворачивает трон для царя Каспара и при этом валяет дурака.
КАСПАР (в зеленом, самый решительный):
Кто не верил — убедись!
Все пророчества сбылись!
Видим чудные дела —
Дева Сына родила.
Царь-Мессия в мир пришел
Род людской спасти от зол.
Как звезда Его горит!
Гордый взор она слепит,
А смиренный и простой
Рады гостье золотой,
Ведь под ней родился Тот,
Кто их слезы оботрет.
В час великий бытия
Усижу ли дома я?
Нет, воочию увидать
Должен я Дитя и Мать.
В Вифлеем хочу пойти,
В дар Младенцу принести
Смирну — праздничный елей
Для венчания царей.
Им помазан будет Он,
С ним же будет погребен.
Эй, коня подать сюда!
Пусть ведет меня звезда.
Уходит.
ВСЕ (идут и поют):
О ночь святого торжества!
Звезда сияет Рождества!
Родился наш Спаситель.
О мудрецы, я верю вам,
Спешите в Иудею, там
Про Вифлеем спросите!
Бодро, твердо
За звездою
Золотою
Путь держите,
Дом Младенца-Царя
Ищите.
Архангел снова становится на свое место справа. Слуга идет за царем Мельхиором. Когда царь садится, слуга бежит и выискивает глазами двух других царей, поднявшихся со своих мест, затем возвращается и говорит.
ОТРОК:
Царь, перед нами толпа без числа,
Но от нее не предвижу я зла.
Тихо и стройно шагает народ —
Знать, не разбойник, а царь их ведет.
МЕЛЬХИОР:
Здесь подождем их. Ты прав, посмотри,
Двое в венцах — несомненно цари.
(Оба царя подходят к Мельхиору — Каспар справа, Валтасар слева.)
Ваши величества, братский поклон!
Путь ваш и дух ваш куда устремлен?
ВАЛТАСАР:
Ваше величество, братский привет!
Тот же вопрос задаем мы в ответ.
МЕЛЬХИОР:
Ах, словно сны, по дорогам ночным
Мы устремляемся в Ерусалим.
Три царя объединяются.
КАСПАР:
Что же за дело, покой твой губя,
В град иудейский гонит тебя?
МЕЛЬХИОР:
Братья, в земле иудейской как раз
Чудный Младенец родился сейчас.
Тот, о котором пророки рекли,
Что Он наследует царства земли.
Мир освещая вестью благой,
Небо украсилось новой звездой.
ВАЛТАСАР:
Той же звездою и я извещен,
Что в Вифлееме Младенец рожден.
КАСПАР:
Также и я совершаю свой путь,
Чтоб на Младенца и Деву взглянуть.
МЕЛЬХИОР:
Счастливо встретились наши пути,
Но Вифлеем нелегко нам найти.
Лучше давайте пока поспешим
В город столичный — Ерусалим.
Там нам укажут правильный путь
Ирод ли царь иль еще кто-нибудь.
ТРИ ЦАРЯ (поют):
Брели три царя за звездою во мгле,
Вдруг стала она в Вифлеемской земле
Над крышей худой, над крышей худой,
В далекой святой земле.
ВСЕ (поют):
Во время Ирода-царя
Волхвы пришли в его края,
Узнав по звездам наступление времен,
Когда Спаситель был рожден.
Всем задают они вопрос,
Где новорожденный Царь Христос,
Чья звезда освещала им
Дорогу в Иерусалим?
Когда актеры садятся, выпрыгивает черт и уносит царский трон.
Потом со страшным шумом он вытаскивает трон Ирода и очень
основательно его чистит. Вместе с Иродом Архангел и три царя
встают, но остаются на своих местах.
ИРОД (выходя со слугой):
Я Ирод-царь, я всех сильней,
Умнее всех в стране моей,
И знаю я, как дважды два,
Мои законные права.
Пусть говорит смутьян и враг,
Что в Иудее я чужак,
Зато меня призвал на трон
Большой совет — Синедрион.
А кто идет наперекор —
Башку долой, и кончен спор!
Но что я слышу? — Шум, галдеж?
Эй ты, узнаешь — донесешь!
СЛУГА (в красном, маленький, дурашливый, волосы свалявшиеся.Сопровождает речь очень выразительными жестами):
Мой государь, от восточных ворот
Движется к нам чужеземный народ:
Множество пестро одетых людей,
Воины, слуги и трое вождей.
То ли на площадь идут торговать,
То ли дворец твой хотят осаждать.
ИРОД:
Дело твое — не гадать, а служить.
Мигом разведать, узнать, доложить!
СЛУГА (обегает длинным зигзагом всю сцену и обращается к царям):
С прибытием, путники, в добрый час!
Царь Ирод велел мне спросить у вас,
Кто вы, откуда, с делом каким
Прибыли в город Ерусалим?
МЕЛЬХИОР:
Царский наш род и царский сан,
Пришли мы из дальних восточных стран,
Из дальних стран, где встает заря,
Пришли иудейского славить Царя.
СЛУГА (обегая сцену, Ироду):
Царь, у гостей тоже царский сан,
Пришли, говорят, из восточных стран,
Из дальних стран, где встает заря,
Пришли в Иудею славить Царя.
ИРОД:
Желаю выслушать их поскорей.
В мой тронный зал проводи гостей.
СЛУГА (царям):
Царь Ирод выслушать вас пожелал,
Пройдите, почтенные, в тронный зал.
Три царя идут к Ироду.
ИРОД:
Гости, Ирод приветствует вас,
Готов я выслушать ваш рассказ.
Цари обмениваются взглядами, решая, кто будет говорить.
КАСПАР:
Царь, от Востока пришли мы сюда,
Нас привела золотая звезда,
Людям принесшая дивную весть:
Царь в Иудее родился днесь,
Бога и Девы Пречистой Сын,
Мира будущий Господин.
Вот и отправились трое мы в путь,
Чтоб на Младенца и Деву взглянуть.
В царстве твоем, по дорогам по всем
Ищем обитель их — Вифлеем,
Ибо сказали пророки встарь:
«В граде Давида родится Царь».
ИРОД (про себя):
Новый Царь Иудейской земли? —
А мне об этом не донесли.
(Царям.)
Гости, я вам помогу, как друг.
Есть тут дорога одна на юг.
Прямо на ней, недалеко совсем,
Город Давидов стоит — Вифлеем.
В путь отправляйтесь, не медлите зря,
Дом отыщите Младенца-Царя,
Сами во всем убедитесь вполне
И поскорей возвращайтесь ко мне.
Ибо и я, нетерпеньем горя,
Нового славить желаю Царя,
КАСПАР:
Мир тебе, царь! На обратном пути
Мы не забудем к тебе зайти!
Три царя кланяются. Архангел идет перед ними и останавливается на другой стороне сцены, слева.
МЕЛЬХИОР:
Тотчас к воротам идем городским
И покидаем Ерусалим.
Вдруг видят, звезду.
ВАЛТАСАР:
Вот звезда взошла опять,
Чтобы путь нам освещать,
Нас вести до Вифлеема
И в дороге охранять!
Цари идут к Архангелу, он ведет их на места.
ИРОД (слуге):
Ты слышал? Гости говорят,
В моей державе два царя.
Я чужеземец здесь, а Он
В роду Давидовом рожден.
Иди, беги, сыщи скорее
Мне книжников и фарисеев,
И всех, кто может объяснить,
Кому здесь править и царить.
СЛУГА:
Будьте покойны, всех приведу!
Первосвященника даже найду.
Чтобы всю правду узнать вы могли,
Я их достану из-под земли.
Созывает очень характерными жестами. Выскакивают Каиафа, Пилат и Иуда. У них еврейское произношение и очень живые жесты. Все трое в беспрерывном движении: целуются, отпрыгивают вправо и влево, горбятся, всплескивают руками, повторяют царю хором последние слова с карикатурными жестами. Каиафа быстро кричит в самое ухо Ироду.
КАИАФА (при слове «я» указывает на себя):
Да, я Каиафа, я здесь, да-да!
Вам услужить я готов всегда!
Чего желает мой господин?
О чем страдает мой господин?
Мой господин желает совет?
Любой — да-да — мы дадим ответ.
ИРОД:
Что ж, мудрецы, вам известно дело.
Не бойтесь меня, говорите смело.
Я правду желаю узнать без прикрас,
Иначе сюда не позвал бы я вас.
ВСЕ ТРОЕ:
Видели — знаем — читали. В Писании
Про Вифлеем есть одно предсказание:
Сын Человеческий там родится,
Через Которого мир обновится.
Будут враги Его вечно презренны,
Верные слуги — благословенны,
Пища души Его — млеко и мед.
Зло Он отвергнет, добро изберет.
ИРОД:
Да, но я слышал от гостей,
Что этот Отрок — Царь царей —
Законный Пастырь Иудеи,
Пред Кем склонятся наши шеи.
Коль это так, сказать я вправе:
«Беда грозит моей державе».
КАИАФА:
Нет, этот Царь, по Писаньям Святым,
Будет отвергнут народом своим,
И по приказу законных властей
Будет казнен, как последний злодей.
ИРОД:
А что, когда бы мы сумели
Его прикончить в колыбели?
ПИЛАТ:
Царь иудейский, не торопись,
Из Вифлеема вести дождись.
Пусть твои гости придут назад!
Так говорит тебе Понтий Пилат!
ИРОД:
Боюсь, в народ проникнет слух
И возбудит мятежный дух.
И так вчера слыхал я сам,
Что в поле Ангел пастухам
Явился — и невесть зачем
Велел идти им в Вифлеем.
Иуда, ты мне не соврешь:
Скажи, что правда здесь, что ложь?
И как зовется город тот,
Откуда ждет Царя народ?
ИУДА:
Ах, я тебя не утешу ничем,
Вместе со всеми скажу — Вифлеем,
Город Давида, пророков уста
Славят как место рожденья Христа.
ИРОД:
Ну что ж, мне ясно ваше мненье,
Ступайте, я приму решенье.
Непрерывно кланяясь, иудеи пятятся назад, спотыкаются о скамейки и падают.
ИРОД:
Чего тут думать и рядить? —
Младенца надо погубить!
(Черт хихикает за сценой.)
Но, кажется, в нужде такой
Сам черт смеется надо мной.
Ведь даже конченый злодей
Боится обижать детей.
Но я решусь на все — увы! —
Крадут корону с головы!
Иного выхода мне нет…
Зачем родился я на свет?
И кто на помощь мне придет?
Не Бог, не Ангел — только черт.
Пусть — душу грешную мою
Я ныне черту продаю.
(Зрителям.)
Что испугались?! — Так и надо!
Зову помощника из Ада!
ЧЕРТ:
Кто там? Кто здесь? Кто ждет меня?
Проворный черт резвей коня.
Ты звал меня? Я под рукой.
Что будем делать мы с тобой?
ИРОД:
Что хочешь — не теряй лишь время.
Царь народился в Вифлееме.
К Нему отходят честь и слава.
К чертям летит моя держава.
ЧЕРТ:
А черт уж тут — слуга твой верный!
Не огорчайся же чрезмерно.
Мне тоже по сердцу проблема
Сгубить Царя из Вифлеема.
Не жди известий — действуй смело!
Пошли солдат во все пределы,
Пускай войдут они с мечом
И в бедный, и в богатый дом
И перережут всех подряд
Невинных деток, как цыплят.
ИРОД:
Ох, неужели сразу всех?
Чудовищный, великий грех!
Молва о нем наверняка
Пройдет все страны и века.
ЧЕРТ:
Связался с чертом — режь и бей!
Кроши и женщин и детей.
Чуть оробеешь — погоришь.
(Зрителям.)
В моих когтях он — словно мышь!
Старайся, друг! А я пошел
Дрова подкинуть под котел.
На сцене гаснет свет. Когда он снова зажигается, Ирод сидит на своем месте среди других. Все поют стоя.
ЦАРИ (поют):
Споем о мудрых волхвах,
О звезде золотой.
Оставив Ирода ждать в тревоге,
Волхвы отправились в путь.
Звезда в ночи сияла
И тихо над яслями встала.
ВСЕ (поют):
Дитя родилось в Вифлееме.
В сей дивный час Возрадуйся Иерусалим!
В сей дивный час ликуем мы,
Божию Матерь славим мы
С Младенцем нежным Ее,
С Младенцем нежным Ее,
Славим мы Господа Христа
Хвалебной песнею,
Хвалебной песнею!
В яслях лежит Он
В лоне Отца
В сей дивный час.
Царству Его да не будет конца!
В сей дивный час ликуем мы,
Божию Матерь славим мы
С Младенцем нежным Ее,
С Младенцем нежным Ее,
Славим мы Господа Христа
Хвалебной песнею,
Хвалебной песнею!
Все садятся. Черт убирает трон Ирода и возвращается на место. Слуга ставит скамеечку для Марии немного правее середины. Иосиф и Мария занимают свои места. ‘Тут поднимаются Архангел и цари. Архангел идет по сцене и снова становится впереди справа. Затем начинается шествие царей.
КАСПАР (словно молясь):
По перепутьям дорог
Вослед звезде ведет нас Бог.
Свети нам, Господи, свети,
Чтобы не сбились мы с пути,
Чтоб цели, заданной тобой,
Достигли мы во тьме ночной.
МЕЛЬХИОР:
Здесь перекресток: как нам быть?
Как правый путь определить?
ВАЛТАСАР:
Взгляните-ка, звезда — наш друг —
Над бедным хлевом встала вдруг.
Над крышей ангелы парят …
Неужто это — дом Царя?
МАРИЯ (поет):
Дитя мое, спи сладким сном,
Между осленком и волом.
Спи на соломе золотой,
Укрытой бедной пеленой.
МЕЛЬХИОР:
То Мать поет у колыбели.
Дары готовьте — мы у цели.
Подходит слуга, принимает у царей посохи и отдает им дары. Потом он становится в стороне, держа посохи царей.
МЕЛЬХИОР (поет):
PsaliteunigenitoCristodeifilio.
Psaliteredemptori, dominopuerulo
Jacentiinpreccepio.
ВСЕ ТРОЕ (поют):
Ну, кому же первым быть?
ВАЛТАСАР:
Кто первым чрез порог шагнет?
КАСПАР:
Пропустим старшего вперед.
ВАЛТАСАР:
Я не ищу подобной чести.
МЕЛЬХИОР:
Друзья мои, войдем все вместе!
А коль робеете — я вам
Пример решимости подам.
(Становится на колени перед Марией.)
Благословен сей мирный дом,
Благословенна Мать с Дитем
И ты, Иосиф, добрый муж,
Хранитель их невинных душ.
Прошел я множество путей,
Чтоб увидать Царя царей.
И царский в дар принес металл
Тому, Кто столь велик и мал.
КАСПАР:
Мой Царь, пусть беден Твой приют!
Тебя враги здесь не найдут.
А нас во тьме вела сюда
Твоя чудесная звезда.
Принес Тебе я смирну в дар
И сердца любящего жар,
И Ты прими меня потом
С любовью в Царствии Твоем.
ВАЛТАСАР:
Ты в яслях спишь, мой Царь, мой Бог!
Но светел нищий Твой чертог.
О, как отрадно для очей
Сиянье кротости Твоей.
Раскинул крылья Херувим
Над изголовием Твоим.
Тебе, Небесному Царю,
Я ладан жертвенный дарю.
ИОСИФ:
Знатные гости, мы рады вам,
Вашим приветствиям и дарам.
Вас не смущает наш скромный вид,
Бог вашу веру вознаградит.
МАРИЯ (поет):
О мудрецы, спасибо вам!
Цены нет вашим всем дарам.
Бог вас за все вознаградит
И путь ваш обратный благословит.
КАСПАР:
Добрый Иосиф, мир полон зла!
Вечно со светом воюет мгла.
Если нагрянут на вас враги,
Мать и Младенца убереги!
ВАЛТАСАР:
Прощай, мой Агнец дорогой!
Мы возвращаемся домой.
Храни Тебя от злых сердец
Господь, Твой истинный Отец.
Цари опять идут вместе. Слуга приносит им посохи. Затем он берет дары и кладет их под скамьи, там, где сидят Мария и Иосиф.
МЕЛЬХИОР:
По старой дороге пойдем мы опять,
Чтоб данное Ироду слово сдержать.
Поскольку же город закрыт до утра,
Давайте хоть здесь отдохнем у костра.
Цари встают на колени. Появляется Архангел. Ноктюрн.
ЦАРИ (поют):
Я спал и видел чудный сон…
За царями появляется Архангел.
АРХАНГЕЛ:
О мудрые цари из восточных стран!
Наказ вам от Господа Бога дан:
Домой возвращайтесь путем иным,
Минуя город Ерусалим.
Царь Ирод ввести вас хочет в обман —
Крови Младенца ищет тиран.
Сверните в сторону, встречным всем
Благовествуя про Вифлеем.
Цари просыпаются.
МЕЛЬХИОР:
Братья, вот чудо! Сейчас во сне
Ангел Господень явился мне.
И приказал нам идти домой,
Ерусалим обходя стороной.
ВАЛТАСАР:
Этот же сон и меня посетил.
Тайну мне вестник Божий открыл:
Ирод готовит нам злой обман —
Крови Младенца ищет тиран.
КАСПАР:
Этот же сон увидал и я.
Волю Господню исполним, друзья!
Поворотим на восток и всем
Встречным расскажем про Вифлеем.
Архангел ведет царей на места, по дороге они поют.
ПЕСНЯ ЦАРЕЙ:
Царь увидал своими очами Младенца.
С этой поры он идет по свету,
Чудесную весть несет он, несет он, несет…
Гаснет свет. Потом появляется Архангел.
АРХАНГЕЛ:
Добрый Иосиф, беда пришла!
Ищут Младенца исчадья зла.
С Девой и Сыном беги сей же час,
В Египет Господь призывает вас.
ИОСИФ (на коленях):
Куда же ночью мы пойдем,
Покинув в стужу теплый дом?
За городской стеной теперь
Гуляет вор и рыщет зверь.
МАРИЯ (поет):
Бог поведет нас во тьме ночной,
Бог нам путь прямой укажет,
Ангел будет нашим стражем,
В дикой чаще, в чистом поле
Нас защитит Святая Воля.
Иосиф, встань, свой страх забудь!
Седлай скорее осленка в путь.
ИОСИФ (вставая):
Что устрашился я невзгод,
Когда Господь Сам мне оплот?
На волю Божью положась,
Идем в Египет сей же час.
Мария встает, берет младенца, они идут.
МАРИЯ (поет):
Прощай, прощай, мой край родной, прости,
Господь велит в Египет нам идти.
Уходят. Гаснет свет. Черт вытаскивает трон Ирода, Ирод садится.
ИРОД:
Сижу, теряю время зря.
Все жду — вернутся три царя.
И не могу понять никак,
Что я обманут, как дурак.
Нет, не придут они вовек! —
Но не такой я человек,
Чтоб у меня не стало сил
Исполнить то, что я решил.
Клянусь, Младенец дорогой,
Сыщу Тебя хоть под землей!
И поиграем мы, малыш,
В игру до крови: кот и мышь.
Иль, как лисичка, я с Тобой
Сыграю в смерть, цыпленок мой!
МАРИЯ (проходя на заднем плане, поет):
Царь, непреложен закон милосердия,
Страшись пролить невинную кровь!
Вслед за грехом угрызенья идут.
Страшит падшую душу Божий Суд!
ИРОД:
Будь проклят, совесть, голос твой!
Я устою перед тобой.
— Эй, слуги! Пусть один из вас
Зачтет народу мой указ.
Входит слуга. Ирод протягивает ему свиток.
СЛУГА:
Я, Ирод Великий, в царстве моем
Повелеваю усечь мечом
Всех младенцев младше двух лет,
В земле Вифлеемской узревших свет.
Бедным, богатым — всем равно
Детей своих прятать запрещено.
Слуга уходит. Световая и музыкальная пауза — избиение младенцев. (Вариант: все встают, склоняют головы и некоторое время — абсолютная тишина.) Слуга появляется опять.
СЛУГА:
Царь, мы покончили враз со всеми,
Нет детей во всем Вифлееме.
Но старались, как видно, зря,
Среди них не нашлось Царя.
ИРОД (в истерике)-.
Проклятие! Что ты сказал?
Он жив, Он спасся, Он бежал!
Не верю! Нет! Хочу, хочу,
Хочу предать Его мечу!
Падает. Появляется Архангел с огненной короной, становится за троном Ирода и наклоняет звезду.
АРХАНГЕЛ (поет):
О Ирод, о Ирод, тиран и злодей!
Как смел погубить ты малых детей!
Что сделал меч твой проклятый?!
Но вот пришел грозный час расплаты.
ИРОД (слуге):
Возьми корону. Здесь она
Теперь мне больше не нужна.
Царя другого изберут.
Я вниз иду, на Божий суд.
АРХАНГЕЛ:
Ирод, Ирод, идешь ты в ад
К любезному другу, в огонь и смрад.
Надевает на голову Ирода пламенную корону и уходит. Появляется черт.
ЧЕРТ:
Прыг-скок, прыг-скок!
Едем в гости, мой дружок!
Ну-ка, голову нагни,
К нам на кухню загляни!
Пригибает голову Ирода вниз. Тот в ужасе отшатывается от увиденного.
ИРОД:
Молю, отпусти хоть на несколько дней.
Тебе подарю я двух черных коней.
ЧЕРТ:
Не хочу никого!
Лишь тебя одного!
ИРОД:
Готов за минуту я царство отдать!
ЧЕРТ:
Время пришло за грехи отвечать.
Сейчас проверим, друг мой милый,
Великий царь ты или хилый?
(Стаскивает Ирода с трона и запрягает.)
Но, лошадка, но-но-но!
Жду в аду тебя давно!
Нету грешника резвей,
Чем отъявленный злодей!
Ирод и черт удаляются, черт верхом на Ироде. Актеры встают, идут по кругу и поют, в конце выстраиваясь полукругом.
ВСЕ (поют):
Ликуйте и веселитесь!
Христос-Мессия
Ради нашего спасенья
Сыном стал Марии.
В яслях спит Он сладким сном
Между осленком и волом.
Баю-баю-баю, Царь Небесный мой,
Ты со мной, я с Тобой.
Радость в сердце и веселье
В день этот, в день этот, в день этот.
В мир пришел
Христос, Сын Марии, Марии,
Чтоб иссякли в мире реки
Горьких слез, горьких слез, горьких слез.
Я обрел Тебя навеки, я обрел Тебя навеки,
О Христос, о Христос!
АРХАНГЕЛ:
Уважаемые господа, жены добродетельные,
Скромные девы и милые дети.
Актеры вас просят: ради Бога,
Нас не судите слишком строго,
Если мы перепутали роли
Или запнулись на важном слове.
Не умысел актеров злой,
А недоумье тому виной.
Для вас мы старались, кто как мог!
Желаем вам радости, храни вас Бог!
театр
Пьеса “Три царя”
Рождественская игра, прототипом которой послужила немецкая народная «игра-мистерия».