Туда и обратно

Программа вальдорфской школы от младшей до старшей ступени

Кэрол Бэртгес
Перевод с английского Наринэ Мальцевой
31 січня, 2019, 11:20

Кэрол Бэртгес (Carol Bartges) в настоящее время преподает английский в старших классах Школы Рудольфа Штайнера в Нью- Йорке. Она также является Среднеатлантческим региональным представителем в правлении Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки. Кэрол работает над докторской диссертацией в области компаративной литературы в аспирантуре Нью-Йоркского университета. Ее дети – Макс и Сара – выпускники школы Рудольфа Штайнера.

Программа вальдорфской школы от младших и средних классов (1–8) до старших (9–12) является единым органичным целым. Она направлена на здоровое развитие учеников с самого детства до юности. У Кэрол Бэртгес необычайно большой опыт, она прошла вальдорфскую школу как ученица от детского сада и до двенадцатого класса, работала классным учителем в младшей школе, учителем английского языка и театра в средней и старшей школе. Вся ее длительная карьера развивалась в Школе Рудольфа Штайнера в Нью-Йорке.

В этой статье автор описывает взаимосвязи между учебными программами старшей и средней школы и призывает вальдорфских учителей – классных учителей и предметников в старшей школе – интересоваться тем, что происходит по обе стороны того большого разделения, которое происходит в 8-м классе.

«Что они там делали, в этой средней школе?»

Иногда, когда мы, учителя старшей вальдорфской школы, говорим об основной ступени, то задаем правильный вопрос, но используем неверную интонацию. Это может звучать нетерпеливо или скептически. Но мы можем задать этот вопрос по-другому, и наш скепсис тут же превращается в интерес и уважение. Учебная программа младших классов засевает в ребенке подобные золотому зерну способности. Эти способности прорастают в средних классах, а затем на старшей ступени, бережно сопровождаемые учителями, они вызревают и дают плоды.

 

Красная спираль ведет ребенка в глубокое переживание себя и физического мира, тогда как синяя спираль направляет подростка во взрослость и ее высшую перспективу. Красная спираль: сказки – легенды – басни – Ветхий Завет – саги – эпос – мифы Индии, Персии, Египта, Греции – древняя история, Рим, иудео-христианский, исламский, средневековый мир – Ренессанс… Синяя спираль: эпоха революций и технологий, американская литература – история через драму – эпос, средневековая история – Шекспир – Просвещение – романтизм – современный мир, история и литература – «Фауст» – сказки.

 

Известный вальдорфский педагог Дуглас Гервин изобразил две учебные программы графически в виде взаимосвязанных спиралей – одну красным, другую синим, – движущихся противоположно друг другу из разных начальных точек. Красная спираль – это путь от детского сада до 8-го класса, путь из высшего мира духа, по которому ребенок спускается в мир материи. Он завершается примерно в возрасте четырнадцати лет, когда ученик восьмого класса наиболее глубоко связан с физическим миром и своим физическим телом. Сжимающийся центр красной спирали символизирует место наибольшей плотности, когда растущий подросток охотно (и шумно) погружается в материю, в современный мир здесь и сейчас. Эта точка в центре указывает на кульминацию первых восьми лет начальной школьной жизни. Из этой точки синяя спираль старшей школы уходит вовне в широкий мир.

В третьем классе, когда все еще преобладает переживание божественного авторитета и благосклонности, дети узнают о героях Ветхого Завета. Здесь Давид встречает и побеждает гиганта Голиафа.

 

Учебная программа основной ступени вальдорфской школы, приводящая ребенка во все более глубокое и активное взаимодействие с материальным миром, направляет физическое и эмоциональное развитие ученика к достижению этого центра в восьмом классе. Например, можно рассмотреть, как развивается основной материал для рассказывания в гуманитарной части программы основной школы, который изображен на рисунке на красной спирали, направленной извне вовнутрь. По внешнему краю расположены истории, которые рассказываются детям в детском саду и начальных классах, истории, находящиеся вне времени и места. Они связывают ребенка с вечными истинами, которые существуют вне его, и мягко приводят его в мир причинности. В начальных классах это сказки, мифы и басни со всего мира. В третьем классе начинаются эпические истории Ветхого Завета и индейские мифы о творении*( В нашем случае это могут быть славянские мифы. – Прим. пер.), в которых в конце воцаряется настроение неоспоримой божественной власти. В четвертом же классе происходит изменение: в норвежских мифах начинают появляться образы безнадежного обмана и разочарования.

Изменения в программе отражают то, что происходит в развитии психики и души ребенка. Они подтверждают то, что ребенок бессознательно ощущает в это время: жизнь не всегда справедлива и радостна. Мы, люди, часто действуем в наихудших эгоистических интересах как раз потому, что стремимся к своей свободе и независимости. В скандинавском мифе ≪Смерть Бальдура≫ примером такого поведения является озорной бог Локи. Из-за стремления Локи убивают самого совершенного из богов – Бальдура. Для упрямой злости Локи не было определенных причин, но его импульсивное поведение навсегда разрушает гармонию и благодать богов. Тем не менее, дети чувствуют, что есть нечто подлинное в этом отвратительном действии – что человек может утверждать свой авторитет и индивидуальность таким шокирующим и вредным способом.

 

В пятом классе дети расширяют свои исторические и культурные горизонты, изучая мифы и истории древних цивилизаций. Это ученическая картина Гималаев.

 

В девять лет к ребенку приходит новое понимание внутренней жизни, в котором уже нет места полному доверию к доброжелательности мира. И как своевременно в это время начинается работа с деревом! Усердно работая долотом и молотком – возможно, в честь бога-громовержца Тора, – дети чувствуют, что твердая воля человека тоже может дать продуктивный результат. И несмотря на то, что ≪грехопадение≫ является неизбежным для подрастающего ребенка, урон от него может быть преобразован с помощью подобной художественной и ремесленной деятельности. Дети развивают способности, которые будут служить им в будущем, – активную внутреннюю пробужденность, способность самостоятельно вести целенаправленную работу и бессознательное доверие к преобразованию.

Синяя спираль, которая начинается в 9-м классе, движется в направлении из центра наружу, назад в мир. Пунктом назначения, однако, служит не бесконечность духовного пространства младенца, но мир современных человеческих переживаний.

То, что синяя спираль берет свое начало из завершающей точки красной спирали, означает, что учебная программа старшей ступени школы – это эволюция программы средней ступени.

В этом кроется интимное отношение между восьмиклассниками и девятиклассниками. Ученики в обоих классах тесно связаны в их физическом, эмоциональном и духовном развитии. В девятом классе намеренно отражаются темы, которые изучались всего лишь год назад в восьмом. Именно на это и указывал Рудольф Штайнер. Задача учителя старшей ступени – сделать так, чтобы девятиклассники эти темы пережили по-новому. Если же это будет просто повторением, то ученики будут испытывать скуку и разочарование.

 

В восьмом классе ученики исследуют человеческую личность через черно-белые портреты и автопортреты, выполненные углем.

В 8-м классе ученики уже встречаются с революциями 18-го и 19-го столетий, но прежде всего через биографии индивидуальностей, чьи жизни оказали влияние на ход мировых событий. Изучение Французской революции в восьмом классе, например, может происходить через рассмотрение жизни Наполеона и влияние его индивидуальных действий на судьбу народов Европы. В девятом же классе упор в изучении Французской революции, индустриальной революции или Гражданской войны (в США) нужно делать на связанных с этими событиями универсальных перспективах и достижениях. Ученики получают историю с птичьего полета, а не крупным планом.

Также и в 8-м, и в 9-м классах изучается физиология. В восьмом классе ученики изучают внешние органы тела и скелетную систему. В девятом классе фокус смещается на внутренние органы и процессы, эмбриологию. Черно-белое рисование также является общим переживанием в 8-м и 9-м классах. Восьмиклассники исследуют собственный ландшафт через автопортрет, а в девятом классе больше внимания в черно-белом рисовании форм уделяют перспективе, светотени и точкам зрения.

 

Девятиклассникам предлагается черно-белое изучение внешних форм, с акцентом на свете и тени, а также перспективе.

В 9-м классе, в тот момент, когда подростки достигли стадии наибольшей ≪материальности≫, наибольшей погруженности в себя, учебная программа настоятельно призывает их направить свои взоры вовне, в реальность физического мира. Девятиклассников просят в их научных исследованиях тщательно и объективно наблюдать явления и записывать то, что они испытывают. Они часто сталкиваются с полярностями: тепло и холод на эпохе физики, трагедия и комедия на эпохе литературы, черное и белое на эпохе рисования.

Работа с этими полярностями помогает  балансировать и смягчить иногда всепоглощающее и переполняющее чувство жизни, как правило, характеризующее учеников старшей ступени.

В 10-м классе студенты имеют возможность развивать способности, сравнивая и сопоставляя разрозненные явления, устанавливая связи и учась проводить аналогии. Программа по истории вновь обращается к древним культурам, которые проходились в пятом и шестом классах – Индии, Персии, Египту, Греции и Риму, –концентрируя при этом внимание на сходстве и различии этих цивилизаций и их влиянии друг на друга. Ученики сравнивают эпос Древней Греции и Рима и норвежские саги.

Изучая роман Алана Патана ≪Плачь, любимая страна≫, ученики сравнивают отдельные миры белых и черных южноафриканцев. На эпохе поэтики они сравнивают эпос, лирику и драматические формы и узнают, как каждая из них ≪поет≫.

 

История Парсифаля, неуклюжего дурачка, который в конце становится Королем Грааля, – это история личной трансформации, обращенная к одиннадцатикласснику.

Тема трансформации, смерти и воскресения является центральной в учебной программе 11-го класса. Одиннадцатиклассники изучают ботанику, используя принципы, изложенные Гете в ≪Метаморфозе растений≫. Они читают легенду о Парсифале, историю о глубинном самостоятельном внутреннем преобразовании. В истории студенты пересматривают темы 7-го класса – эпохи Возрождения и Просвещения, – но теперь с точки зрения глубокой трансформации, которая происходит в то время во всех трех сферах человеческого существования: культурно-гуманитарной сфере, в экономической сфере и сфере права.

 

На эпохе ботаники в старшей школе студенты вблизи наблюдают и зарисовывают в цвете растения и цветы.

Девятилетний ребенок переживает пробуждение индивидуального сознания, которое позволяет ему чувствовать себя отделенным от мира. В шестнадцать или семнадцать лет этот душевный опыт отделения повторяется. Возникают глубокие внутренние и внешние вопросы. Рудольф Штайнер говорит, что в обоих случаях, как в средней, так и в старшей школе, речь идет о переживании внутреннего ≪кризиса≫ или разрыва, который необходимо преодолеть, поскольку индивидуальность движется вперед, встречаясь со своей судьбой. У шестнадцатилетних этот кризис может проявляться в виде неуверенности в себе, отходе от старых друзей, пересмотре семейных и школьных ценностей и традиций, разочаровании или потери амбиций и энергии. Но кризис имеет и положительную сторону: ученики понимают, что ответы на глубокие жизненные вопросы не могут быть найдены в борьбе за хорошие оценки и рейтинги, в создании поверхностных образов ради популярности или в поисках легкого спасения через наркотики.

Если десятиклассники знакомились с историями о предприимчивых, компанейских эпических героях, таких как Одиссей и Беовульф, то теперь они сталкиваются с героями, путешествия которых отражают современный кризис идентичности. Все классические представители программы 11-го класса – Гамлет, Парсифаль, Уильям Блейк, Жан-Жак Руссо, Данте, Марлоу Конрада в ≪Сердце тьмы≫, –идут своим путем в одиночку. Эти персонажи олицетворяют то внутреннее одинокое путешествие, которое совершают молодые люди в поисках смысла жизни. Деятельные герои эпоса, изучаемого в десятом классе, в одиннадцатом сменяются человеком чувства и мысли. Так же, как девятилетний вдруг понимает, что с жизнью приходит борьба и несправедливость, шестнадцатилетний стоит перед фактом, что новые внутренние убеждения и ценности должны быть завоеваны благодаря упорному стремлению и иногда болезненному личному опыту, а не через следование примеру или совету семьи и друзей.

Таким образом, учебная программа вальдорфской школы удовлетворяет потребности подростка в создании собственной, аутентичной идентичности. Осознавая этот кризис и сознательно работая с помощью учебной программы с прошлым и настоящим, учитель может помочь ученику преодолеть эти пороги, иметь мужество сказать ≪да≫ будущему.

В 12-м классе синяя спираль близится к концу. Ученики в это время работают с материалом, который может быть полностью осознан только в сфере мышления. В девятом классе на естественнонаучных эпохах ученики наблюдали и описывали внешние явления. В отличие от этого, в двенадцатом классе, рассматривая на эпохе физики оптику, ученики сталкиваются с невидимой природой света. В литературе ученики обычно читают американских трансценденталистов, которые отстаивают реальность и даже приоритет духовной деятельности. Эмерсон писал: ≪Великие люди –это те, кто видит, что в духовном заключена большая сила, нежели в материальном; что миром управляют мысли≫. Подходя к завершению своего образования, ученики возвращаются в мир вне времени и пространства, в мир, который они испытывали в мифах и сказках, но теперь уже на уровне живого и активного мышления.

Таким образом учебная программа старшей школы представляет собой движение от восприятия к внутреннему прозрению также как учебная программа средней школы представляет собой движение от внутренней мечтательности к полному воплощению (инкарнации).

Знание того, что и как раньше проходили дети, помогает учителю старшей школы избежать тенденции спешить в подаче понятий и фактов в отрыве от активной жизни чувств. Работая со становящимися интеллектуальными способностями учеников, преподаватели старшей школы должны продолжать развивать те душевные переживания, которые строят самый основательный фундамент памяти и жизни мышления в последующие годы. Рудольф Штайнер указывает: Все процессы, которые в конечном итоге приводит к памяти, происходят в той же области души, в которой находится жизнь чувств. Жизнь чувств с ее радостью и болью, с удовольствиями и дискомфортом, напряженностью и расслаблением является носителем всего постоянного в понятийной жизни.

Для ученика вальдорфской старшей школы авторитет классного учителя уже не является доминирующим. Вместо этого ученик теперь встречается с хором голосов, который ищет, как его вдохновить: это различные учебные предметы, художественная деятельность, а также отдельные учителя.

Для некоторых учеников самыми убедительными будут великие поэты; у других глубокий интерес вызовут естественные науки и математика. В художественной мастерской, в оркестре, в драматическом кружке, в научной лаборатории студенты имеют возможность развивать свои уникальные навыки и одаренности в индивидуальной и совместной деятельности. Одной конечной целью вальдорфской старшей школы является воспитание индивидуальностей, которые и чувствуют, и знают, что истинные мысли могут оказывать глубокое и существенное воздействие на мир: что мысли могут стать деяниями. Другая цель –пробудить индивидуальное суждение и живое свободное мышление. К тому времени, когда ученики повзрослеют, мы надеемся, что они обретут уверенность и силу самостоятельно идти по синей спирали в мир, с восхищенным энтузиазмом от возможности воплощать истинные идеалы в реальность.

Что они там делали, в средней школе? – Ответ на этот вопрос: ≪Очень много, и еще больше будет сделано в старшей школе≫. Когда работа старшей школы переживается как органичное следствие средней, все сообщество видит в наших студентах богатейший урожай сладких цветов и фруктов.

Вперше опубліковано в електронному журналі “Дитина Вальдорф+” №4, 2014.




Читайте також