Во-первых, давайте присмотримся к самому принципу раскраски: черные границы, которые «нельзя переходить». Как сказал один прекрасный художник, — «контур — это тюрьма для цвета». Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что «нельзя за флажки»! Потому-то раскраски столь любимы «педагогами» госполитсистемы — они исподволь приучают к казарменным порядкам на уровне подсознания и вдобавок подсаживают на это и родителей, не понимающих, что они делают, содействуя этим вредоносным занятиям, всерьез считая, что ребенок учится рисовать, в то время как ему активно отбивают всякую охоту и способность к этому.

Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия свободным рисованием, сказала: «Вот воспитательница в садике жалуется, что ваша девочка не рисует, как все! — Даешь ей раскраску, а она переходит ее границы!» (Это у них урок рисования такой — «раскрась по шаблону»…) Невольно вспомнишь, как у Гоголя столоначальник говорит писарю: «На-ка вот, перепиши! А не то снимут с тебя сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши!» Мертвые души… Хотят сделать себе подобными других.

Во-вторых, сознание штампуется и по другому параметру. Да, дети учатся различать цвета. Родитель(ница): «Ой, как же мы теперь рады! Ходим в студию, и мой (!) ребеночек уже различает желтый, красный! А у соседей еще нет, а у нас уже да!» Но эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне. Дерево теперь приучают красить деревянным (коричневым), водичку — синим, травку — зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом?

Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, который прямо-таки сидит в костях, поскольку земля, дерево красятся всегда кофейно-коричневым, вода — синим…. Этим сдетства забивают восприятие людей: глаза отныне смотрят и не видят, что вода не синяя, а на ней играют цвета, которые в ней отражены! Что трава не тупо-мертво зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы. А имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и заканчивая коричневыми, розовыми и желтыми — просто посмотрите вокруг себя!

В-третьих, присмотритесь к сюжетам раскрасок. Чаще всего мы видим героев мультфильмов, о которых стоит затеять отдельный разговор. Еще как-то можно ужиться с лошадкой, Пятачком (только благодаря легендарному советскому мультику) и еще парой изображений, но остальное — пошлый, дурацкий примитив и уродство! Особый шедевр — кусок машины со злобными глазами на стекле.

Психология раскрасок подразумевает, что ребенок — это маленький идиот, которому надо давать все в оболваненном и изуродованном виде, «прикольненько и кривенько», сюсипуси и примитив. Его надо, дурака, научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!

В-четвертых — и самое страшное! Говорю уже как художественный терапевт. Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, «головоноги» и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно вчувствоваться в процессы становления своего тела, и они из тела и исходят! Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типические движения и формы — спирали, «лесенки», ряды кружочков и т.д. — появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Деятельность органа бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, в повторяющуюся раз за разом в любом сюжете типичную форму линии.

Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, губят связь движения ребенка с формированием его тела. Навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препятствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма. Это китайские башмачки, «колодочки» на тело и душу…

Вы не замечали, как дети сопротивляются раскраскам? Сначала они могут даже заинтересоваться, — как интересуется ребенок всем новым, но в конечном счете все это отправляется в мусор, потому что мусором и было изначально. В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и «настойчивая в этом помощь взрослых» доводили до хронического запора, чудесным образом проходившего, когда мы меняли характер занятий и начинали просто играть с цветными пятнами жидкой акварели на мокрой бумаге…

Если вы не верите моим словам, то поверьте отзывам людей, которые проходят путь переживания цвета. В социальных сетях можно найти мои страницы, где представлены работы уже сотен взрослых людей, пришедших учиться рисовать и сбросивших с себя оковы! Уже на первом занятии они обнаруживали, что могут рисовать, как только скинут хотя бы часть привитых с детства «правильных» представлений о том, каким цветом надо красить травку, водичку, дерево! И что дерево — это не палочка с листиками…

Раскраски ослепляют детей, прививают сознание своей неспособности, неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить «по образцу», который обычно напечатан рядом. Сможете так нарисовать, потягаться с полиграфией? Никогда не получится! За типографией не угнаться с фломастером и карандашом! Из этого возникает устойчивое представление: «Вот и пойми, дитя, впитай: там мастера, а ты красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся, слушай дядю!» Такими людьми, подсознательно убедившимися с детства, что они второсортны, а таланты — где-то в недосягаемых высях, гораздо проще управлять, не правда ли?

Возникает резонный вопрос: чем заменить раскраски? Пальчиковые игры, «пестушки», игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками — все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная на палку, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей «рисовать в воздухе»! Есть и специальные занятия для родителей по искусству игры в линии с детьми — очень веселые и совсем не сложные. Оказывается, мы все это умеем и когда-то в детстве сами делали, и все это нас формировало! Но пропаганда «правильных методов развития детей» «опытных психологов и педагогов» отучает от нормальных игр, заменяя их живую жизнь «развивашками» и «обучашками» — дрессурой, замаскированной под игру, в то время как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка.

Смотрите статьи автора о рисовании с детьми по ссылке.