Цель первого класса – научиться учиться. Задача учителя – создать такой ритм школьной жизни для детей, который позволяет им расти и учиться здоровым образом. С этой целью учитель разрабатывает не только ритм сезонных праздников, но и ритм каждого дня и каждого урока в течение дня.
Год начинается открытием: за всеми формами лежат два основных принципа – прямая и кривая. Дети ищут эти формы в собственных телах, в классе и в окружающем мире. Прямые и кривые можно упражнять в ходьбе, рисуя их в воздухе, на доске и, наконец, на бумаге. Рисование форм развивает двигательные навыки, пробуждает силу наблюдения ребенка и готовит базу для введения алфавита.
Через сказки и истории дети знакомятся с каждой буквой алфавита. Так дети переживают развитие языка очень конкретным творческим образом: вместо абстрактных символов букв появляются образы-персонажи, с которыми дети имеют реальные отношения.
Когда дети освоили звуки и могут назвать и записать их, они готовы для первого чтения. Учитель рисует на доске иллюстрации рассказанных историй, а дети зарисовывают их в свою эпохальную тетрадь. Класс сочиняет короткие описательные фразы, которые сопровождают каждую иллюстрацию. Дети переписывают предложение, которое пишет на доске учитель. Так дети научаются составлять слова и строить предложения без сознательных усилий и испытывая радость от создания собственных иллюстрированных книг для чтения.
Аналогичным образом дети впервые переживают числа до того, как научатся складывать или вычитать: что такое единство? что есть в мире единица? что в мире единственно? («Я!») Так характеристики единицы, двойки, тройки и т.д. ищутся во внутреннем опыте детей и в природе. Для счета используются камни, желуди и другие природные объекты. Дети получают особенное удовольствие при счете, топая ногами и хлопая в ладоши при произнесении чисел хором. Этот вид деятельности позволяет им знакомиться с формой и движением численных элементов, что является природой счета. И только после длительного практического опыта в сложении, вычитании, умножении и делении вводятся письменные знаки для этих операций.
Лишь подступая к изучаемому миру с любовью, симпатией и интересом, дети научаются чему-то в этом возрасте; художественные образы и истории, помогающие вдохновиться этими качествами, лучше всего подходят для этой задачи. Изучение природы проходит в форме вслушивания в то, что говорит мир, в рассказах о жизни и ее приключениях. Ребенок изучает истинные факты природы, но всегда в ярких, драматических формах историй.
Первоклассники входят в мир музыки через пентатонику. В этом строе все ноты при их проигрывании в любом порядке звучат гармонично. Песни основываются на сезонных темах. Игра на пентатонической флейте развивает координацию пальцев, концентрацию и контроль дыхания. Первоклассники также вяжут, рисуют красками и мелками. Концентрированный и разнообразный характер работы в первом классе предъявляет повышенные требования к усилиям ребенка и его жизненной энергии. Ему может потребоваться больше отдыха, чем раньше, нового продуманного распорядка сна и здорового питания.
педагогіка
Учимся учиться
Азы для родителей