По мере приближения к старшей школе многие ученики и их родители задают себе вопрос: остаться в вальдорфской школе на 10 и 11 классы или продолжить обучение в другом месте? В 9 и в 10 классах этот вопрос встает наиболее остро.
Вальдорфским учителям тоже небезразличны мотивы ушедших и оставшихся. Их волнуют устремления и потребности старшеклассников, какими они выходят из школы во взрослый мир.
То, что приведено ниже, – это точно не истина в последней инстанции. Тем более, что истин будет как минимум три . Это просто размышления на тему трех целеустремленных, ответственных, неравнодушных Людей. Мы надеемся, что ребятам и их родителям эти размышления помогут найти свой ответ на вопрос «Уйти или остаться в вальдорфской школе?», а учителя смогут еще лучше понимать, поддерживать и направлять старшеклассников в 10 и 11 классах.
Илья Легейда, выпускник Русановского физико-математического лицея 2015 года, учился в киевской вальдорфской школе «София» с 1 по 9 класс.
Илья серьезно заинтересовался компьютерами в 7 классе, а в 8 он окончательно определился с выбором будущей области деятельности – программирование и компьютерные технологии. Стало понятно, что после школы он будет поступать в технический вуз. Для поступления в такой вуз необходима дополнительная подготовка в области физики и математики. Именно за такой дополнительной подготовкой Илья и пошел в Русановский лицей. Это было его самостоятельное решение, и реализация этого решения тоже была абсолютно самостоятельной – сдача документов, прохождение собеседований, подготовка к вступительным экзаменам и т.п.
“Родители меня во всем поддерживали”, – говорит Илья. (Есть основания предполагать, что не только в этой ситуации, а вообще в жизни, если в 15 лет Илья принял вполне взрослое решение и воплотил его в жизнь.)
“Я ушел не потому, что в «Софии» нас как-то недостаточно готовят по разным предметам. В лицее в 10 классе, например, мы сдавали экзамен по географии, оценка за который идет в аттестат. Я получил «11», никак дополнительно не готовясь, просто на основе моих знаний, полученных в «Софии». Кроме меня «11» только еще девочки-отличницы получили, все остальные ребята сдали хуже. Просто именно по математике и физике мне нужна была дополнительная подготовка , которую может дать только специализированная школа, то есть, в данном случае, Русановский лицей. У меня здесь 15 часов математики в неделю. Такого бы не было ни в одной общеобразовательной школе.
Поэтому я уходил в Русановский лицей из «Софии» точно так же, как я уходил бы из любой другой школы.
Можно сказать, что «София» помогла Илье в поступлении в Русановский лицей, правда, используя индивидуальное обучение повышенной интенсивности . Чтобы поступить в лицей, надо пройти два тура экзаменов.
Я уверенно шел на первый тур – у меня с математикой все всегда было в порядке – и… получил 3 балла из возможных 36. Стало понятно, что с этим надо что-то делать, причем довольно быстро – следующий тур через неделю. В течение этой недели я занимался с папиным другом – доктором математических наук – и с Ириной Петровной. И через неделю на втором туре получил 33 балла .
Учеба в Русановском лицее – это как работа с 9 до 18. Сделал свое дело – отслушал курс – и ушел домой. Если говорить о коллективе, о человеческих взаимоотношениях, то первые полгода надо просто напрячься и прожить. И это очень трудно.
Понимаете, в «Софии» все ученики… ну, как сказать, адекватные. Наш (в смысле софиевский) самый ужасный ученик (с точки зрения учителей ) – это лучшее, что есть в обычной школе. Ну, или, если быть точным, в Русановском лицее. Единственный мальчик, с которым я как-то могу общаться – это тот, которого все хотят выгнать (по учебным причинам). Он прогуливает, приходит и уходит когда захочет, но он единственный нормальный человек. («Вальдорфовцев» Дениса Гузовского и Диму Грачева мы, понятно, сейчас в расчет не берем.) Ребята здесь общаются между собой, да и мы с ними тоже, но это ненастоящее общение. Я общаюсь не потому, что мне интересно, а чтобы время на перемене убить. И помимо этого, ребята между собой очень разобщены, нет сплоченности. Если вдруг надо что-то вместе обсудить и решить – сейчас вот, например, родительский комитет на нас «наезжает», чтобы мы выпускной готовили, а никто ничего делать не хочет, – так все начинают друг на друга орать, доказывать свое мнение и называть всех остальных «идиотами».
Родители, между прочим, точно так же ведут себя на родительских собраниях. Мама однажды сходила, пришла «убитая», и я ее потом о родительских собраниях предупреждал за 5 минут до начала – чтобы у нее была причина не успеть.”
В такой, не побоюсь этого слова, враждебной обстановке очень не комфортно душевно, но к концу 11 класса Илья просто научился с этим и в этом жить. Он ни с кем так и не подружился, но, с другой стороны, у него и задачи такой не было – есть ведь Денис .
“Но я не считаю, что нормальные люди есть только в школе «София», а больше в мире не с кем общаться. У меня есть знакомые в других школах, и они отличные ребята. Но вот Русановскому лицею в этом смысле как-то не повезло.
Многие учителя ориентированы исключительно на получение нами максимально высоких оценок. Есть и нормальные учителя – они не «грузят» нас ненужными нам предметами и не портят аттестат.
У Русановского лицея есть определенный и, видимо, довольно высокий рейтинг с точки зрения подготовки ребят к институту. Рейтинг надо поддерживать, значит, директор требует от учителей высокого уровня успеваемости учеников. А учителя требуют этого от своих подопечных. И основная форма предъявления требований –
…это наехать и построить. Особенно это сильно чувствуется в 10 классе. Я постоянно конфликтовал с учителями. Многим даже не нравилось, как я иду по коридору . А в 11 учителя как-то расслабились, да и я тоже нашел к ним подход, и многие учителя оказались «ничего».
Конечно, мы очень благодарны тем учителям, которые учитывают наши интересы. Они понимают, что нам, во-первых, нужен хороший аттестат, во-вторых, что каждому из нас нужны разные предметы для поступления, и в-третьих, что некоторые предметы вообще никому не нужны . Некоторые учителя спросили нас в начале 11 класса, кому какой предмет нужен. Например, не нужна тебе химия, и тогда от тебя требуют знание только каких-то базовых вещей, и ты получаешь свою «восьмерку». А от тех, кто сдает ЗНО по этому предмету, требуют высокий уровень знаний. А если предмет вообще никому не нужен, то учитель («нормальный» учитель) предлагает выполнить небольшой объем работ и готов поставить за это нормальную оценку.
Такое отношение к учебе не превращает ее в формальность или фарс. Илья, да и другие старшеклассники, с которыми я общалась, отрабатывают свои 100, а иногда и 150% в тех областях, которые им нужны. И уважают учителей, которые не жестко следуют схеме ради схемы, а входят в их положение и проявляют гибкость.
Это так классно, что в лицее нам все время создают стрессовые ситуации.
Вот сказали тебе накануне после урока: «Почитайте к завтрашнему дню то, что мы сегодня проходили». Понятное дело, никто ничего не читает . Приходишь на следующий день на урок, а учитель говорит: «А сейчас небольшая самостоятельная по пройденному вчера материалу ». И так делают регулярно по абсолютно всем предметам.
Ты, конечно, в шоке, и мозг твой тоже, и поэтому он очень классно мобилизуется. И ты учишься в этой стрессовой ситуации выдавать максимум того, что ты можешь. А если шпаргалки какие-то готовишь, то сколько раз уже замечал – пока приготовишь, все выучиваешь наизусть. А второй плюс таких стрессов – это то, что для меня сейчас сдать экзамен – это вообще не стресс. Это при том, что для меня всегда экзамен был катастрофой. Я никогда не мог собраться, очень нервничал и выдавал худший результат. Мама моя это помнит, поит меня сейчас чем-то , чтобы я перед ЗНО не нервничал, но для меня сейчас это уже не страшно.
Так что получается, в лицее я научился не бояться стрессовых ситуаций и мобилизироваться в них. А это умение точно в жизни пригодится – ведь стрессов в жизни будет много, с экзаменов все только начинается.”
Этот вывод Ильи о полезности стрессовых ситуаций, по-моему, стоит принимать во внимание в дискуссиях на тему «Нужны ли детям экзамены, и как защитить их от стресса» .
P.S. Илья, естественно пришел на выпускной своего бывшего класса в школу «София» и на следующий день отправился с бывшими одноклассниками в Одессу.
“И вернувшись из Одессы я понял еще одну вещь: несмотря на то, что меня в этом коллективе не было 2 года, я совершенно не почувствовал, что я – не его часть. Не знаю, то ли это ребята так сделали, чтобы я не чувствовал какого-то дискомфорта, то ли они и не считали, что я уходил, – в любом случае, это показывает их доброту и человечность, которые дала им именно вальдорфская школа.”
***
Карина Капитанюк, выпускница школы «София» 2015 года, училась там с 8 по 11 класс.
“Очень важный приоритет в 11 классе – это хорошо сдать ЗНО. И это – не самоцель и не формальное стремление к высоким оценкам ради красивого аттестата. Это шаг в будущее, в будущую профессию, в наше человеческое развитие. Хочется, чтобы учителя понимали нас в этом. В 11 классе нам этого понимания не хватало.”
Здесь сразу хочется сделать один очень важный комментарий. Сдача ЗНО – это социальный запрос, это то, что диктует нам общество. А вальдорфская педагогика по сути своей не может и не должна удовлетворять социальным запросам. Многие из нас выбрали для своих детей вальдорфскую школу именно из-за того, что в традиционных рамках общества нам стало тесно, что привычные приоритеты и цели стали для нас «ненастоящими». В 11 классе этот конфликт между требованиями общества и нашей от них зависимостью обостряется. Естественно, мы не можем быть абсолютно независимы от общества, потому что мы в нем живем. Это здравое понимание реальной жизни и приводит к тому, что многие учителя «Софии» в 11 классе совмещают вальдорфскую программу с подготовкой к ЗНО. Но, с другой стороны, может ли школа на отдельно взятый 11 класс «превратиться» в обычную школу, подготовить детей к ЗНО и, таким образом, стать частью того «ненастоящего» мира, из которого мы ушли, придя в вальдорфскую школу? И более важный вопрос – хотим ли мы этого?
Так как приоритетом для Карины и многих ее сверстников в 11 классе является сдача ЗНО, то обучение в обычной школе имеет свои преимущества.
Их ответственное отношение к задаче, которую ставит перед ними мир, желание выполнить ее на 100% и целеустремленность в достижении цели, с моей точки зрения, достойны уважения.
В обычной школе у ребят больше возможностей, чтобы подготовиться к ЗНО, потому что у них больше свободного времени.
11-классники в обычных школах заканчивают раньше, чем 11-классники в «Софии» – в 14:00-15:00. Или просто прогуливают последний урок – зачастую это физкультура или какой-нибудь другой неосновной предмет. Учителя же, в свою очередь, закрывают на эти прогулы глаза. Понятно, что кто-прогуливает просто из любви к искусству , а кто-то тратит это время на подготовку к экзаменам – дома или у репетиторов.
В обычных школах в 11 классе учителя используют такой же дифференцированный подход в своих требованиях к уровню знаний учеников, о котором рассказывал Илья. Ученики, которым не нужен определенный предмет для сдачи ЗНО, сдают базовые вещи, а с тех, кому предмет нужен, требуют высокого уровня знаний.
“Может, у нас в школе можно было бы на последние 3 месяца 11 класса ввести специализацию по предметам, нужным разным ученикам для сдачи ЗНО, и вести преподавание в соответствующих группах “,
– Карина предлагает такую форму дифференцированного подхода.
“Самый большой стресс в 11 классе – это совмещение вальдорфской программы и подготовки к экзаменам.
Наша школа предлагает нам удивительные, уникальные вещи, о которых мы не узнали бы ни в каком другом месте, которые мы бы нигде не пережили. То, что рассказывает Татьяна Владимировна на химии о том, как металл связан с космосом, – это просто фантастически интересно. Мне очень жаль, что по каким-то причинам нам отменили предмет «История музыки», который должен был быть в 11 классе.
Очень многое хочется сделать – и сшить юбку и платье для годового проекта 11 класса, и принять участие в презентациях 10-классников по результатам их проекта «Каким мог быть мой класс». (Это неофициальное название проекта по черчению, а просто отражает его суть.)
И параллельно с этим я понимаю, что у меня нет на это времени, что мне сейчас просто нужно время и информация для подготовки к ЗНО. Иногда сижу на уроке и думаю: «Вот бы послушать это все в следующем году, или, наоборот, в предыдущем, когда было бы время!» И от этого еще больше рвет на части. Мы однажды думали о том, как было бы классно, если бы существовал своего рода антропософский семинар для молодежи. Где с антропософской точки зрения излагались бы науки и объяснялись явления, которые не охватываются школьной вальдорфской программой.”
Может быть, это можно воспринимать как высказанную старшеклассниками потребность в 12 классе?
“Благодаря эвритмии или искусствам мы можем сделать «выдох» и отдохнуть, но иногда хочется, чтобы нас просто отпустили из школы пораньше домой, чтобы у нас было свободное время «выдохнуть» дома на диване и снова продолжить грызть гранит науки. По некоторым предметам информации, полученной и получаемой в школе, не хватает для подготовки к экзаменам.
У меня, например, нет никаких проблем, когда я готовлю к ЗНО вопросы, касающиеся анатомии. Потому что курс анатомии 8 класса в исполнении Татьяны Владимировны я, наверно, запомню на всю жизнь. Именно благодаря тому, что нам ее преподавали по-вальдорфски. С другой стороны, из-за несоответствия вальдорфской и обычной программ некоторые темы по разным предметам могут быть просто пропущены. И когда начинаешь готовиться к экзаменам, тебе не на что опереться. Я готова изучить их самостоятельно, но на это опять же нужно время.”
Так можно подытожить размышления Карины на тему «уйти или остаться»:
С одной стороны, можно было бы пойти в класс подруги в другую школу, там ребята адекватные, неплохой классный учитель и есть возможность подготовиться к ЗНО. Или еще вариант – можно было бы уйти в экстернатуру и дома эффективно и целенаправленно готовиться к ЗНО. А с другой стороны, не хотелось пропустить те «особенные» вещи, которые дает только наша школа, не хотелось терять живое, «настоящее» общение с друзьями, которое, наверно, невозможно найти ни в каком другом месте. Было больно со всем этим расставаться. Вот только если было бы чуть больше времени и возможности подготовиться к экзаменам.
***
Саша Коваль, перешел на второй курс Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, учился в школе «София» с 1 по 11 класс.
“Решение уйти из «Софии» после окончания 9 класса было, можно сказать, само собой разумеющимся.
После 9 класса уходило большинство учеников, и поэтому и я собирался уходить. Страх, что будет негде учиться, преобладал над всем. Я пришел к родителям и сказал: «Надо уходить, так как все уходят». И мы стали думать, куда уходить.
Думали мы недолго – кто-то из знакомых посоветовал пойти в колледж при университете имени Сальвадора Дали, или что-то в этом роде – точно не помню названия.
У Саши всегда были хорошие художественные способности, так что это был его профиль. В середине 9 класса он пошел на пробное тестирование в колледж, и его приняли сразу же на основании результатов тестирования.
Никакие экзамены мне не надо было сдавать, я был доволен и спокоен и не думал уже ни о каких других вариантах. Я знал, где я буду учиться в следующем году, мое будущее было понятным, и это было самое главное.”
Ушел Саша из колледжа так же быстро, как и поступил туда. 1 сентября следующего учебного года он вначале пришел на праздник в «Софию», а потом поехал на «линейку» в колледж.
“Когда я оказался в колледже, у меня внутри все «сжалось». (Моя мама всегда мне говорила опираться на это первое ощущение, а не на все последующие рациональные размышления). После того, как все «сжалось», я стал говорить себе, как через 2 года уже окажусь на 3 курсе института, как не надо будет бояться армии, находил еще какие-то преимущества учебы в колледже. Взял учебники в библиотеке, сел к папе в машину, и мы уехали. И тут у меня все «сжалось» снова. Мы развернулись, сдали книги, забрали документы, и так я снова оказался в «Софии» .
Месяц после возвращения я буквально светился от счастья – так был рад, что вернулся.”
А еще через месяц Саша сделал еще один шаг к более глубокому и серьезному осознанию, что «София» – это действительно та самая школа, в которой он хочет учиться. Это случилось, когда в начале 2-й четверти школа переехала в новое здание на ул. Серафимовича.
У Саши были противоречивые чувства по отношению к школе. С одной стороны, он всегда шел в школу с удовольствием.
“Конечно, классно – целый день тусоваться с друзьями. Случались, конечно, неприятные нюансы – например, контрольная по математике . Но это я легко переживал на фоне абсолютного душевного комфорта и ощущения уюта, который я всегда испытывал в нашей школе.”
Но с другой стороны, общаясь с внешним миром – в Сашином случае это были ребята из его футбольной команды, – он стыдился того, что учится в вальдорфской школе.
“Наш тренер следил за нашими оценками и просил приносить табеля после каждой четверти. Все люди как люди, с табелями, а у меня никакого табеля нет. Чувствовал себя «белой вороной». Или возникали ситуации, когда выяснялось, что я чего-то не знаю из программы. В таких случаях я предпочитал говорить, что я – троечник и поэтому чего-то не знаю, а не объяснять, что я учусь в какой-то непонятной вальдорфской школе, в которой отстает программа.
И вот именно тогда, когда «София» переехала в здание на Серафимовича и ребята сравнили себя с ребятами из обычной, 195-й школы, Саша сделал первый шаг от дискомфорта из-за принадлежности к вальдорфской школе к гордости за нее и за то, что он в ней учится.
Всю вторую половину 10 и весь 11 класс во мне крепло понимание того, как много дает «София» по сравнению с обычными школами. А сейчас, в институте, я горжусь этим громко и вслух. “
Итак, Саша вернулся из-за какого внутреннего чувства, что его место не в колледже имени Сальвадора Дали, а в «Софии». И только сейчас, заканчивая 1 курс университета, он осознает, что дали ему эти два года – 10 и 11 класс, – проведенные именно в вальдорфской школе.
У некоторых ребят, например, как у Ильи, есть четкое понимание того, чем они хотят заниматься и где они будут учиться. Его уход понятен и обоснован – он сделал свой выбор, ему нужна была усиленная подготовка в области математики, и он за ней осознанно ушел. А я не понимал, ни в 10, ни в 11 классе, чем я хочу заниматься дальше. У меня была идея ехать в Германию после школы, но работать, а не учиться. Потому что я не понимал, чему учиться. На тот момент я еще не нашел своего места. «София» предоставляет ученикам огромное многообразие возможностей, она развивает нас как людей и помогает нам дорасти, дозреть до правильного выбора. Я только сейчас понял, что последние два года в школе я шел к тому, чтобы сделать единственно правильный выбор – поступить в университет Карпенко-Карого.
Сашиному доверию интуиции и судьбе можно только позавидовать. Его планы ехать в Германию неожиданно разрушила одна его знакомая, рассказав ему, что в Германии ему совершенно нечего делать, а нужно поступать в Карпенко-Карого. И хотя для Саши это было громом среди ясного неба, по какой-то причине он решил последовать этому совету. С легкостью и с удовольствием он сдал экзамены, с неиссякаемым удовольствием проводит в университете по 12 часов каждый день и является сейчас одним из ведущих учеников курса.
И абсолютно уверен, что занимается тем делом, которым должен заниматься.
Хотя в конце первого курса у Саши возникли сомнения. Благодаря папиному воспитанию и примеру и из собственной ответственности Саша всегда осознавал, что одна из его задач как мужчины – это содержать семью.
“Как это сделать, работая актером, – не очень понятно, и я стал сомневаться, правильный ли я сделал выбор. Ответ пришел из пространства – наш преподаватель по актерскому мастерству, талантливый актер и режиссер и финансово успешный человек, занимается еще и «озвучкой», которая из всех разновидностей актерской деятельности хорошо оплачивается. Значит, все сложится не только в области моего человеческого развития, но и в области финансов” ,
– уверен Саша.
“Я благодарен школе за то, что у меня нет страха перед преподавателями в институте. Я один из немногих, кто решается спорить с преподавательницей, споры с которой до этого приводили только к отчислению ребят. Меня она почему-то терпит .
Я жалею о том, что так мало взял в школе. Я только сейчас понял, что в «Софии» нас развивали в самых разнообразных областях и не забирали душевных сил формальными контрольными и табелями. Нам надо было только учиться, только брать. И то, сколько мы взяли, зависело только от нас. Я взял мало.
И я теперь могу сказать любому, что не надо думать, что вам что-то недодадут или чему-то не научат.
Это значит только, что вы сами чего-то не доберете.
Я скучаю по школе. По лепке, живописи, истории искусств, по ощущению душевного комфорта и тепла, которого нет в официальных стенах даже нашего творческого вуза. Вуза, в котором я счастлив учиться благодаря Судьбе, воплотившейся для меня в образе одной моей знакомой.”
суспільство
Уйти или остаться
Опыт выпускников вальдорфской школы