Преподавание языка и мировой литературы

Пример настоящего коммуникативно-ориентированного обучения

Фото: Фото: www.pinterest.net
Джерело: Путь зерна
Марта Тягунова
Кандидат филологических наук, доцент НПУ им. Драгоманова
15 серпня, 2019, 8:00

Думаю, что не стоит говорить о том, что вальдорфская школа — уникальное явление в среднем звене общего образовательного процесса, поскольку ее учебные заведения представляют собой пример нестандартного типа, где воспитывается всесторонне развитая личность.

Остановлюсь, прежде всего, на языковой и литературоведческой составляющих вальдорфской школы. В первую очередь хочется отметить, что в данном случае вальдорфская школа в корне отличается от современной общеобразовательной школы, так как составители учебников для обычной школы в настоящее время слишком увлеклись коммуникативно-ориентированным обучением и мультимедийными технологиями, фактически абстрагировавшись от граматики и тщательного анализа текстов произведений. Сегодняшние школьники и так обременены компьютерами и практически забыли о нормальных детских играх, которые развивали бы их физическую культуру.

Филология в переводе означает «люблю слово», а не «люблю мультимедийные технологии». Курсы языка и литературы — это, прежде всего, слух и говорение, то есть коммуникация, общение. Мультимедийные же технологии рассчитаны в первую очередь на зрение, вернее, на его катастрофическое падение. В данном случае возникает парадоксальная ситуация: коммуникативно-ориентированное обучеязыковые признаки. К программе по языку добавляется список дополнительной литературы по культуре речи и риторике с констатацией новейших научных разработок.

При антропологической ориентации школы (что является специфичным именно для вальдорфской школы) содержание учебной программы, которое просто заимствуется из культурной традиции, побуждает учителя наполнить это содержание материалом, который соответствовал бы условиям развития растущего человека. В данном случае вальдорфская школа предоставляет учителю большие возможности самостоятельно формировать процесс обучения, где учитель не настолько привязан к программе, и имеет право на самостоятельное решение.

То, что составители программы вальдорфской школы не поддаются различным модным течениям и стремятся устранить те влияния, которые делают школу инструментом отдельных общественных групп, не только не свидетельствует о том, что данная программа не соответствует современности, а наоборот, положительно отличает ее от однообразных схематичных традиционных программ.

В вальдорфской школе каждый ученик для учителя — загадка, и решение этой загадки состоит в том, что учитель ставит во главу угла эту отдельную личность с ее индивидуальными задатками и индивидуальным развитием.

 

Вперше опубліковано в електронному журналі “Дитина Вальдорф+” №4, 2012.




Читайте також