Огромное значение имеет правильное начало дня. Поэтому работа над собой начинается сразу после пробуждения. Мысли, которые первыми заполняют сознание, в некотором смысле создают фундамент для всех дальнейших мыслей. Поэтому выполняя упражнения утром, нужно как можно скорее после пробуждения отвлечь внимание от всех внешних впечатлений и чувств. А также от всех воспоминаний повседневной жизни. В этой тишине наполняют себя сначала представлением покоя. Это ощущение покоя надо как бы излить через все тело. Но это может продолжаться совсем недолго (2-5 сек.), затем минут на 5 наполняют душу переживанием следующих строк:

Излучающие свет образы,
Сияющее море волн духа, –
Их поставили души,
В божественном пребывали они,
В нем покоилась их сущность.
В царство оболочек бытия
С полным сознанием вступает мое «Я».

Надо попытаться представить эти строки как можно образнее. При первых двух строках помыслите о море искрящегося света, в котором образуются облики. При третьей, четвертой и пятой строках – о том, как при пробуждении душа всплывает из этого моря света. При шестой и седьмой строках надо помыслить, как благодаря пробуждению человек входит в оболочки своего тела.

В течение дня, особенно при непосредственном контакте, педагог поддерживает остроту своего медитационного состояния, не допуская в свое мышление отрицательные эмоции, которые мы так охотно себе позволяем. Для этого есть также специальные медитации, например, медитация «Покой»:

Я несу в себе покой,
Я несу в себе самом
Силы, которые меня укрепляют.
Я хочу себя наполнить
Теплом этих сил.
Я хочу себя пронизать
Мощью моей воли.
И чувствовать хочу я,
Как покой протекает через все мое бытие,
Когда я стараюсь
Покой как силу в себе найти
Благодаря мощи моего стремления.

Подобные медитации в отличие от общеизвестных формул аутогенной тренировки являются исключительно строго подобранными словами, гармонирующими с движениями духовного мира, которые дарует нам антропософия.

Большое значение имеют также и упражнения перед сном, которые дают возможность наиболее оптимальным образом осуществить выход в астральном теле в духовный мир, чем в действительности является процесс засыпания. Мы стали бы делать какие-то упражнения перед сном, чтобы «хорошо высыпаться», но вальдорфскому педагогу важно правильно изжить во сне все дневные переживания, чтобы они не отягощали его карму, что отрицательно скажется на его учениках, так как он связан с ними кармически.

Перед сном необходимо сосредоточение на следующих мыслях: «В течение всего дня я воспринимал впечатления физически-чувственного мира и составлял о них представления. Я перехожу в духовный мир, теперь я буду представлять себе сверхчувственный мир посредством сверхчувственных образов, чтобы эти символические образы постепенно вводили меня в сверхчувственный мир. Я буду представлять себе, что пространство вокруг меня и во мне самом наполнено сверхчувственным светом. Как если бы море света сияло разными красками и было пронизано тепловыми потоками. Один из этих потоков входит в мое сердце (свет – символ божественной мудрости, тепло – символ божественной любви)».

Нужно медитативно удерживать это представление при полном душевном покое от трех до четырех минут, а затем крепко удерживать в душе впечатление от медитации, переданной в следующих семи строках. Только ход представлений при этом противоположен:

Сознательно выходит мое «Я»
Из царства оболочек бытия,
Чтобы покоиться в существе мира.
К божественному стремится оно.
Да достигнет душа этого царства,
Сияющих волн моря духа,
Свет излучающих образов.

Затем проводится обзор дневной жизни – образно и в обратном порядке.

Впрочем, все эти упражнения полезны не только для вальдорфского педагога или того, кто стремится им стать, но и для всякого человека, стремящегося к более полноценной, осмысленной жизни.

 

Впервые опубликовано Философско-антропософским
издательством «R.O.S.», 1991 г.