Сегодня мы не будем говорить о болезнях, патологиях, равно как и какой-либо диагностике. Мы попытаемся рассмотреть саму личность лечебного педагога.

Кем должен быть лечебный педагог? Уже в этом вопросе кроется проблема: мы можем лишь приблизиться к его идеальному образу, потому как этот внутренний путь становления «кем-то» — сугубо индивидуален. Давайте будем исходить из «готового» лечебного педагога. Кто же он? Почему он так себя называет?

Для примера рассмотрим спящего человека. Во время нашего сна то, что лежит в постели — это только часть нас, только наши физическое и эфирное тела. «Я» человека и его астральное тело отсутствуют — во время сна они находятся в духовном мире. Когда же «Я» возвращается в физическое тело, мы просыпаемся. Что же мы видим, когда «Я» уже вернулось, другими словами, находясь в бодрствующем сознании?

Мы видим, что в повседневной жизни то, к чему мы обращаемся, говоря «я» — это не совсем то «Я», которое во время сна находилось в духовном мире. Это дневное «я» правильнее назвать «самостью». В Финляндии можно наблюдать один феномен — маленькие дети, начинающие называть себя «я», на самом деле говорят «сам», и только несколько позже начинают говорить «я».

Эта дневная самость — земной, а не духовный элемент человеческого существа. Духовный же элемент активен во сне. Мы не должны смешивать эти две сущности. Когда я говорю: «Я должен познать себя», то имею в виду именно их.

Лечебный педагог использует это различие, этот переход между днем и ночью в работе с детьми. И его внутренняя работа должна влиять на оба эти элемента, лишь тогда можно будет достичь целостного воздействия.

Как же заниматься внутренней работой? Например, я нахожусь дома. Все тихо, спокойно, ничто не отвлекает. Вечер, зашторены окна, горит свеча. На столе лежит раскрытый доклад Р.Штайнера. Я сосредотачиваюсь на чтении и… засыпаю. Еще две попытки приводят к тому же результату. Не надо паниковать, это здоровая реакция. Но это проявление только одной части моего целого. Необходимо достичь целостности своего «Я».

Представим себе лечебного педагога перед классом. Есть план работы, дети, немного опыта. Вы проводите занятие по плану. И на следующий день тоже. И на следующий год тоже. И через 14 лет все повторяется. Правильно ли это?

Если я действую только по плану, у меня ничего не будет получаться. Почему? Чтобы это понять, надо это пережить. Попробуйте проводить занятие только так, что получится? Возникнет хаос. Вы стоите перед классом, а дисциплины нет. И ничего не помогает. Хорошенько прочувствуйте это.

Вы всегда выглядите устало, усталость не покидает вас никогда. А в соседнем классе учитель на двадцать лет старше вас, можно сказать, уже старик, не придерживается никакого плана урока, и у него все получается. Тишина и дисциплина. И он всегда бодр. Почему так происходит?

Например, на уроке истории вы рассказываете о Мартине Лютере. Вы сообщаете исторические факты, даты, события, называете имена людей. А в классе в это время ученики стоят на головах. В соседнем же классе старый учитель спрашивает: «Вы знаете, что такое «прощение»? Можешь ли ты простить другому? Как ты это делаешь?»… И через его занятие тоже проходит тема Мартина Лютера. Но по-другому. И он вообще не имел никакого плана. Но перед сном он думает о каждом ребенке — и действительно проделывает внутреннюю работу.

Вы обращаетесь к нему по поводу дисциплины в классе. «Что мне делать?» — говорите вы. — «Ты должен заработать дисциплину». Ее должны дать учителю сами дети. Захотеть дать. Это как подарок, которого учитель должен быть достоин.

С другой стороны, вы всегда уставший. А на выходные дни и каникулы на вас, как назло, наваливаются болезни. Потом вы опять вынуждены идти в школу, и опять приходит усталость. Круг замыкается. А старый учитель в соседнем классе здоров и всегда бодр. «Что же вы делаете для этого?» — «Нужно постоянно заниматься духовной работой, тогда не устанешь» — «Но когда же этим заниматься? Ведь есть план, расписание, надо готовиться к урокам» — «Всегда. Все время. Кроме того, нужно научиться всматриваться в окружающий мир».

Итак:

1) Необходимо всматриваться в мир. Именно всматриваться, а не просто смотреть.

2) Достойно проявлять себя, чтобы заслужить в подарок дисциплину.

3) Соприкасаться с духом, с целостной сутью человека, а не оставаться на поверхности.

Это три элемента, три техники, в которых нужно упражняться ежедневно.

Что это дает? Если вы начнете проводить урок подобным образом, дети это заметят. А вы заметите интерес, который появляется у них. Попробуйте сделать это сами, не верьте мне на слово. Попробуйте изложить тему урока не хронологически, а уйти в глубину, прочитать то, что нигде не написано. Если это вам удастся, у учеников пробудится невероятный интерес.

Лечебный педагог должен создать такую атмосферу, чтобы дети сидели «на задних лапках». И он должен очень стараться, чтобы оправдать такое настроение, чтобы все внешнее и внутреннее в ребенке было в порядке. Тогда дисициплина улучшается. Это происходит также благодаря тому, что учитель завязывает шнурки, заправляет рубашки, вытирает носы ученикам. Такие действия для ребенка очень много значат. Ведь он еще не вполне владеет своим телом, и учитель помогает ему инкарнироваться, прийти на землю. Это действует на будущее ребенка, и когда-нибудь он подарит вам дисциплину.

Я однажды сам три недели учился со своими учениками сидеть на стуле, завязывать шнурки и т.д. Я почувствовал тогда, насколько это помогает. Мой учитель сказал однажды: «Чтобы завязать ребенку шнурки, надо встать перед ним на колени». Без этого дисциплина не появится. Ребенок сам поможет вам встать.

Выбивание же из ребенка дисциплины делает его больным. Дисциплина связана с внутренней способностью отдавать — это огромная внутренняя работа.

Если поступать подобным образом, то и усталости не будет. Но при этом, конечно, нужно знать собственные границы — что я могу и чего не могу. Однако, границы эти будут постепенно расширяться.

Итак, важно завязывать шнурки. Вот вы видите ребенка с развязанными шнурками и не помогаете ему. И вам нехорошо на душе. Скажем, вы сидите в учительской и видите расхристанного ребенка, но не отрываетесь от своего кофе. Вы можете найти сотню очень важных причин, чтобы не заправить ему рубашку. Но потом это вас не отпустит. Вы должны сделать это сейчас.

Этот голос совести необходимо учиться слышать в себе. «Я» и совесть связаны. Если совесть просыпается, а вы ничего не делаете, ваше «Я» ослабевает. Вы становитесь меньше.

Став учителем, вы взяли на себя обязательство работать над собой. Если вы не можете этого, выберите другую специальность. Работать над собой — это долг учителя. Решающее значение имеет собственная, индивидуальная деятельность. Дети смотрят только на то, что и как вы делаете. Духовная работа проявляется не в голове и абстрактных мыслях, а в конкретных действиях.

Собственные действия — главный базис для духовной работы.

После получения образования мы никто. Только на пути мы становимся учителями.

Вперше опубліковано в газеті “Дитина” №9-10, 2001 р.