Современная жизнь зачастую склонна пересматривать то, что человечество унаследовало от предшествующих эпох. Именно поэтому наше время столь богато «вопросами дня» и «требованиями времени». Какие же «вопросы» волнуют сегодня мир? Социальный вопрос, женский вопрос, проблемы воспита­ния и организации школы, юридический и медицинский вопро­сы и т. д. Самыми разнообразными способами стремятся разре­шить эти вопросы и проблемы. Неисчислимо количество тех, кто предлагает здесь свои рецепты. При этом заявляют о себе оттен­ки всех настроений, всех подходов: радикализм, который призы­вает к революционным преобразованиям; умеренный подход, который, уважая то, что существует, хотел бы развить из него новое; консерватизм, который тотчас приходит в волнение, как только затрагивается что-нибудь из искони существующих тра­диций; и наряду с этими главными направлениями – всевоз­можные промежуточные настроения и компромиссы.

Тот, кто в состоянии глубже заглянуть в жизнь, испытывает по отношению к подобным явлениям известное чувство: наше время негодными средствами пытается разрешать стоящие пе­ред ним задачи. Многим хотелось бы перестроить жизнь, не ут­руждая себя познанием се истинных основ. Однако, если хочешь оказывать влияние на будущее, нельзя удовлетворяться поверх­ностным знанием жизни – необходимо исследовать ее глубины.

Жизнь подобна растению, которое содержит в себе ведь не только то, что можно рассмотреть глазами; в его глу­бине заклю­чено его потенциальное будущее. О недавно покрывшемся лис­тьями растении, мы знаем, что через некоторое время на стебле появятся цветы и плоды. В растении уже теперь скрыто присут­ствует предрасположенность к этим цветам и плодам. Но как описать будущие цветы и плоды тому, кто исследует лишь то, что можно наблюдать в настоящий момент? Для этого необходи­мо ознакомиться с природой растения.

Точно так же и человеческая жизнь содержит в себе задатки своего будущего. Но чтобы сказать что-нибудь относительно этого будущего, нужно проникнуть в сокровенную природу че­ловека. Наше время, однако, не имеет к этому склонности. Оно занимается лишь поверхностным, и ему кажется, что оно всту­пает в область недостоверного, когда ему приходится обращать­ся к тому, что остается скрытым от внешнего наблюдения. С растениями дело обстоит, конечно, гораздо проще. По опыту мы знаем, как часто они уже цвели и какие плоды приносят. Но одна человеческая жизнь не повторяет другой человеческой жизни, и никогда прежде не расцветали цветы, которыми она увенчает себя в будущем. С самого начала они находятся в человеке так же, как в покрывшемся листьями растении уже заключены еще недоступные взору цветы.

О будущем человека можно многое сказать, если рассматри­вать не поверхность, а само существо его природы. Предлагае­мые в наши дни реформы будут плодотворными и оправдают се­бя на практике лишь при том условии, что они станут прово­диться исходя из такого углубленного изучения жизни.

В силу своей ориентации, задачу дать подход к практическо­му осмыслению мира, всесторонне охватывающего существо че­ловеческой жизни, должна принять на себя духовная наука (Geisteswissenschaft). Вопрос о том, в состоянии ли то, что сегод­ня называют этим именем, данную задачу разрешить, мы пока оставим в стороне. Речь пойдет о самой сущности духовной нау­ки и о том, чем она, сообразно своей сущности, может стать. Она должна быть не сухой теорией, отвечающей потребностям абстрактной любознательности, и не средством для тех, кто ради самих себя стремится к высшему развитию. Она может плодо­творно участвовать в решении главнейших задач современного человечества на его пути к общему благу.

Конечно, принимая на себя такую миссию, она должна счи­таться с тем, что ее право на это будет оспариваться и ставиться под сомнение. Радикалы, умеренные и консерваторы на всех по­прищах жизни выразят ей свое недоверие. Никакой партии она не придется впору, ибо ее предпосылки находятся далеко за пре­делами какой бы то ни было партийности.

Эти предпосылки коренятся исключительно в истинном по­знании жизни. Тот, кто познает жизнь, ставит себе задачи исхо­дя из самой жизни. Он не станет формулировать произвольных программ, так как он знает, что в будущем будут господствовать те же основные законы жизни, что и теперь. Поэтому, по необ­ходимости, духовное исследование со вниманием и уважением обращается ко всему существующему. И хотя бы оно находило в современной действительности очень много нуждающегося в улучшении – в настоящем оно видит зародыш будущего. Ду­ховная наука знает, что всякое становление предполагает рост и развитие. В современной действительности она умеет разгля­деть зародыш будущих превращений, будущего роста. Она не изобретает никаких программ, она просто умеет читать в том, что есть. Но прочитанное становится все же в известном смысле программой, ибо ему присуще развитие.

Именно поэтому духовнонаучное углубление в существо че­ловека может самым плодотворным и самым практическим об­разом помочь разрешению важнейших проблем современности.

Здесь это будет показано на примере одной такой проблемы, проблемы воспитания. Мы не будем формулировать требова­ния или предлагать программы, но просто опишем природу ре­бенка. Важнейшие исходные пункты воспитания как бы сами со­бой обозначатся при рассмотрении существа развивающегося человека.

Чтобы познать это существо развивающегося человека, нуж­но исходить из знания сокровенной природы человека вообще.

То, что чувственному наблюдению открывается в человеке, то, что материалистическое воззрение на жизнь считает в нем единственной реальностью – для духовного исследования пред­ставляет собой лишь часть, лишь один из членов человеческого существа: мы называем его физическим телом. Физическое тело подчинено законам физической жизни и за­ключает в себе такие же вещества и силы, как и вся остальная, так называемая «неживая» природа. Говоря, что физическое те­ло принадлежит минеральному царству, духовная наука отно­сит к физическому в человеке лишь то, что представлено в нем веществами, вступающими в процессы смешения, соединения, формообразования и разложения по тем же законам, по которым такие же вещества взаимодействуют в минеральном царстве.

Помимо физического тела человека, объектом познания для духовной науки является еще и другой член его существа: жиз­ненное, или эфирное тело. Термин «эфирное тело» не должен смущать ученых-физиков. Слово «эфир» обозначает здесь нечто совсем иное, нежели гипотетический эфир в физике. Его можно принять просто как наименова­ние для того, что будет описано ниже.

Лишь относительно недавно стало считаться в высшей степе­ни ненаучным говорить о каком-то «эфирном теле». В конце во­семнадцатого, в первой половине девятнадцатого века это еще вовсе не было «ненаучным». Тогда полагали, что действующие в минералах вещества и силы сами по себе не способны оформить­ся в нечто живое. В живом усматривали наличие особой «энер­гии», которую называли «жизненной силой». Считали, что в рас­тении, в животном, в человеческом теле данная сила порождает жизненные процессы подобно тому, как сила, действующая в магните вызывает явления притяжения. Затем усилившееся влияние материализма побудило отказаться от этого представ­ления. Стали утверждать, что строение живого в принципе не отличается от строения так называемого «неживого»; в организ­ме действуют точно такие же силы, как и в минерале; только их действие сложнее – они создают более сложные структуры. Од­нако в настоящее время лишь самые непреклонные материали­сты безоговорочно отрицают существование «жизненной силы». Многие исследователи указывают на необходимость признать нечто вроде жизненной силы или жизненного принципа.

В известном отношении новейшее естествознание отстоит со­всем недалеко от того, что духовная наука говорит об эфирном теле, однако имеется и значительное различие. Современные ученые, исходя из установленных посредством чувственного восприятия фактов, путем умозаключений приходят к призна­нию своего рода жизненной силы. Но это не тот путь подлинного исследования, которого придерживается духовная наука. Едва ли возможно было бы преувеличить, сколь сильно в этом смысле духовная наука непохожа на естествознание нашего времени, считающее полученный благодаря чувственному восприятию опыт единственной основой какого бы то ни было знания и отри­цающее возможность познания того, что не выстроено на этой основе. Оно делает свои выводы, опираясь на данные чувствен­ных впечатлений, а все, что находится за их пределами, оно от­вергает, как находящееся за границами познания. С точки зре­ния духовной науки это подобно тому, как если бы слепой согла­шался признавать лишь то, к чему можно прикоснуться руками, и о чем на основе осязания можно строить умозаключения, а со­общения зрячих считал бы не соответствующими познаватель­ным возможностям человека. Однако человек несет в себе спо­собность к высшему развитию, и, если в нем пробуждаются к действию новые органы, он открывает для себя новые миры.

Слепой не в состоянии воспринимать цвет и свет в своем окру­жении. И точно так же человек окружен многими мирами, вос­принимать которые он может, лишь развив в себе надлежащие органы. После операции слепой начинает видеть новый мир, а человек, развивший в себе органы высшего восприятия, познает совсем иные миры, непохожие на те, которые доступны ему бла­годаря обычному чувственному восприятию. Насколько успеш­ной будет операция для физически слепого – это зависит от со­стояния его организма; но каждый человек обладает зачатками высших органов, позволяющих воспринимать иные миры. И развить их в себе может каждый, у кого достанет терпения, вы­держки и энергии, чтобы применить к себе методы, описанные в моей книге «Как достигнуть познания высших миров».

Духов­ная наука вообще не говорит о каких-либо пределах познава­тельных возможностей человека – она говорит о том, что для человека существуют те миры, для которых у него есть органы восприятия. Она также говорит о средствах, способствующих расширению границ познания. Поэтому она ставит себе задачей изучение жизненного или эфирного тела и всего того, что ниже будет описано как другие высшие члены существа человека. Она утверждает, что исследованию с помощью физических органов восприятия доступно лишь физическое тело, а посредством умо­заключений – в лучшем случае – можно прийти к выводу о су­ществовании еще и тела высшего порядка. Духовная наука опи­сывает, каким образом открывается тот мир, в котором высшие члены существа человека оказываются доступными созерцанию так же, как глазам оперированного слепорожденного становятся доступными цвета и свет в его окружении. Для того, кто развил в себе высшие органы восприятия, эфирное тело является объек­том наблюдения, а не предметом рассуждений и умозаключе­ний.

Эфирным телом обладают люди, растения и животные. Бла­годаря ему вещества и силы физического тела проявляют себя в процессах роста, размножения, внутреннего движения соков и т. п. Оно – строитель и обитатель физического тела. Поэтому физическое тело можно было бы назвать отображением или вы­ражением эфирного тела. В отношении формы и величины они подобны друг другу, но все же не одинаковы. У животных, а еще более у растений эфирное тело по форме и размеру значительно отличается от физического.

Третьим членом существа человека является так называемое тело ощущений, или астральное тело. Оно – носитель страдания и радости, стремлений, вожделений и страстей и т. п. Ничего подобного нет у существ, состоящих только из физического и эфирного тел. У них нет ощущений. В наше время некоторые ученые, ссылаясь на то, что растения реагируют на внешние раздражения, утверждают, что растения имеют своего рода ощущения; но этим они лишь де­монстрируют непонимание природы ощущений. Определяю­щим здесь является не то, что существо внешним образом реаги­рует на пришедшее извне раздражение, а то, что внешнее раз­дражение вызывает такие внутренние процессы, как радость, страдание, стремление, вожделение и т. п. Тем, кто думает ина­че, должны казаться вполне достоверными умозаключения о том, что лакмусовая бумага «ощущает» прикосновение некото­рых веществ, – ведь она при этом краснеет.

Помимо человека астральным телом обладают только суще­ства, принадлежащие к животному царству. Оно – носитель жизни ощущений.

Не следовало бы впадать в заблуждение, распространенное в некоторых теософских кругах, и представлять себе эфирное и астральное тела состоящими из веществ просто более тонких по сравнению с теми, из которых построено физическое тело. Это значит приписывать высшим членам существа человека несвой­ственную им материальность. Эфирное тело состоит не из ве­ществ, а из активно действующих сил. Астральное тело слагает­ся из подвижных, многоцветных, пронизанных светом образов.

По форме и по величине астральное тело значительно отлича­ется от физического. У человека оно напоминает собой продол­говатое яйцо, в которое заключены эфирное и физическое тела. Оно окружает их подобно просторной, сотканной из света обо­лочке.

К существу человека принадлежит также еще один, четвер­тый, член – такого члена нет у других живущих на земле су­ществ. Это – носитель человеческого «Я». Слово «Я» – как оно употребляется, например, в немецком языке – представляет собой имя, отличное от всех других имен. Тому, кто надлежа­щим образом размышляет о свойствах этого имени, открывается доступ к познанию природы человека. Прочими именами все люди могут, в равной степени правомерно, называть соответст­вующие данным именам объекты. Каждый может стол назвать «столом», а стул «стулом». И только имя «Я» не таково. Слово «Я» никогда не прозвучит для меня извне в качестве обозначе­ния меня самого. Обозначая себя как «Я», человек именует себя в себе самом. Существо, которое может само себе сказать «Я», представляет собой мир для самого себя. Все религии, построен­ные на познании духа, всегда это сознавали. Поэтому в них речь шла о том, что посредством «Я» в самом человеке начинает гово­рить тот «бог», который для существ, стоящих на более низкой ступени развития, открывается лишь в явлениях внешнего ми­ра. Носителя такой способности, четвертый член существа чело­века, можно было бы назвать «Я-телом».

Итак, «Я-тело» является носителем высшей души в человеке. Оно делает человека венцом творения. Причем у современного человека «Я» – это отнюдь не простая сущность. Ее природу можно познать, сравнивая друг с другом людей, стоящих на раз­ных ступенях развития. Если провести сравнение между дика­рем, средним европейцем и идеалистом, строящим свою жизнь в соответствии с высшими принципами, то окажется, что каждый из них обладает способностью говорить о себе «Я», каждый из них обладает «Я-телом». Но дикарь, вместе со своим «Я», отда­ется владеющим им страстям, влечениям и вожделениям почти как животное. Человек более развитый говорит себе: некоторым моим склонностям и желаниям я буду следовать, а другие дол­жен обуздывать и подавлять. А идеалист хочет обрести высшие склонности и устремления. Эти различия объясняются тем, что «Я» работает над другими членами существа человека. Задача «Я», собственно, и заключается в облагораживании и очищении других членов.

Таким образом, у того, кто поднимается над тем состоянием, в которое он был поставлен внешними обстоятельствами, под влиянием «Я» изменяются низшие члены. Когда человек едва возвысился над животным и его «Я» лишь слабо вспыхивает в нем – в отношении своих низших членов он еще подобен живо­тному. Тогда его эфирное тело – это просто носитель жизнен­ных формообразующих сил, роста и размножения. В его астральном теле действуют лишь возбужда­емые внешней природой влечения, вожделения и страсти. Одна­ко по мере того, как благодаря перевоплощениям он восходит на все более высокие ступени развития, «Я» совершает свою работу над низшими членами. Астральное тело становится носителем просветленных чувств радости и печали, очищенных стремле­ний и влечений. Преобразуется также и эфирное тело. Оно ста­новится носителем привычек, устойчивых склонностей, темпе­рамента и памяти. Человек, «Я» которого еще не работало над его эфирным телом, не помнит своих переживаний. Он изживает то, что заложено в него природой.

По существу, все культурное развитие человека представляет собой такую работу «Я» над низшими членами. Эта работа про­стирается вплоть до физического тела. Под влиянием «Я» меняются черты лица, характер жестов и движений, меняется весь облик физического тела.

Различные культурные факторы по-разному воздействуют на члены существа человека. Культурные факторы, относящиеся к повседневной жизни, воздействуют на астральное тело; ими обусловлены радости и огорчения, влечения и стремления иного рода, чем те, которые были ему присущи с самого начала. Худо­жественные впечатления воздействуют на эфирное тело. Оно преобразуется, когда произведения искусства вызывают у чело­века представления о чем-то более возвышенном и благородном по сравнению с окружающей его действительностью чувственно воспринимаемого мира. Могучим средством облагораживания и очищения эфирного тела является религия. Поэтому роль рели­гиозных импульсов в развитии человечества чрезвычайно вели­ка.

То, что зовется совестью, есть результат совершавшейся в продолжение ряда перевоплощений работы «Я» над эфирным те­лом. Когда человек сознает, что он не должен то или иное де­лать, и это сознание распространяется вплоть до его эфирного тела – возникает совесть.

Работа «Я» над низшими членами может совершаться по от­ношению ко всему человеческому роду, или же она может быть индивидуальной – такой, которую одно отдельное «Я» выпол­няет для самого себя. В первом случае над преобразованием че­ловеческой природы работает все человечество, во втором – преобразования зависит от индивидуальной деятельности «Я». Это «Я» может быть настолько сильным, что ему удастся полно­стью преобразить астральное тело; тогда переработанное по­средством собственных сил «Я» астральное тело называется Самодухом – или, согласно восточной терминоло­гии, Манасом. Такое преобразование происходит, в основном, благодаря обучению, обогащению внутреннего мира возвышен­ными идеями и представлениями. Однако в своей работе над су­ществом человека «Я» может подняться еще выше. В этом случае объектом преобразование становится также эфирное тело. В жизни человек успевает научиться разным вещам и, оглянув­шись на прожитую жизнь он, вероятно, мог бы сказать: «Да, я многому научился», – но в несравненно меньшей мере ему уда­ется преобразовать свой темперамент, свой характер или свою память.

Читать полностью

Статья 1907 г., из GA 34
Перевод с немецкого Дмитрия Виноградова