1. Человек — неделим
Школы педагогики Рудольфа Штайнера серьезно работают с требованием Песталоцци, согласно которому принимаются во внимание «Голова, Рука и Сердце» в воспитании и образовании. При этом вовсе не исходя из консервативного мировоззрения, но из убеждения, что Тело, Душа и Дух — это Человек.
Тело человека образует основу для его душевного и духовного развития. И если только ребенок здоровым образом взращивается в дошкольном возрасте, то он имеет здоровые предпосылки и для школьного развития. Кто стремится к искусности и ловкости — упражняет при этом и свои душевно-духовные способности. Это тезис Рудольфа Штайнера (1920г.), который, к тому же, был провозглашен и психологией развития (Пиаже).
Поэтому в Штайнеровских школах много шьют, лепят, строят, занимаются гимнастикой и образной пластикой (эвритмией) — благодаря этим занятиям достигается равновесие между интеллектуальной и художественной стороной обучения. Таким образом в ребенке возникает некое душевное качество, из которого позднее развивается доверие к себе, правильное социальное чувство и способность к выбору собственного пути. Телесная ловкость, душевная чуткость и духовная живость образуют триединство, которое только при полноценном развитии каждой его составляющей части приходит к совершенному целому.
2. Дети — мера всему
Есть лошади, принужденные с раннего возраста носить тяжелый груз. И есть другие лошади, которые должны ждать, пока вырастут их кости, разовьются их мускулы. Какая же из лошадей будет сильнее впоследствии? В этом смысле мы все немного как лошади. Нам нужно время, чтобы реализовать себя в полной мере. Как долго ребенок развивается — и как нелегко исправить потом все упущения первых семи лет. Мы не должны слишком рано нагружать наших детей буквами, материалистическими образами, телевидением с реалистическими объяснениями чудес этого мира. Мы должны дать детям как можно больше времени оставаться детьми, взрослыми же они будут достаточно долго. Ведь детство — это время, когда силы фантазии растут и развиваются в способность к вдохновению. Автор многих детских книг Якоб Штрайт писал: «Область возникновения фантазии — это тот регион души, который особенно нуждается в переживаниях красоты природы и искусства. От того, происходит ли это и как оно происходит — зависит душевное здоровье на каждой жизненной ступени».
Обучение в школах Штайнера осуществляется в соответствии с периодами развития ребенка. В первом классе детям еще рассказывают сказки, позднее на их место приходят легенды и саги. Но и время обучения длится не девять, а двенадцать лет. Обучение длится так долго, пока юноши и девушки не становятся действительно способными к выбору профессии. Альберт Гримм, преподаватель курса о профессиях в Цюрихском университете, писал в 1998 году: «В сравнении с другими западными странами юноши и девушки Швейцарии довольно рано сталкиваются с необходимостью выбора профессии, пожалуй, даже очень рано. Примеры стран зарубежья показывают, что молодежь при более позднем выборе профессии способна с большей ответственностью выбрать свой индивидуальный путь, так как обладает более укрепившейся личностью».
3. Учитель остается авторитетом
Слово «авторитет» часто становится непонятым, — это приносит соответствующие плоды только когда начинает созревать антиавторитарное воспитание. Ведь авторитет не имеет ничего общего с авторитарностью. Настоящий авторитет всегда основывается на отношениях доверия между учителем и учениками.
В классах начальной ступени сила обучения (потенциал учителя) является единственным источником урока. К нему учитель основательно готовится. Но предварительно оформленные лекции и блоки урока способны угробить авторитет воспитателя, ведь существо отношений основывается не на том, насколько учитель верен букве, а на том, насколько он может ее развить. Позднее, к началу полового созревания, дети начинают мыслить формально и критически — все больше и больше авторитет учителя основывается на его знании предмета.
Членение урока в школе Штайнера г. Шаффхаузена учитывает эти возрастные ступени, которые отмечены Жаном Пиаже в его «Психологии развития», и подтверждает их. Первый классный учитель ведет детей с первого по шестой класс, потом ведет другой с седьмого по восьмой класс, потом еще один с девятого по десятый. Одиннадцатый и двенадцатый классы ученики этой школы посещают, как правило, в школе города Глариссег.
4. Воспитание ценностей
Педагог и автор книг Хартмут Хентиг издал в 1993 году книгу под названием «Школа нового мышления». Там можно найти предложение: «Школа выпускает знающую молодежь, однако бедную опытом, полную ожиданий, но лишенную ориентации, при этом часто несамостоятельную — и пугающе большое число молодых людей без какого-либо воспитания к жизни в обществе, отчужденных и грубых до варварства».
В школах Рудольфа Штайнера сделана попытка понять воспитание как образование в самом широком смысле. Дети становятся восприимчивыми к моральным ценностям (или сохраняются внутренние ценности самих детей), которые преподносятся не как конкретные правила или указания, а как общее содержание изречений и сказок. Вместе с тем, школа понимает себя как институт, из которого изгнаны материалистический дух времени и стремление к популярности любой ценой. Воспитание как образование понимает себя, нацеливает себя на то, что дети в возрасте наступающей половой зрелости могут развивать идеалы — вместо того, чтобы преклонятся перед идолами. В этом живет также убеждение, что сверхчувственное, духовное должно иметь место в образе мира и человека. Однако при этом школа Рудольфа Штайнера не является школой мировоззрения. Посещение уроков религии факультативно.
5. Воспитание самостоятельности
Недавно были опубликованы довольно подробные исследования Ханса Гезера, профессора социологии Цюрихского университета. Он изучал требования экономики к школе. Вывод: Предприятия ожидают, что школы будут способствовать развитию собственной инициативы (74% опрошенных), способности к быстрому реагированию (63%) и волевому напряжению (60%). Обоснование: во все растущем числе специализаций работа становится преимущественно коллективной, и для этого необходимы такие качества как готовность к работе с разным планом действия, коммуникативные способности и обогащение знаний по специальности, а также в высокой степени ответственное сознание и самостоятельность. Школы Рудольфа Штайнера добиваются этих ключевых квалификаций.
В хорошем уроке учитель не все объясняет до конца, но сознательно оставляет открытыми важные вопросы, которые пробуждают в душе ученика растущий интерес. Через педагогическое задействование ритмических элементов в различные выражения (в речи и музыке), через упражнение собственных высказываний в кругу класса, перед школьным сообществом или общественностью культивируется в детях инициатива и мужество. Начиная с четвертого класса дети все больше начинают писать домашние сочинение — поначалу о собственном доме, улице, городе, позднее о животном, в конце концов по теме, выбранной самостоятельно.
6. Современная школа для всех
В школу Рудольфа Штайнера города Шаффхаузена приходят дети всех социальных слоев. Это свободная, открытая школа, за которую берут на себя ответственность все учителя и родители. Она является одним из немногих примеров настоящего, а не только декларируемого самоуправления. Как действительно функционирующее образовательное учреждение она контролируется государством, но независима от влияний учреждений и институтов. Эта школа не оставляет родителей в педагогической пассивности, но включает их в ответственность за каждого ребенка, а также за школу в целом. Родители здесь — частые и желанные гости. Однако они свободно определяют меру своего участия в школьной жизни.
7. Отказ от селекции
Каждый ребенок неповторим, так же как неповторим каждый взрослый. Тот, кто всерьез задумается над этим тезисом, перестанет сравнивать детей друг с другом и делить их на группы. Каждый ребенок имеет свой собственный жизненный ритм. Каждый ребенок приносит с собой свои индивидуальные способности и качества. В школе Рудольфа Штайнера они все в равной степени важны. Детей не выделяют по признаку дефицитных способностей, и не разделяют на группы. И вместо отметок существует развернутая характеристика. Если же старшие школьники хотят отметок, они их получают.
Это имеет определенный результат. Во-первых, для учителя, который должен объединить в классе детей с различным уровнем возможностей. Во-вторых, для детей, которых необходимо научить терпимости и солидарности. При взгляде на различные способности и возможности у «отсортированных» классов замечаешь нечто, что этого дать не может — ведь во взрослой жизни все должны уживаться со всеми. Разумеется, любознательные школьницы всегда лучше учатся.
8. Обучение через погружение
Особенностью школ Рудольфа Штайнера является так называемое обучение по эпохам. Два часа ежедневного урока определенной эпохи на протяжении трех-четырех недель с одной и той же темой дают возможность хорошо проработать и углубить ее. Это и есть обучение через погружение вместо демонстрации знаний, о которой говорит теория обучения. Обучение по эпохам есть в каждом предмете, и это по-настоящему позволяет насыщать обучение знаниями, которые по возможности даются образно-практически. Здесь обучаются школьники и школьницы так, как еще 70 лет назад сформулировал Рудольф Штайнер: «Жизнь сама есть великая школа жизни, и только тогда приходят правильно к школе, если из нее выносят способность всю жизнь учиться у жизни».
Чому ми маємо вірити цьому Рудольфу Штайнеру?
педагогіка
Восемь тезисов о педагогике Рудольфа Штайнера
Есть лошади, принужденные с раннего возраста носить тяжелый груз. И есть другие лошади, которые должны ждать, пока вырастут их кости, разовьются их мускулы