…Для современного человечества совершенно особое значение принимает период, ведущий от летнего ясновидческого откровения, которого еще нельзя осознать, к осеннему времени. Там находится та точка, откуда человек, желающий достичь познания природы, сможет понять, что познание этой природы есть ни что иное, как нахождение отблеска познания Духа, Бога. И никакой другой праздник не может быть лучшим доказательством этого, чем праздник Михайлова дня.

Если этот праздник празднуется сознательно, то может последовать для всех людей универсальный ответ на следующий вопрос: как найти в современном познании природы познание духа, как метаморфизировать познания о природе в познание духа? Другими словами, как победить течения, которые пронизывают человека и заключают его и объятиях «подчеловеческого»? Должна совершиться одна трансформация. Праздник дня Михаила должен приобрести особый смысл. Этот смысл открывается тому, кто отдает себе отчет, что науки привели человека к пониманию одного аспекта вещей; например, (…) когда смотрят в микроскоп, то прекрасно знают, что увиденное там не является духом; когда просматривают пространство телескопом, тогда то, что открывается здесь, также не является духом; когда в лаборатории занимаются физическими или химическими опытами, тогда то, что обнаруживается, тоже не является духом. Находятся в контакте со всем тем, что не является духом. В древние времена люди, созерцавшие то, что в наши дни называют природой, еще видели просвечивающий через нее дух. Но в наши дни нужно испытывать материю, чтобы иметь право точно сказать: все это не является духом. Это то, что относится к зимнему познанию. Летнее познание, мудрость лета может предстать перед нами под другой формой. Чтобы человек почувствовал, что в нем просыпается желание и жадность к духовным познаниям, надо, чтобы он узнал и распознал недуховное, анти-духовное. Необходимо ясно различать такое положение вещей, которое в наши дни еще никто не признает. Предпочитают говорить себе: «мы пришли к открытию бесконечно малого, ускользающего от наших глаз, но открывающего себя при увеличении под микроскопом». — Да, но это увеличение деформирует реальность; при увеличении пропорций у меня нет больше истинного; у меня абстракция, это — не та реальность, которую я вижу там! Я поставил ложь на место истины. Несомненно, такое возражение покажется абсурдным современному научному уму; но, тем не менее, оно выражает истину. Когда отдадут себе отчет в необходимости науки, чтобы через нее получать познание о том, что не есть дух, и, таким образом, приобрести желание добиться правды, тогда разовьют в себе силу, символическое претворение которой можно видеть в образе Святого Михаила, поражающего дракона.

К этому должно еще присоединиться нечто, что всегда существовало в духовной форме, но что приписывалось человеку в то время, когда уже было потеряно всякое воспоминание о том, что живет в течение года (во временах года). Ибо, если было известно, что мудрость обязана ясновидению, то также знали, что познание обязано мужеству, а с идеей покаяния связано понятие справедливости.

Мудрость, мужество, осторожность, справедливость — таковы те четыре великие добродетели, призванные Платоном в то время, когда в человеческой природе закрывалось то, что прежде человек получал при смене времен года. И очень важной особенностью Дня Михаила является то, что он должен отмечать человеческое мужество; он должен быть человеческой манифестацией Михаилического мужества. Что же, в действительности, задерживает людей на пороге познания Духа? Недостаток внутреннего мужества, чтобы не сказать больше — трусость души. Человек хочет все получать пассивно; он хочет усесться перед мирозданием, как в кино, и довериться тому, что ему открывают его приборы, телескоп или микроскоп. Он не развивает внутреннюю активность, которая могла бы укрепить его собственный дух. Он не хочет следовать путями Михаила. Ибо для этого нужно внутреннее мужество. Однако, следует это мужество укреплять и отмечать в праздник святого Михаила. Из этого праздника мужества, из этого праздника энергичной и сильной души будет излучаться то, что даст и другим праздникам года истинное содержание.

Впервые опубликовано в газете «Дитина» №9-10, 2001