В жизни современного ребенка все меньше места и времени для обыкновенной игры… Так в чем же ее глубинный смысл? Что дает она ребенку в школьном возрасте? И какие условия надо учесть, чтобы ребенок взял от игры то, что ему нужно?

 

Игра как душевное переживание

Рассмотрим, прежде всего, отношение ребенка к игре. За последние десятилетия не только появились новые формы игр, которые постепенно вытесняют старые, но и сами дети стали совсем иначе относиться к игре как таковой. Все чаще можно увидеть детей, которые не знают, что им с собой делать. Если их пытаются вовлечь в игру, они не проявляют никакого встречного желания. Стало редкостью, чтобы такие дети были увлечены игрой, включались бы в нее душой и телом. Актер уступил в них место зрителю. Кино, телевидение и видео захватывают их намного больше, нежели простые и привычные детские игры. Дети все реже играют в прятки, о лапте многие уже вообще не имеют никакого представления.

Однако не так уж давно в эти и другие подобные игры играли на каждом углу. Они — наше ценное достояние, которое мы рискуем потерять. Игры заменяются механическими игрушками, движения которых таковы, что душа ребенка не может принимать в них участие.

Нам необходимо уяснить себе, что значение детских игр не ограничивается только областью телесных движений — речь, прежде всего, идет о том, что и душа ребенка входит в некий «резонанс» с характером игры.

Итак, ребенок в игре должен быть задействован не только телесно, но и душевно. Соответственно необходимо стимулировать его фантазию. И здесь большое значение имеют соответствующие возрасту ребенка песенки, характерные имена и игровые жесты. Именно эти вещи действуют вдохновляющим образом, и если они отсутствуют, — игра становится механической. Для ребенка необычайно важно быть внутренне задействованным в игре всем своим существом. Мы, взрослые, должны стараться давать как можно больше пищи тому миру фантазии, в котором живет ребенок и который нам уже с трудом доступен.

Кто хочет проводить игры с детьми, тот должен каждую игру открывать для себя заново. Взрослому при этом необходимо так оживить свои представления и силы фантазии, чтобы быть в состоянии самому внутренне переживать игру. Тогда в игровое действо через движения, жесты, образы фантазии смогут погрузиться и те дети, которые уже не могут сделать этого самостоятельно.

 

Классификация игр по возрастам

Представленные далее старые и новые подвижные игры даются с точки зрения их отношения к душевному развитию ребенка, поэтому внимание уделяется именно тем играм, которые пробуждают фантазию и интерес.

Исходя из этих предпосылок, мы предпримем классификацию игровых форм по возрастам:

7 лет — игры с пением и элементами подражания;

8 лет — речевые игры (вопрос—ответ);

9 лет — дразнилки;

10 лет — шалости, озорные игры;

11 лет — игры, направленные на попадание в цель;

12 лет — игры с бегом, бросанием и ловлей мяча;

13 лет — игры типа лапты;

14 лет и старше — игры с элементами борьбы.

Само собой разумеется, что обозначенные здесь возрастные границы довольно размыты и между ними всегда есть переходы. Речь идет лишь о необходимости учитывать некоторые ключевые моменты каждого возраста, за которыми можно разглядеть развитие от наивного к личностному содержанию игры. Эта метаморфоза игровых идей с точки зрения воспитания в общих чертах прослеживается. С другой стороны, существует множество игр, одинаково подходящих для любого возраста — например, игры со скакалкой и мячом, катание на качелях, хождение на ходулях и т.д.

Мы сознательно не даем большого количества игрового материала, чтобы облегчить ясное понимание самого необходимого.

Такие игры, как дразнилки, шалости, догонялки нравятся детям в возрасте первой половины второго семилетия. С 7 до 10 лет, т.е. с первого по четвертый класс практически все подвижные игры ориентированы на одну цель — догнать и поймать. Мы поймем, почему ребенок предпочитает именно этот вид игры, если примем во внимание душевную ситуацию, в которой он находится после начала школьного периода.

Впервые опубликовано в газете «Дитина»
№7-8, 2002 г.