В США, где уже довольно давно стало модным обучать детей по программам раннего развития, ученые опубликовали ошеломляющее исследование, согласно которому родительские надежды на то, что их дети будут потом более успешными в школе не только не оправдываются, но часто даже приводят к противоположному эффекту — полному нежеланию учиться. Поэтому ученые призывают родителей и педагогов: «Позвольте малышу учиться через игру — это не просто хорошо, это лучше, чем академическое натаскивание». Таким образом, играть для маленького ребенка не просто нормально, для него это намного лучше, чем ходить на курсы раннего обучения. 

Побуждающая к игре окружающая среда дает возможности для собственных открытий и продвигает детей дальше, чем любая обучающая программа. В свободной игре они непреднамеренно практикуют то, что принесет им пользу в жизни: независимое мышление и действие. 

«Когда детей до отвала набивают знаниями:  
Чем же это отличается от того, как, если бы беспрерывно 
засевали поле семенами поверх прежде засеянных семян

Этим высказыванием Жан Поль дает исполненный глубокого смысла образ. Только представим себе засеянную грядку. Некоторые семена уже прорастают, но их вообще не принимают во внимание. Лучше посеять поверх новые. Потому, что их нужно покупать. А то, что стоит денег, в настоящее время пользуется репутацией чего-то хорошего, стоящего. Я делаю это для своего ребенка. Я плачу за это деньги. Эти купленные семена, то есть содержимое курсов обучения, насыпают поверх естественной детской способности познавать мир через собственную активность и природную любознательность. 

«Из этого, — продолжает Жан Поль, — может получиться разве что мертвое зернохранилище, но уж никак не живое жниво». «Живое жниво» — свободный человек. В свободной, с любопытством экспериментирующей, самостоятельно организованной игре и зарождается этот свободный человек. 

 

«Позвольте мне играть!»  

«Позволь мне играть!» — вот сокровенный зов ребенка к нам, взрослым. В ведомой интересом игре, практические жизненные навыки усваиваются как бы попутно, между прочим. «Способность играть — это исконное человеческое свойство. И те, кто не научился играть, вряд ли смогут развиваться здоровым образом». 

Если вы, дорогие родители, действительно хотите стимулировать развитие своего ребенка, дайте ему возможность играть, исходя из их собственной активности. 

Пусть ваши дети будут сами активны, сами экспериментируют, сами делают открытия и подражают. 

Чем больше ребенок действует из собственной активности, тем больше жизненных навыков он приобретает. «По тому, как ребенок играет, уже можно предвидеть, как он будет выполнять свою жизненную задачу». 

 

Как так получается, 
что мы по-настоящему и не смотрим  
на самое дорогое, что у нас есть? 

Как так получается, 
что мы нашим детям 
так редко смотрим в глаза? 

Ведь каждый ребенок тоскует по тому, 
чтобы прочитать в глазах родителей: 
“Я люблю тебя. Я рад тебя видеть. Хорошо, что ты есть.”