Наблюдая за современной семьей, мы можем представить себе такую аллегорию:

Жизнь словно большое путешествие. Вот плывет семейный корабль. Супруги создали его, и они стараются сохранить его в любых обстоятельствах, ведя намеченным курсом — и в солнечную погоду, и в бурю. Когда в семье рождаются дети, они тоже становятся членами команды. И у них появляется своя должность и своя тема на этом семейном корабле — «первый ребенок», «второй ребенок», «третий»…

Семейный корабль плывет туда, куда скажет отец, и так, как захочет мать. Дети не принимают ответственных решений, но они всеми силами стремятся сохранить внутренний порядок вещей и соответствовать своим ролям. Если отец говорит: «Мы плывем в Гонолулу!», — никто не спросит, где это, и не оспорит решение, но каждый будет на своем месте.

Место «первого» — нос корабля, он стоит там не шевелясь и смотрит вперед. Корабль должен достичь цели, назначенной отцом, какой бы эта цель ни была. «Первому» трудно отвлечься, его ответственность мешает ему спокойно есть и играть, он не имеет права долго болеть, не позволяет разгореться температуре — ведь нужно возвращаться к своим обязанностям. Ему некогда разбрасывать и собирать свои вещи и игрушки, у каждой вещи должно быть свое место, чтобы он быстро мог навести порядок и не терять на это время. И хотя «первому» трудно осваивать новые места и знакомства, он очень терпелив и вынослив, много работает головой и старается все задачи решать до конца. Его успех зависит от того, научится ли он получать удовольствие от постоянной ответственности, от своей деловитости и обязательности. И конечно, «первому» нужна помощь, чтобы он мог подольше оставаться в мире детства, который он обычно покидает раньше других детей.

Территория «второго» — от носа до кормы и от воды до неба. Он осваивает все пространство корабля, и его внимание занято всем, что попадает в это пространство, — а это и волны, и облака, и птицы, и рыбы. Весь мир нуждается в его сопереживании, он сочувствует всему, что нуждается в сочувствии, и не переносит душевных конфликтов. Он впитывает в себя все и если заболевает, то все это кипит в нем до самых высоких температур. Он освобожден «первым» от ответственности за курс и идет по проторенной дороге, и в то же время он может без страха отвести замешкавшегося «первого» в подвал за банкой варенья. Суперподвижному «второму» не нужно следить за порядком — тапки летят в разные стороны, но он обладает внутренней порядочностью и очень упорен в реализации своих желаний. И хотя «второй» не считает нужным что-то доделывать и быстро устает, когда работает сам, в компании и в новых обстоятельствах он просто незаменим — мгновенно осваиваится и тут же налаживает связи со всем обществом.

Если вы видите, что ребенок стоит на корме и не может отвести взгляд от волн, остающихся позади корабля — это «третий». Его территория больше за кораблем, чем на корабле, такие дети — прирожденные путешественники. Как и «второй», «третий» тоже вбирает в себя все, что видит, но он больше исследователь, чем поэт. Его взгляд то там, то здесь, если он что-то хочет, то он берет свой маленький рюкзачок и идет сам решать свою задачу. Но и от других он требует такой же самостоятельности — ему не трудно поделиться, но и его вещей трогать никто не должен.

Ребенок, родившийся четвертым, получает тот же внутренний мотив, что и у «первого», но мотив этот немного легче, взгляд на мир возвышеннее по сравнению с более материалистическим, рациональным взглядом старшего. Соответственно распределяются основные черты семейных ролей остальных детей: «второй» — над «вторым» на реях «пятый» — выше «пятого» «восьмой»; «третий» — легче третьего «шестой»… Конечно, младшие дети не так твердо «стоят на земле», как старшие, но зато они ближе к солнцу, звездам и свободному полету…

Обычно дети старательно придерживаются характера роли, назначенной им по праву рождения. Если кто-то из детей умирает — или не рождается в результате аборта, — то данные детям внутренние мотивы все равно не меняются. Однако неосознанное давление со стороны родителей или других членов семьи может вынудить «третьего» ребенка стать на пустующее «второе место», «второго» на «первое»… Иногда это может стать непосильной работой для ребенка, и у него могут начаться проблемы, ведь он чувствует себя «не в своей тарелке». Тогда на помощь может быть призван лечебный педагог, который путем наблюдения за ребенком и бесед с родителями поможет найти им пути к гармонии.

Предложенный образ «семейного корабля» можно принять и расширить своими наблюдениями. В любом случае образное восприятие этой темы позволит вам взглянуть по новому на знакомые ситуации и собственную семью…

Вперше опубліковано в газеті “Дитина” №5-6, 2002 р.