Могучий судьбоносный вихрь, вызванный приближением Христа к Земле, чудесным образом дифференцируя и классифицируя, сопрягает друг с другом ряд мистерий рождения, какие тогда еще были в человечестве. Сущность Христа непосредственно приблизилась к Земле.

Это первопричина всего остального: и того, что свершается в духовной сфере, и того, что протекает на уровне человеческих взаимосвязей. Особенным человеческим душам должно приготовить пути к вочеловечиванию Христа. И так из чудесных фигур Провидения, что содержатся в евангельских историях Рождества, сияют звезды божественных рождений.

Одной из таких мистерий стало рождение Иоанна.

Иоанн Креститель, точно вестник, идет впереди Христа, проповедью и крещением приготовляя Ему путь. Иоанн не только предтеча Христа, но и предшественник человека Иисуса.

Две первые главы Евангелия от Луки посвящены двум таинствам рождения, каждому из которых предшествует благовестие. Уже в этом отражается глубокая тайна судьбы, связующая Иисуса и
Иоанна. Годовой круг явно указывает на космическую глубину сплетения
двух судеб.

Взглянем на некоторые факты биографии Иоанна:
1. Чудесное зачатие Иоанна произошло в сентябре (время Михаила) за 6 месяцев до Благовещения (март) — чудесного зачатия Иисуса.

В чуде зачатия Иоанна проявляется оживление древнейшей из человеческих возможностей, победа над бесплодием. Рождество Иоанна Предтечи, летнее солнцестояние, Благовещение Елизавете, осеннее равноденствие, Михаилов день Благовещение Марии, весеннее равноденствие, Пасха Рождество Иисуса, зимнее солнцестояние, Крещение

2. Рождение Иоанна произошло в июне (время Иоанна), за 6 месяцев до рождества Иисуса.

3. Оба родителя Иоанна были в преклонных летах.

4. Его отец Захария был священником — жрецом. Именно ему явился Ангел во время служения в Храме и явил весть о будущем рождении Иоанна.

5. Усомнившись, Захария онемел до тех пор, пока не пришло время дать имя сыну.

6. Мать Иоанна Крестителя была сестрой матери Девы Марии, то есть приходилась Божией Матери тетей, и именно к ней, к своей тете пришла Богоматерь, поняв, что носит в себе непорочно зачатого ребенка. Таким образом, Иоанн Предтеча приходится родственником Иисусу в его земной жизни.

7. Первая встреча Иоанна и Иисуса состоялась в утробе, и первое узнавание Иоанном Иисуса описано так: «Младенец взыграл во чреве…».

При встрече юной и старой матери живая искра проскакивает между двумя судьбами. Происходит встреча двух детских душ, которые собираются воплотиться. Младенец Иоанн, взыгравший во чреве, приветствует другую душу устами матери. В ответ же на это из уст юной Марии звучат особенные слова, не свойственные ей до этого, — гимн, славящий Бога. Таким образом душа отвечает на приветствие младенца Иоанна. Чудо телесно-духовного пробуждения — встреча двух матерей — продолжается 3 месяца. В это время проходит искание и обретение себя — постоянный диалог двух душ — Иисуса и Иоанна.

Понять эту неповторимую драматическую мистерию можно только осознав, что за души встретились в этот момент.

По свидетельству Штайнера, Я, несомое Марией, — это первое воплощение самой юной души человечества — высокая душа Адама, райски небесная душа человечества, которая хранилась и оберегалась в высших сферах с чистых начал земного развития.

Я во чреве Елизаветы — это самая старая душа человечества. Изо всех человеческих душ она прошла через наибольшее богатство земных воплощений и тем уже превзошла человеческие мерила.

8. Имя «Иоанн» дано было ему вопреки обычаю, по которому его имя должно было быть по имени
рода. Мать сказала — Иоанн, и после того, как отец Захария подтвердил это, начертав имя на табличке, к
нему вернулась речь.

9. Род Иоанна принадлежал к назорейской ветви ессеев, т.е. Иоанн тоже был назореем. Назореями же
в древнееврейском народе называли тех, кто особым образом подготовлялся к тому, чтобы ясновидчески
мочь познавать, кем является Христос.

Погрузимся в историю рождения Иоанна Крестителя, приведенную в Евангелии от Луки, в переводе с греческого Эмиля Бока, который, возможно, представит
ее прочтение на качественно новом уровне.

Евангелие от Луки

Это случилось в то время, когда Ирод был царем Иудеи. Жил тогда один жрец, по имени Захария, совершавший свое служение в чреде Авия. Его жена была из дочерей Аарона, и звали ее Елизавета. Оба они были людьми праведными; благосклонность духовного мира покоилась на них, и с безупречными душами шествовали они тропой Божественных заповедей и целей. Детей они не имели, ибо Елизавета была неплодна, и оба были уже в преклонных летах.

Однажды, когда пришла очередь Захарии совершать пред лицом Бога служение у алтаря, подошел он, согласно жреческому обычаю, к совершению жертвы воскурения в храме, во время которой толпа (молящихся) находится вне храма и (там) сопровождает ее своими молитвами.

Тогда явился ему Ангел Господень в виде некоего облика и встал по правую сторону алтаря, с которого поднималось курение. Видение потрясло его; сознание близости Духа тяжело легло на его душу. Но Ангел сказал ему: не бойся, Захария. Услышана твоя молитва, жена твоя родит сына, и ты дашь ему имя Иоанн. Радость и ликование наполнят тебя; и многим его рождение принесет радость. Велик будет он пред
лицом Господа. Ни вина, ни чего-либо другого дурманящего не вкусит он, и еще от лона матери Дух Святой наполнит его.

Многих сыновей Божьего народа вновь обратит он к Господу, к их Богу. Предшественником и  подготовителем Его пути явится он; дух и силу Элии будет нести он в себе. Преображение сердец вызовет он, так что отцы вновь обретут смысл вещей, каким он открывается детям, а отошедшие от Бога смысл
добра. Так подготовит он Господу новый народ.

И Захария спросил Ангела: как понять мне это, ведь я стар и жена моя в преклонных летах? Ангел сказал:
Я Габриэль, стоящий пред лицом Бога. Я послан говорить с тобою и возвестить тебе благую весть об исцелении (спасении). Вот, ты станешь нем и не сможешь говорить до того дня, пока все не исполнится, ибо ты не доверяешь моим словам. В свое же время мои слова исполнятся.

Между тем народ стоял снаружи и ожидал Захарию, и удивлялся, что он так долго остается в храме. Когда же
он вышел, то не мог говорить, и они поняли, что он пережил в храме видение. Он мог объясняться с ними лишь знаками, ибо безмолвствовали его уста. Когда окончились дни его жреческого служения, возвратился он к себе домой. И после тех дней зачала Елизавета, жена его, и таилась пять месяцев, говоря себе: что за чудо сотворил ныне Господь со мною! Его взгляд обратился на меня и снял с меня позор перед людьми.
<…>
В те дни собралась Мария и с поспешностью отправилась в город в гористой местности Иудеи. И пришла Она в дом Захарии и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие, взыграл младенец в лоне ее. И полнота Святого Духа вошла в душу Елизаветы, и она заговорила языком торжественного гимна:
Благословенна Ты среди жен, и благословен плод Твоего тела.

Что за великая честь мне: Матерь моего Господа посетила меня. Ибо вот, лишь коснулось слуха моего слово Твоего приветствия, взыграл, ликуя, младенец в лоне моем.

Блаженна Ты, и блаженна Твоя вера. Исполняется Божественный обет, данный Тебе.

И Мария сказала: Возносится душа Моя, славя Тебя, Господь жизни. Торжествуя ликует Мой дух пред Тобою,
о Ты, исцеленье несущая Божественная Сущность.

Твой взор на Меня обратился, на меньшую из Твоих слуг. И вот, радостно восславят Меня люди всех грядущих времен. Живущий во Мне как Сила сделал Меня великой, да святится Имя Его.
Сквозь все роды человечества проходит Его благо и обращается на тех, кто ощущает Его величие. Деянья десницы Его грандиозны. По всем ветрам рассеял Он тех, кто, гордые сердцем, превозносились.

 С тронов низверг Он сильных мира, а угнетенных возвысил. Голодающих Он осыпал дарами, а богатых оставил ни с чем. Вновь принял Он дитя Свое, Израиль. В сердце Его вновь жива доброта, с которою Он некогда говорил к нашим отцам: к Аврааму и его потомкам. Так проносит Он нас сквозь все времена Земли.

И пробыла Мария с нею три месяца, а потом возвратилась домой. И пришло время Елизавете родить, и родила она сына. Когда же соседи и родственники услышали, сколь благую участь уготовил ей Господь, то возрадовались вместе с нею. А в восьмой день пришли они на праздник обрезания младенца и хотели назвать его по имени отца, Захарией. Но мать его сказала на это: нет, назовем его Иоанном. Они
же возражали, говоря: среди твоих родственников нет никого, кто бы носил это имя. Тогда позвала она его отца и спросила, какое имя желает он ему дать. Тот попросил дощечку и написал на ней: его имя Иоанн.
Все тогда удивились. И в тот же миг открылись его уста, освободился его язык, и он начал славить Божественную Основу Мира. Всеми соседями в той округе овладело большое волнение, и весть распространилась по всему иудейскому нагорью. Всех слышавших о том волновал в сердце вопрос:
кем будет этот младенец? Они сознавали, что рука Господа была на нем.

И отец его Захария, исполнившись Святого Духа, начал пророчествовать, говоря: Хвала Господу жизни, Духу-водителю народа Божьего. Благостный взор обратил Он к Своему народу, неся ему спасение.
Святой рог изобилия воздвиг Он для нас в доме Своего сына Давида; так исполняется возвещенное Им во все времена устами Его святых пророков. Мы обретаем спасение от вражеских сил и избавление от принуждения власти ненависти.

Что приходит от отцов, то не умрет вовеки и будет охранено милосердием Бога. Смысл древнего святого союза с Богом вновь оживает в духе. В силу входит клятва верности, коей поклялся некогда Бог-Отец отцу Аврааму. Освобожденная от всякого страха, избавленная от всех враждебных властей, вся наша жизнь должна стать одним только служением перед Лицом Бога в чистоте душевной и в бытии Божественного Добра.

Ты, дитя, наречешься провозвестником высочайшей Божественной Сущности. Ты идешь перед Ликом Его, дабы пути Ему приготовить. Ты несешь Его народу познание спасения, ты указуешь ему силу, что исцеляет все болезни грехов: любовь и милосердие Отчей Основы Мира, благодаря которым нас осеняет Солнце, восходящее в высях. Ясный свет воссиял душам в темноте и в царстве теней смерти. И этот свет, он направляет наши стопы и ведет нас на путь мира. И ребенок рос и укреплялся духом и жил в одиночестве пустыни до того дня, когда он как муж выступил перед всем народом.

 Из книги Эмиля Бока «Священное писание в свете духовной науки» (Москва, Философско-антропософское изд-во, 2000) Перевод Геннадия Бондарева

Впервые опубликовано в журнале “Дитина”, №2, 2012