Здоровье и болезнь
Интересно, что, несмотря на все усилия, так и не найдено удовлетворяющего определения того, что же, собственно, есть здоровье. Тот, кто чувствует себя здоровым, совсем не обязательно таковым является; как раз даже наоборот: даже если при тщательном обследовании у человека ничего патологического не обнаруживают, он, тем не менее, может чувствовать себя больным или носить в себе еще непроявленную болезнь. Здоровье не является постоянным состоянием, оно должно завоевываться – все снова и снова.
Но опять же, взгляды на природу болезни зависят от господствующего духа времени, то есть от взгляда человека на мир и на жизнь. Если раньше в появлении болезни люди усматривали «Божью волю», или же, несколько позже, обвиняли в этом дьявола, то сегодня считается, что заболевание вызывают бактерии, вирусы, аллергены или другие персонифицированные «злодеи». Поэтому чтобы оставаться здоровым, нужно только защищаться от них. Но это только одна сторона реальности. Другая сторона — это сам человек, который в некотором смысле открыт для вторжения этих вредителей и готовит почву для них. В современном мире господствует тенденция обращать внимание в основном на внешние влияния. Некоторым образом это отвечает бессознательной душевной потребности человека, когда объективируется «виновник» в образе возбудителя или просто чужеродного тела и человек чувствует себя свободным от ответственности за свою болезнь. На самом же деле в этих отношениях: аллергены-антитела, бактерии-хозяин или инфекция-организм, мы всегда имеем дело с тем, как с человек взаимодействует со своим окружением, то есть я с чужаками, с «не-Я». Именно потому, что человек является открытой системой и непременно должен принимать в себя «чужеродные вещества», например, еду, чтобы жить, возникает эта проблема взаимодействия с окружающим миром.
При различных заболеваниях и, особенно при аллергиях, это взаимодействие нарушается, когда человек «слишком открыт», не оказывая достаточного противодействия чужеродным веществам. При каждом остром заболевании можно непосредственно ощутить это сражение организма c окружающей средой, то есть с бактериями, аллергенами и т. д. Как описано выше, это взаимодействие может происходить локально, как в аллергическом сенном насморке, или оно может захватить весь организм, как при сенной лихорадке. Если это взаимодействие происходит правильно, человек после этого уже не такой, как раньше, — он становится более стойким, более сильным, он выходит из битвы победителем. Можно прояснить на примере детского вирусного заболевания корь. Если, например, пятилетний ребенок по-настоящему переболеет корью, тогда он в течение всей своей последующей жизни никогда больше не заболеет корью! Он теперь неуязвим или невосприимчив к этой инфекции всю свою жизнь. Иммунная система была усилена и усовершенствована благодаря этому взаимодействию настолько, что подобные вирусы больше не могут вызвать в организме болезнь. Иммунная система научилась идентифицировать и контролировать вирусы кори и не допускать их в организм. Она помнит об этом даже десятилетия спустя – приобретенная устойчивая способность, такая же, как и умение плавать или кататься на велосипеде: научившись этому однажды, человек уже никогда не разучится это делать. Хотя эти способности можно еще больше усовершенствовать, упражняясь в этом.
Ребенок с рождения не обладает этим стражем здоровья, иммунной системой. Она должна развиваться и разрабатываться с течением времени посредством взаимодействия с окружающей средой и посредством упомянутого выше процесса обучения. Ее развитие и укрепление возможно только благодаря взаимодействию, усилиям, преодолению и повторным упражнениям. Только таким образом она становится работоспособной. Результатом является иммунитет, что означает «сила» и вредные воздействия больше не могут влиять на организм.
То же самое относится и к развитию каждой способности, будь то в телесной или душевой области: способности и сила могут развиваться только посредством многократных усилий, то есть посредством упражнений. Это лучше всего видно на душевном уровне: ничего хорошего для ребенка мы не сделаем, если освободим его от усилий в старании что-то изучить. Во всяком развитии важны усилия, а не только результат! Способностей нужно еще добиться. Даже самый одаренный музыкант никогда не сможет играть на инструменте, если не будет упражняться. Только в медицине думают, что можно обойти этот принцип. «Избавляют» детей от неприятного взаимодействия с типичными детскими заболеваниями, которые как раз являются школой для иммунной системы . Обычно жаропонижающими лекарствами препятствуют повышению температуры, которая, конечно, обременительна для организма, поскольку он посредством температуры защищает себя от чужеродного элемента. Это, без сомнения, оказывает «успокаивающий» эффект. Это делается регулярно, даже при совершенно банальных простудах с лучшими намерениями и дает быстрые результаты. Однако избегание малого бремени означает, что мы препятствуем упражнению, которое приведет к укреплению иммунной системы. Последствия всего этого проявятся, хотя и не сразу, а лишь через годы, а то и десятилетия. Только тогда обнаружится, что организм не научился в достаточной мере защищаться от чужеродных влияний: он либо реагирует слабо, либо вообще не реагирует. К. Пирке, создатель концепции аллергии, увидел это уже в 1906 году и назвал это состояние анергией. Сегодня говорят о реакционной ригидности, отсутствии реакции и т. д. В таких случаях организм больше не защищается от каких-либо чужеродных элементов, даже против чужеродного роста, чужеродных клеток в собственном организме, как это имеет место при раке. Рак – это выражение анергии: неспособности организма защищаться или даже реагировать на чужую пролиферирующую жизнь. Это не только слабость иммунной системы, но и ее крах.
Эти мысли о том, как возникает рак, могут показаться новыми, но это не так. Уже в публикациях 19-го века выявляется, что больные раком редко болеют или вообще не болеют с повышением температуры. В то время жар (лихорадку) даже успешно использовали при лечении рака, например, в Берлине и Нью-Йорке. Несмотря на то, что было опубликовано множество таких наблюдений, на них не обратили внимания, так как взаимоотношения между раком и температурой не были поняты и лишь в последние годы использование температуры в терапии рака было «открыто вновь».
Поскольку аллергии проявляются в основном только с течением времени, можно легко возразить, что была выучена «неправильно» реакция, то есть что-то было неправильно «запрограммировано». Но, согласно вышеизложенному, все как раз наоборот.
Первый этап заключается в том, что человек внутри своего организма несколько отступает от периферии, или из соответствующих органов (слизистые оболочки носа, кишечника, кожи), больше не пронизывая их собой в полной мере. Лишь благодаря этому инородные вещества (аллергены) могут проникать в организм.
Теперь, как следствие, наступает вторая ступень: организм должен защищаться на собственной территории, то есть в коже и слизистых оболочках, что вызывает вначале локальную реакцию.
Если этого недостаточно и посторонние вещества вливаются во весь организм, то он начинает третью стадию в качестве общей реакции: организм вырабатывает не только локальное воспаление, но и лихорадку как сигнал крайней тревоги.
Если он уже не способен на это, наступает четвертый и последний этап: описанный выше крах иммунной системы или анергия. Организм больше не реагирует на какие-либо чужеродные элементы, что вполне может показаться здоровьем, но на самом деле является слабостью, крахом иммунной системы, последней фазой которого является рак.
Поскольку аллергия, в отличие от анергии, протекает в острой форме и довольно-таки драматично, сильно сказываясь на самочувствии, то неудивительно, что исследования были сосредоточены на аллергии и ее подавлении или устранении, в то время, как куда более опасная, но долгое время не проявляющаяся никакими симптомами анергия остается без внимания. Хотя этот этап намного опаснее. Только через исследование иммунной системы снова обратили внимание на эту взаимосвязь. Однако, правильные выводы так и не сделаны до сегодняшнего дня.
В настоящее время термин «иммунная слабость» используется, к сожалению, только по отношению к СПИДу как ВИЧ-инфекции – совершенно односторонний подход, не позволяющий увидеть то, что в фазе иммунной слабости находится уже много людей. Она проявляется, например, в виде частых «простуд», хронической усталости и усталости, вялости, грибковых поражениях и многих других неспецифических расстройств, которые на самом деле уже являются анергией или пониженной реакцией, которая не способна преодолеть чужеродные элементы и поэтому становится хронической.
Таким образом, при возникновении аллергической реакции мы имеем дело со слабостью иммунной системы. Очень важно осознать, что болезнь начинается не с аллергической реакции, а с упомянутого выше первого этапа, когда весь организм больше не пронизан душой и духом, что уже является определенной иммунной слабостью. Только в этом случае чуждые вещества могут вторгаться в организм. Аллергическая реакция — это всего лишь попытка защититься от этих чужеродных воздействий. Если это не удается, то весь организм мобилизуется через повышение температуры, что есть проявление наивысшей активности, в попытке спасти себя от чуждых вмешательств. Пришло время, придти к ясному пониманию того, что эти реакции рациональны и правильны, и каковы последствия некритического подавления воспаления и лихорадки. Цель должна заключаться в том, чтобы аллергические реакции не стали необходимыми и чтобы было предотвращено «неправильное обучение».
Читать подробнее в брошюре «Загадка аллергии»
5-е издание, 1997 год
Отредактировано и изменено в 2017 году Дафной фон Бох и доктором Георгом Расселом
Перевод Наринэ Мальцевой и Лии Матвиенко. Подготовлено к публикации Еленой Колюховой
здоров'я
Воспитать в себе онкологию
Крах иммунной системы начинается с того, что человек перестает в полной мере пронизывать собой те или иные органы, как бы отступая от периферии