Страх… Само слово, кажется, колючее, в теле ощущается напряженность, сжатие, оцепенение, в памяти возникают образы. С самого детства мы слышали, что страх — это плохо, с ним нужно бороться, быть трусом — стыдно и т.д., и т.п. Все это, не мудрствуя, многие из нас перенесли во взрослую жизнь. Так ли однозначно это? Нет ли тут некоего второго, третьего и так далее слоя, которые выявляются при более глубоком рассмотрении любого явления? Этими вопросами заинтересовался Хеннинг Кёлер, и в результате появилась книга «Загадка страха: На чем основан страх и как с ним быть» (Москва, Evidentis, 2003). Некоторые мысли из этого издания предлагаются вашему вниманию.

 «Страх можно обнаружить в себе всегда. Нужно лишь поискать поглубже»

А.Мальро

Так что же такое страх? Зачем он нужен? И как с ним «обращаться»?

Страх знаком всем и каждому.

«Неизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти». Он, как душевное явление, настолько же естественен, как в физическом мире дождь, ветер, туман или гроза.

Вначале страх — своего рода внутренняя перемена погоды, внезапно настигающая человека. Нас охватывает ощущение слабости и ничтожности перед мощью этой стихии, как если бы нас настигла буря. И от того, найдем ли мы внутри себя надежное место, откуда хорошо просматривается данная ситуация, зависит, будет ли страх нашим помощником или же нашим хозяином. В случае неудачи наступает судорога страха, человек оказывается в тесной внутренней тюрьме.

Страх — ощущение, безусловно, неприятное, — рефлекторно воспринимается как нечто негативное, а затем эта эмоциональная оценка подкрепляется рационально. И мы отметаем, осуждаем страх, даже не попытавшись с ним разобраться, не давая ему «высказаться».

Страх — это некий внутренний природный процесс, начинающийся при определенной ситуации по понятным причинам и вне зависимости от нашего желания. А вот наша реакция, наше возможное отношение к нему, оценка и способ управляться с ним могут очень сильно варьироваться. Другими словами, проблема чаще состоит в боязни страха. Если и нужно что-то преодолевать, то не страх, а враждебное отношение к нему. Нужно совладать со страхом, то есть не искоренить, не устранить, а примириться, найти ему место и направить его энергию в желательное русло.

Все попытки устранения страха, его игнорирования или пренебрежения, во-первых, безуспешны, а во-вторых вредны. Мы уподобляемся больному, создающему иллюзию здоровья за счет обезболивающих средств. Принимая обезболивающие, человек упускает из виду нечто важное: на самом деле лекарства не влияют на то, о чем пытается сообщить нам боль. Проблема не исчезает, мы просто заставляем ее умолкнуть. И в отношении страха такой подход также может приводить к трагическим последствиям. Об этом свидетельствуют нарастающие проблемы алко- и наркозависимости, злоупотребление медикаментами, усиление влияния сект, кино- и телепродукции, которые все эксплуатируют хоть и по-разному, но одну и ту же тему — страх.

Вытеснение страха (как и гнева, сексуальности, стыдливости и т.д.) приводит к тому, что накопленная энергия в какой-то момент вырывается с силой стихийного бедствия, круша все внутренние и внешние защитные укрепления. Неразрешенная проблема страха может маскироваться под видом неуемной жажды власти, влияния авторитета, материального благополучия, тенденции всегда принимать сторону сильного, высокомерия, презрения к страху и к тем, кто ему подвержен, преувеличенной заботы, а также под видом недоверия и стремления чего-то избежать.

«Наш страх перед жизнью проявляется в манере постоянно что-то делать, только бы не чувствовать, как мы постоянно бежим прочь». Словом, узнать его не так уж просто. Страх естественен, а значит, не может быть ни неуместным, ни вредным, ни деструктивным, да и слабостью по большому счету не является. Все перечисленное можно отнести к проблемам неверного обращения со страхом, но не к нему самому. Это не хорошо и не плохо. Так есть. А вот как его задействовать в процессе развития личности, чтобы он помогал двигаться вперед — это уже наше решение.

Без силы страха не было бы такого свойства, как осторожность, склонность к взвешенным, не безрассудным поступкам, в социальной жизни не было бы чуткости и бережного обращения с другими (боязни обидеть). Не знающие здорового страха дети постоянно попадают в опасные ситуации, чаще травмируются и нуждаются в особой, двойной опеке. А при искусственном устранении страха (с помощью наркотиков) ощущение всемогущества и вседозволенности не оставляет места человечности, уважению и состраданию. Обыкновенные солдаты превращаются в роботов, упоенных убийствами. То есть «регуляторная» функция страха в обществе необходима и незаменима.

Смелость — это решимость овладеть неуютным, выйти за пределы приятного и подвластного нам пространства. Смелость вырастает из ощущения бессилия: «Я не знаю, как это делается, но буду пробовать». Смелость тем и отличается от безрассудной бравады, что в ней содействует преображенный страх.

Если человек не хочет губить свою жизнь в унылом однообразии, он должен принять страх, в какой-то степени даже искать его. Рискуя при принятии вызова от жизни, расширяя границы своей компетенции, человек развивается и растет. Страх возникает каждый раз, когда мы попадаем в ситуацию, которая нам не по силам, во всяком случае, пока. Любое развитие, взросление, любой шаг навстречу зрелости связаны с преодолением страха.

Всякая новая задача есть испытание, которое может окончиться и поражением. Смелость — это готовность к поражению. Очень важно осознавать все возможные трудности, принимать возможность поражения и все-таки идти вперед. И еще важнее проявить уважение к другим людям, которые рискнули, но потерпели поражение. Представим, что для ребенка значит с искренним рвением взяться за дело, которое может оказаться ему не по силам и заслужить упрек или насмешку. Почему мы засчитываем поражение в минус, а не риск в плюс?

Возвращаясь к сравнению страха с явлениями природы, можно продолжить в том у же ключе: буря и гроза сами по себе не плохи и не хороши — важно то, насколько крепок и надежен дом, в котором мы укрываемся. И только это надежное убежище, дом, позволяет нам признать необходимость этих стихий и научиться видеть их положительные стороны. С другой стороны, «слишком каменные стены» —  отсутствие непосредственной опасности, непосредственной необходимости в чем-то разобраться — ведет к утрате интереса, отчуждению. Цель разумных, конструктивных поисков убежища — найти или создать относительно защищенное место, где можно спокойнее разобраться во всем, что прежде вызывало лишь ощущение беспомощности и страх. Шанс обрести надежное убежище состоит в более трезвой оценке и приятии того, чего мы, занятые бегством или обороной, до сих пор по-настоящему не видели и не могли оценить по достоинству. Нам требуется известная безопасность и дистанция, тогда раскроются полезные и позитивные стороны окружающих нас явлений. Человеку, опасающемуся удара молнии, недоступна поэзия ночной бури, и было бы абсурдно читать ему лекцию о пользе грозы для всего живого, пока он мечется в поисках укрытия.

Как же выстроить внутренний «дом» — укрытие для души?

Для примера, рассмотрим страх перед публичными выступлениями. Замечено, что достаточно высокий уровень волнения способствует лучшему качеству лекции. Лектор, замечая свой страх, дружески приветствует его, и эти силы страха как бы стимулируют воображение и мысли. Но для этого «дружелюбия» необходимо быть в теме, «как у себя дома», не просто владеть ею, а любить само действие, и, наконец, необходимо собраться, мобилизоваться. Страх вначале как бы разжижает нас — ноги ватные, мысли путанные, и мы инстинктивно пытаемся закрепиться, сосредоточиться — закрываем глаза, замедляем дыхание,  внутренне уединяемся — то есть активно вмешиваемся в ситуацию. Страх ставит нас перед вопросами: «Владеешь ли ты темой? Действительно ли  тебе важно то, что ты собираешься делать? Все ли силы ты собрал, чтобы сделать это как следует?», побуждает нас к самопроверке и сосредоточению, а это помогает хорошо справиться с предстоящим. «Укрощенный», не уничтоженный, а задействованный и преобразованный страх дает нам двойное преимущество: избыток управляемых сил, а также большую чуткость и скромность.

Способность сказать себе «Я хозяин в моем доме» не гасит страх, а лишает его парализующей силы, превращает страх в силу, повышающую качество жизни. Во внутренней крепости можно забаррикадироваться, изолироваться, и тогда дом становится тюрьмой. Страх просто остается снаружи, и разбирательство с ним откладывается на потом. А можно жить в «доме», укрываясь в нем во время невзгод и после вновь выходя в мир с интересом и участием.

Каждый может обнаружить в себе склонность упускать шансы для изменения, отвергать позитивные вызовы, пренебрегать возможностями самосовершенствования, лишь бы не сталкиваться со страхом, отказывать в помощи, если она связана с риском. Короче говоря, каждому доводилось быть трусом. И это стимул для того, чтобы в следующий раз не бежать от страха, а научиться выдерживать его. Потому что постоянно уклоняясь от пугающих ситуаций, уступая своему страху человек начинает презирать себя, причем гораздо сильнее, чем если бы не сумел справиться с задачей.

И в результате замкнутый круг — недооценка собственных сил, а значит все шире область страшного и невозможного, все больше презрения к себе… В итоге — страх перед жизнью, который вскоре заполняет все вокруг.

По сути своей страх — это состояние чрезмерного бодрствования и сверхвпечатлительности, избыточной восприимчивости. Сон — полное отсутствие страха. Ночью мы восполняем жизненное мужество, в течение дня вновь усиливается страх. Во сне обретаются и такие качества, как терпение, рассудительность, осмотрительность, спокойствие, вера в себя и т.д.

Бодрствование сопряжено со страхом, отнимающим силы, а во сне душа ребенка черпает силу и крепость для грядущего дня. Сон ребенка — это укрытие от внешнего мира, куда нет доступа никаким страхам. Все страхи связаны с пробуждением в этот мир. С возрастом ситуация меняется. И все же, вплоть до отрочества самая серьезная педагогико-терапевтическая помощь со стороны родителей для победы над страхом — правильная подготовка детей ко сну и правильное пробуждение по утрам.

Заботливая мать налаживает ритмическое чередование открытости и защищенности малыша, ограждает его во время бодрствования, бережно препровождает в сон, противодействует резкому пробуждению. И не оставляет дитя без посреднической помощи меж сном и бодрствованием, лишая внимания и рано «прививая самостоятельность». Дети, не верящие в помощь матери, вырабатывают собственные «приемы» противодействия пробуждению, чаще характерные для больных детей — ритмичное раскачивание тела или головы, монотонные напевы, апатичность и т.д.

Ясное, бодрствующее сознание учится у сонного справляться со страхом. Мы как бы берем страх с собой в сон, чтобы у нас его забрали. Можно посоветовать родителям очень осторожно, с учетом индивидуальных особенностей, подталкивать особенно боязливых детей к конфронтации с их страхами, например через сказки, в которых все проблемы (одиночество, темнота, неволя и др.) в конце концов благополучно разрешаются. (Вспомним не самые благостные колыбельные: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».) Ночной опыт отнимает у дневных страхов силу.

Нам необходимы мир индивидуального опыта (биографическая память), видение возможного в будущем (перспектива) и способность выстраивания собственной жизни от прошлого к будущему. Память дает опору, перспектива дает смысл, а инициатива построения будущего превращает предопределенное в определяемое человеком.

Для практической помощи, профилактики состояний страха важнейшим является все, что относится к сфере сна, в частности:

— развитие внутренней собранности;

— непрерывность и ритмичность в жизни, восприятие непрерывности собственной биографии;

— развитие восприятия и организованности для выработки беспристрастного суждения на основе чистого наблюдения;

— создание позитивных, комфортных телесных ощущений;

— особое внимание ко сну, к правильной подготовке к нему и организации первого часа после пробуждения.

Особого внимания заслуживают упражнения для развития базовых, телесных чувств. Примерами могут быть осязательные упражнения — исследования песка, воды, дерева и т.п. при максимально отключенном мышлении, втирания масла по всей поверхности тела, обработка камня и лепка из глины. Для развития чувства жизни рекомендуется тепло, ритмический массаж, концентративно-медитативные вкусовые упражнения, все связанное с ритмизацией жизни. Тренировка точности наблюдения и любые физические занятия для развития чувства движения и равновесия также будут весьма полезны для преодоления навязчивых страхов…

Естественно, в книге вы найдете еще многое.

Впервые опубликовано в  журнале “Дитина Вальдорф” №4, 2004г.