Животворящая сила хлеба

Часто ли думаем мы о качестве нашего питания?

Наталья Давыдова
Врач-педиатр, г. Киев
19 вересня, 2019, 8:00

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу.

Быт. 1:29.

Часто ли думаем мы о качестве нашего питания? Не только о том, сколько белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов содержится, например, в пшеничной муке или мясе. Задумываемся ли мы о характере хранения и приготовления пищи, об условиях выращивания растений и животных?

Общее качество питания — это результат сбалансированности различных пищевых продуктов. Здоров тот, кто переносит любую пищу. Хотя иногда полезными бывают и временный пост, и исключение определенных продуктов при различных заболеваниях. Чем разнообразнее рацион, тем дифференцированней силы, участвующие в пищеварении, тем разнообразнее импульсы, получаемые человеческим организмом. Поэтому целесообразно комбинировать продукты, полученные из различных частей растений: корня, стебля, листьев, цветов и плодов. Ведь активность корня растения соответствует нервно-чувственным процессам в человеке, образование цветка и плода — процессам обмена веществ, листья — посредническим функциям кровообращения и дыхания. Но главное качество продукта — это его специфическое своеобразие в природе.

«Не хлеб питает нас; то, что питает нас в хлебе, — это Бога вечное слово; это жизнь, это дух» (Ангел Силезcкий).

Поразмыслив над словами философа, можно придумать много чего «умного», главное не оказаться вне реальности. Что известно нам о злаковых? Что стало бы без них с нашим насущным хлебом? Стоит семени злакового упасть на землю, как оно сразу же мощно укореняется, пронизывая почву корнями. Дружно появляются над землей побеги — совершенно линейные образования; эта лучистость выражена также в строении узких листьев и стеблей. И вот на конце стебля появляются соцветия — метелки, колоски, вытягиваются длинные усики. Корень, побег, листья — все образуется в правильной последовательности. Цветение охватывает растение только после соответствующей подготовки. Каждый цветок злакового прост и скромен, состоит из множества простейших цветков, открытых ветру. И если отдельным цветкам не хватает цвета и аромата, то цветущие нивы и поля дают нежный отголосок цвета, подобно прозрачным краскам радуги, и имеют очень нежный, но характерный аромат. Зрелый побег пшеницы не имеет ничего, кроме стебля и колоса, в котором многократно повторяется высаженное семя. Каждый континент, каждая климатическая зона, различные рельефы местности — возвышенности и низменности, склоны гор и берега рек, болота и плавни, влажные и сухие луга, аргентинские пампасы и североамериканские прерии, соленые дюны и вырубки в лесах — характерны своими особыми видами злаков. Около 4000 видов злаковых распространены по всей земле. Рыхлое, легкое и воздушное рисовое растение как бы отражает силы восточных земель, где рис составляет главный продукт питания. В то же время это и водное растение. Дар западных земель — маис (кукуруза), физически крупный злак, стоящий ближе всего к земному элементу; здесь господствуют тяжесть и вещественность, особенно выраженная в массивном початке. Овес — это злак севера, выше всех поднимающийся к полярному кругу и легче всего выдерживающий холод. Его колосья как бы пропитаны силами светлого лета. Различные виды проса — главные злаки Африки. Они грубы, высоки, широколиственны, их цветы — это нечто среднее между метелкой и початком.

Однако эти виды злаковых Востока, Запада, Севера и Юга не используются для приготовления хлеба (из них готовят лепешки, похлебку). Только злаковые культуры народов средней полосы — пшеница и рожь — несут в себе свойства, позволяющие готовить из них хлеб. В результате возникает продукт особого качества, поскольку человеческий труд существенно продолжает природный процесс. В становлении злакового в природе можно проследить четыре ступени. Из семени, уплотненного и отвердевшего, через посредство влаги в почве начинается прорастание; затем растение открывается воздуху и свету. В цветении оно связывается с воздухом и при созревании пропитывается космической теплотой, полностью высыхает, так что вся его жизнь концентрируется в колосе. К этим четырем ступеням становления в процессе приготовления хлеба добавляются еще четыре ступени: помол, когда твердое зерно превращается в муку, — затем мука смешивается с жидкостью, и тесто, после замешивания, интенсивно пропитывается воздухом (брожение); а завершает процесс тепловое созревание в печах. Так образуется продукт питания, который полностью соответствует процессам в человеке. Человек несет в своей физической телесности жидкости с их формирующими жизненными силами; последние пропитаны воздушной организацией, в которую втягивается душевное — душевное же пронизывается теплом духовного «Я». Люди, возделывавшие злаковые и питавшиеся хлебом, создавали культуры, которые сильно отличались от культур охотников и собирателей. В их мифах злаковые представлены как подарок небесного Отца матери-земле, сев и сбор урожая сопровождался культовыми церемониями,  вплоть до сакраментального освящения хлеба (тело Христово).

Злаковые культуры очень сильно подвержены прямому воздействию солнца. Каждое растение похоже на луч света, пустивший корень в землю. Зерно злакового, будучи семенем, действует на организм гармонично, а не односторонне, как корнеплоды, листья или цветы. Это глубоко символично, что из злаковых, главным принципом формирования которых является прямая линия роста, получается продукт питания для прямостоящего земного существа — человека.

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №1, 2004




Читайте також