В своих представлениях я могу опираться только на то, что есть в моём опыте. Если кто-то впервые попадет на эвритмическое представление, эвритмия может показаться ему просто танцем. Пока я не занималась искусством речи (шпрахгештальтунгом), в моём представлении это было обучением актёрскому мастерству, сценической речи. Но если это теперь присутствует в моей жизни, я могу попробовать об этом рассказать.

…Общепринятое русское название этого направления – «искусство речи» – несколько отдаляет от смысла, заложенного в немецком названии. «Sprachgestaltung» – буквально «формообразование речи». Что это значит?

Для меня было важно открыть, что всему в мире вокруг нас присущ тот или иной «жест», отражающий сущность предмета или существа, будь то дерево, стул или человек. Каждый раз при восприятии вещей мы неосознанно воспроизводим их жесты внутри себя. Звуки речи тоже имеют свои индивидуальные качества, и присутствие в слове тех или иных звуков совсем не случайно. Через слово можно проникнуть в те времена, когда люди так тонко ощущали жизнь звуков, что могли давать названия вещам. Сегодня мы можем оживить это творческое начало в своей речи, пользуясь звуком осознанно.

В гласных запечатлены душевные переживания человека от данного предмета или действия, в согласных – его подражание процессам внешнего мира. Упражнения, данные Рудольфом Штайнером позволяют развить это сознательное переживание звуков. И вот в слове «rollen» (катиться) ты при произнесении ощущаешь, как в «р» и «л» что-то катится вдаль, в «о» живёт ощущение округлости, а в конце слова сила твоего голоса должна закономерно угаснуть, словно удалиться в пространстве.

Каждый может пережить эти прасилы языка в явлении аллитерации, например, в подражании стихии:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы.

(К. Бальмонт)

Шпрахгештальтунг учит оживлять образ, изначально живущий в слове. Тогда звуки в слове «ветер» воссоздают дыхание ветра, а в слове «горшок» – крутизну его боков. Вносить в речь жизнь – большое искусство. Попробуйте произнести слово «чашка» так, чтобы получилась действительно чашка. У одних, возможно, выйдет маленькая кофейная чашечка, у других – бутылка, а у третьих и вовсе бочонок. Задача состоит в том, чтобы произнесенное слово прозвучало так, как мы хотим. Нельзя держаться за свои старые привычки в артикуляции, интонации, переживании образов. Речь – это постоянное творчество. Всё должно каждый раз происходить заново, только тогда слово будет наполняться жизнью.

Древние греки, поклоняясь риторике, высоко ценили пятиборье. Почему? На гимнастике мы занимаемся метанием копья, переживаем лёгкость, тяжесть, привносим в бег ритм. Ты замечаешь, что когда твои ладони соединяются с ладонями другого человека в «борьбе», ты можешь лучше чувствовать и «слышать» его… Что при бросании мяча с одновременным произнесением слова твоя речь уходит в пространство более целенаправленно. Борьба на мечах (на палках) имеет много общего с дискуссией, умением чётко реагировать. Ходьба представляет собой такое же поступательное движение вперёд, как и речь, и, подобно темпу речи, ты можешь увеличивать или замедлять ее темп. Для тебя становится очевидным, что владение речью неразрывно связано с мастерством владения своим телом.

Через речь мы как бы выходим во вне – в мир, в космос. Речь может быть как воля – тяжелой и сильной, как чувства – подвижной и лёгкой, как мышление – прямой и чёткой. В ком-то из нас больше развита волевая сфера, в ком-то – мыслительная или сфера чувств.

Через слух мы можем познавать внутренние качества предмета, через слушание речи открывается нам сокровенное существо человека. Пронаблюдайте, как по-разному говорят люди. Все наши односторонности отражены в речи. Задача учителя – помочь преодолеть это. Обучение искусству речи предполагает обязательную индивидуальную работу. Вначале очень тяжело понять, чего хочет преподаватель. Но постепенно приходит предчувствие, а потом понимание, и вот ты уже видишь, что должно быть в твоей речи. Речь – отображение конкретного человека. И когда что-то в речи начинает меняться, значит, что-то преобразуется и в самом человеке.

Скажем, у одних в речи впервые возникает звук «р», самый энергичный звук, способный преобразовать всё вокруг. Другие, всегда зажатые, начинают раскрываться и делают шаг наружу. Шпрахгештальтунг – это работа над своими чувствами, своим привычным за много лет положением в мире. Человек должен преобразовать свои привычки, стать способным к иной жизни, к новому проявлению себя в мире. Для новой речи тебе нужны отвага, отвага и отвага.

В данный курс искусства речи также включены занятия антропософией. Существует большой соблазн изучать антропософию, просто перенимая готовые утверждения. Но просто прослушать содержание и сделать его своим – это разные вещи. Ты узнаёшь, что учитель хочет сказать тебе, только в том случае, если сказанное проникает в тебя и ты пытаешься с этим работать. Тогда рождаются вывод и понимание, а также возможность теперь использовать его в жизни.

Это принципиально иной путь. Преподаватель не является твоей опорой, палкой или костылём. Ты стоишь сам. Он лишь находится рядом и предлагает тебе устремить взгляд в определенном направлении. А разглядеть суть – твоя задача. Навыки такой работы очень важны для дальнейшей жизни. Ты обретаешь способность внимательно наблюдать за тем, куда поворачивает тебя жизнь. Ты учишься сознательно относиться к ней.

Сегодня мир полон односторонностей. Говорит голова, но не душа. У речи быстрый темп и она сводится к информации. Наши сверхвозбужденные дети повторяют своими конечностями то, что мы делаем со своей речью: им тоже неспокойно. Шпрахгештальтунг – это жизнь в гармонизирующих ритмах. Это процесс овладения речью на основе образных народных сказок или классических поэтических произведений, где содержание и форма доведены до истинной гармонии. Правильная речь приводит к другому ощущению мира. После занятия все вокруг звучит иначе. Ты способен нести иной звук, и ты чувствуешь, что в этом нуждается мир.

Впервые опубликовано в журнале «Дитина»,
№1-2, 2003 г.