Первая половина августа 2008 была особенной для Вальдорфского Штайнеровского образования раннего детства в Северной Америке. Международная вальдорфская ассоциация образования раннего детства (IASWECE) попросила Вальдорфскую ассоциацию образования раннего детства Северной Америки провести международную конференцию воспитателей детских садов. Местом проведения конференции были выбраны Вальдорфская школа Пайн Холл и Высшая школа Моуинг в Вилтоне (Нью Гемшир), тем самым им была оказана большая честь. Начался увлекательный и ответственный процесс подготовки к такому грандиозному мероприятию.

Тема конференции должна отобразить ситуацию с детьми, которая имеет место везде, а также нужды детей, живущих в бедности и лишениях, проблемы их выживания и утраты здорового образа жизни в странах с высокоразвитой промышленностью. Для современного мира характерны ускоренный ритм жизни, интеллектуализация, расширяющаяся сфера материальных благ. Все это представляет огромную угрозу формированию цельной человеческой личности. Экономический дисбаланс и изменение социальных моделей все больше вызывают озабоченность судьбой маленького ребенка не только у их родителей, но и у других людей. Современный мир — это водоворот, в котором одно событие быстро сменяет другое. В нем дети притягиваются, или отталкиваются, а то и вовсе о них забывают.

Тема конференции «В чем нуждается ребенок сегодня» осветила целый ряд современных проблем. Основные лекции задавали тон для проведения мастерских, мастер классов и мини-презентаций по международной работе с детьми в возрасте от рождения до семи лет. Специалисты из разных стран трех континентов любезно согласились поделиться своими мыслями и точками зрения с приглашенными воспитателями.

Нэнси Блэнинг


Мы собрались здесь вместе, чтобы понять суть заботы о детях от рождения до семи лет и их обучения, а также по причине очень быстро происходящих в современном мире изменений. Даже не смотря на то, что мы знаем много о том, как заботиться о детях наилучшим образом, атака на ранний детский возраст усиливается. Никогда ранее мы не владели таким большим количеством научных знаний о развитии, как сейчас, но в этом вопросе есть и теневая сторона. Чем больше мы знаем о здоровом развитии ребенка с научной стороны, тем менее выигрывают от этого дети.

Здесь собрались представители 33 стран. Работая вместе, мы можем разработать стратегию как стать более активным в наших проявлениях. Мы можем создать центры помощи и связаться с другими учреждениями, у которых методы и стандарты воспитания и обучения отличаются от наших, но которым присущ такой же, как у нас интерес к здоровому развитию ребенка и заботе о нем. Мы все глубоко разделяем этот интерес и хотим поделиться своим опытом. В Швейцарии вальдорфских учителей, работающих в государственных школах, гораздо больше, чем в частных. Для того чтобы открыть каналы общения и наладить диалог, с учителями государственных школ нам необходимо овладеть их языком.

Еще одна причина, почему мы рады быть здесь, это 100-летняя годовщина педагогического антропософского импульса, началом которого послужила публикация лекции Штайнера «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки». В подготовленных для этой конференции материалах для чтения можно найти ссылку Рудольфа Штайнера на эту лекцию.

В своей первой лекции я хочу рассмотреть архетипические корни вальдорфского импульса и то, почему они являются ключом к воспитанию и обучению детей и самообразованию взрослых. Если мы хотим воспитывать и обучать, мы должны знать, почему и зачем мы это делаем, а также иметь цель воспитания и пути ее достижения. Чем более далекоидущими будут наши цели, тем более сосредоточенными должны быть наши намерения, чтобы «стрела летела дальше». Чтобы понять эти вещи глубже и, чтобы лучше ориентироваться в целях обучения и самообразования, рассмотрим развивающие задачи семи культурных эпох.

Отец современной медицины Парацельс говорил, что есть только пять путей, ведущих к болезни, и пять к исцелению. В конце концов, есть единственное уникальное средство от всех болезней, от любой боли — это любовь. Рассмотрение ключевых вопросов обучения можно представить в виде пятиконечной звезды.

Начнем с левой «опорной» ноги звезды. Она может представлять физическую составляющую человеческого существа. Здесь выражена связь с возрастом ребенка. Мы изучаем ребенка год за годом от рождения до 7 лет. Мы изучаем основные вехи каждого года с тем, чтобы выявить возрастные, физические особенности роста и развития ребенка.

Правая нога указывает на эфирную природу человека и на временной элемент. Здесь заложен наш особый учебный план и программа по возрастам. Как можно поддержать состояние ребенка в каждом возрасте? Исследования показывают, что человек развивает свои способности не только на основе генетических данных. Всему, что в нем является особенно человеческим, включая почти всю его деятельность, необходимо обучиться. Но генетически мы склонны к так называемым «нормам реакции». У нас есть специфические возрастные предрасположенности к обучению, которые на протяжении всей жизни позволяют нам реагировать на всевозможные проявления в окружении. Каждый год приносит новые характеристики, даже за пределами первых семи лет. В прошлом году в Австралии я встретила аборигена, которого попросила описать культ посвящения в его культуре. Вместо описания особого ритуала — а жизнь аборигенов до сих пор наполнена ритуалами — он ответил, что посвящение есть не что иное, как обучение. «Посвящение» — это не что-то особенное для так называемых «развитых» личностей, но для всех, и происходит оно в течение всей жизни, когда мы обучаемся чему-то. Искусство такого «посвящения» — это способность определить особое для каждого возраста подходящее наполнение и соответствующие шаги обучения. Учебный план и программа предполагают такое пошаговое посвящение.

Затем мы переходим по звезде к астральному уровню — левой руке, отвечающей за отношения и кармическую подоплеку. Что такое вальдорфское обучение без взаимоотношений? Ничего. Рудольф Штайнер был глубоко убежден, что учителя должны понимать важность взаимоотношений. В один из своих визитов он спросил детей, любят ли они своих преподавателей. Они сердечно ответили: «Да!». В наше время мы чувствуем некое смущение, задавая детям тот же вопрос. Учительница старшей школы в Штутгарте рассказала эту историю своим ученикам. Ученик 12 класса подошел к ней позже и сказал, что ей все равно следует задавать такой вопрос своим ученикам, и они бы единодушно ответили: «Да». Взаимоотношения осложняются нашими эмоциями, намерениями и вложенной в работу энергией. Нам необходимо научиться действовать таким образом, чтобы дети могли любить нас объективно, а не потому, что мы всячески стараемся привлечь их внимание или польстить им. Мы хотим дать им испытать удовольствие, что мы сами заинтересованы и увлечены ими. Что бы мы не делали на этой конференции, мы должны помнить о формировании отношений с родителями и учениками.

Проводимые последние тридцать лет исследования пытались дать ответ на вопрос, что есть взаимоотношения. Ответ был поразительно простым, известным нам и ранее. Первый фактор здоровых взаимоотношений — это честность, увенчанная прозрачностью. Молодые люди в наше время страдают ото лжи и обмана, им все труднее общаться при помощи слов, не всегда ясно, что мы действительно имеем в виду. Чем больше искренности и прозрачности мы привнесем во взаимоотношения, тем лучше. Эмпатия, любящее понимание — вот следующий элемент. Третий — это уважение свободы и целостности другого человека. Чем больше свободы, независимости и уважения в отношениях, тем они лучше. Если мы относимся к другому человеку на основе таких аспектов мышления, чувства и воли, то тогда наша встреча с ним происходит как с целостной личностью.

Насущным является вопрос, как мы можем улучшить взаимосвязь этих элементов? Мы можем исследовать, как улучшить взаимодействия при помощи вопросов, диалога, интереса к человеку. Мы сами должны быть более заинтересованы в понимании другого человека, чем в том, чтобы кто-то понимал нас. Мы должны прилагать усилия, и предоставлять другой личности время, пространство, проявлять терпимость к ее ошибкам, которые мы сами тоже совершали в этом земном путешествии. Рудольф Штайнер хотел, чтобы мы научились тому, что руководящий орган группы служит для поддержания развития его индивидуальных членов. Никто не злоупотребляет другими. Это работа в астральной и душевной сферах.

Наша Я-организация представлена второй рукой звезды. Я поддерживается методологией, которую мы развиваем. Происходящая от греческого слова «методос» — слово методика означает «путь, путь следования». Методология это то, что придает этому пути его характер. Это способ обучения. Рудольф Штайнер явно имел в виду, что мы должны владеть искусством воспитания и обучения, не определяя предмет, а характеризуя его. Цель процесса обучения — развитие способностей и навыков — определена, но путь достижения этой цели так же важен, как и сама цель. Процесс, которым мы достигаем цели, также конечен. Мы должны цель и путь содержать в равновесии, не концентрироваться на одном в ущерб другому. Если мы так поступим, то каждый ребенок сможет найти свой особый ритм, скорость и способ достижения цели.

Мой муж преподавал математику в старшей школе двадцать лет. В своей первой учебной эпохе он спросил, поняли ли все то, что он сейчас объяснил. Несколько учеников сказали, что не поняли. И хотя он повторил свое объяснение дважды, все те же ученики подняли руку, не понимая объяснение. Он стал раздражаться на то, что они просто невнимательны. Тогда одна девочка указала ему на то, что он трижды повторил одно и то же объяснение. В этом не было художественной методологии, регулирующей и изменяющей педагогический подход.

Нам необходимо наблюдать и прийти к взаимодействию с предметом, учеником и процессом. Нам нужно воспринимать и слушать, чтобы развивать правильное действие. Если то, что мы объясняем недосягаемо, необходимо остановиться и понаблюдать за жизненным потенциалом ребенка. Нам нужно задаться вопросом, как можно мобилизовать ситуацию и поддержать новый еще неведомый до того способ обучения. Комментарий девочки стал посвящением моего мужа в вальдорфскую педагогику. Он понял, что ему нужно научиться подвижности в обучении. Он понял, что это была его проблема, как учителя, а не проблема учеников. Трудный ребенок — это наша дорогая проблема. Мы профессионалы. Для нас каждый индивидуальный ребенок является испытанием, которого мы искали, по этому поводу мы должны не жаловаться, а действовать. Это художественная методология.

Иcтина, к которой мы пытаемся приблизиться, доступна каждому индивидуально. Те, кто ищут истину, должны идти в одиночку. Никто не может быть спутником на пути другого. Но если мы все активны в поиске истины, мы встретимся. Мы хотим стать компаньонами и принять реальность того, что должны идти в одиночку. Пусть наша встреча здесь станет праздником обмена теми истинами, которые мы узнали.

На вершине звезды — духовная ориентация. Вальдорфская педагогика имеет ясную духовную ориентацию. Это целостный, не зависящий от культур и религий подход. Эта духовность основана на мышлении — общем духовном языке, который использует каждый человек. Прекрасно, что на этой конференции на разные языки переводится то, о чем здесь говорится. Мы доверяем тому, что мысли, которыми мы хотим поделиться, пройдут через несовершенные формулировки, достигая архетипа мысли и истинного смысла того, что сказано. Духовная ориентация — это то, что может быть достигнуто в мыслях как духовная субстанция, что можно привести в словах, а затем, в действиях. Это путь в двух направлениях — из духа в материю и из материи в дух. Мы хотим распознать свою собственную духовную ориентацию. Каким мыслям мы доверяем силу нашего существования? Каким мыслям мы служим руками, ногами, деньгами, дружбой? Какая идея вдохновила нас прийти сюда? Несмотря на препятствия, мы все же пришли. Дух настолько самоотвержен, что мы не видим его, и тогда думаем, что у нас нет духовной ориентации. Давайте будем внимательны к тому, куда ведут нас мысли.

Мы все знаем легенду о Форе (Оферусе), который хотел служить самому великому господину мира. Он думал, что это дьявол, пока дьявол не убежал от креста. Тогда Фор узнал, что есть кто-то выше, чем дьявол. Но он еще не мог найти этого высочайшего господина. Он стал переносить людей через реку, став Стражем Порога. Однажды его окликнул ребенок, который был настолько тяжел, что Фор едва мог его перенести через реку. Он спросил у ребенка: «Кто ты?» Ребенок ответил: «Я тот, кого ты ищешь». Так Фор обнаружил эту силу становления, это божественное духовное существо, Христа, Я есмь. Он всегда нес этого «ребенка» в себе. Итак, это вопрос Христофора. Знаем ли мы, какой силе хотим служить?

Медитация камня основы для вальдорфской педагогики была написана в период основания первой Вальдорфской школы. Приведем ее такой, как она записана в «Углублении для вальдорфской педагогики»:

 

Да царствует здесь духовная сила любви;

Да работает здесь духовный свет в добродетели (добра);

Рожденные из уверенности сердца,

И из непреклонности души,

Так чтобы мы могли принести молодым людям

Телесную крепость для работы, истинную природу души и ясность духа.

Да будет это место посвящено этой задаче;

Да найдут здесь юные умы и сердца

Служителей света, наделенных силой,

Что будут защищать и оберегать их.

Те, кто здесь заложили камень как знак

Будут думать в своих духовных сердцах

О том, что должно царствовать в этом месте,

Так, чтобы было прочным основание

На котором они должны жить и ткать свою работу:

Мудрость, дарующая свободу,

Укрепляющая духовная сила,

Все открывающая духовная жизнь.

Это мы хотим подтвердить

Во имя Христа

С чистыми помыслами

И доброй волей.

 

Только однажды Рудольф Штайнер вместе с другими сорока двумя людьми подписал документ во имя Христа. Он начинается с любви, доверия и свободы. Завершается он «мы хотим подтвердить во имя Христа с чистыми помыслами и доброй волей». Штайнер призвал Высшего учителя и господина помочь ему и «своему выстраданному дитя», вальдорфской школе. Как мы встречаемся во имя Христа? Мы должны задаться вопросом, в чем главная идея нашей профессиональной жизни. На что лучше направить свою энергию?

Нам нужно четко представлять себе, в чем суть воспитания и обучения ребенка и нашего самообразования, как взрослого. Рассматривая с другой стороны развитие человека, Рудольф Штайнер описывает цели каждой культурной эпохи. Есть одна цель, проходящая сквозь все эти эпохи — это индивидуализация. До постатлантической эпохи существовали различные цели. Другие цели будут и после седьмой постатлантической эпохи. После достижения индивидуализации, мы будем стремиться к социальным отношениям. Сейчас мы находимся в пятой эпохе, где индивидуализация находится в кризисе, пять — это число кризиса. Наша цель в эту эпоху стать кризис-компетентным.

В нас заложено и генетическое и культурное наследие. Мы несем в себе все, чему человечество научилось с начала своего существования. Каждая эпоха длится 2160 лет. У нас есть достаточно времени, чтобы узнать, в чем состоит цель, идущая через ряд инкарнаций. Первый опыт Индийской культуры — Майя — это переживание пропасти между духом и материей. Это был первый опыт вхождения в физическое тело, который позволил нам чувствовать себя отделенными и изолированными. Опыт изоляции и отделения — был целью первой постатлантической эпохи.

Во второй эпохе, Персидской, целью было внести мыслящее сознание в сферу материи. В этом и есть секрет чисел, так как числа — это самая ясная мысль, структурирующая материю.

Третья эпоха была Египетской с Ветхим заветом и грехопадением. Впервые человечество столкнулось с личными ошибками. Раньше человек не мог заболеть из-за своих собственных грехов: духовное водительство было все еще слишком близко. Но в третью эпоху, целью стала алхимия, лечение, в котором искалось равновесие между собой и телом.

Четвертая Греко-Римская эпоха содержала тайну развития порога переживания смерти. Кризисом четвертой эпохи было переживание конечности индивидуального существования. Был огромный страх смерти и потери идентичности. Греческая поговорка гласит: «Лучше быть нищим на земле, чем царем в царстве теней». Голгофа принесла понимание того, что индивидуальное воскрешение и пробуждение индивидуализированного духа после смерти возможно. Это был замечательный, но сложный шаг развития последней эпохи.

В нашу только недавно начавшуюся пятую эпоху, очевидно, что мы должны научиться тому, как индивидуализироваться через борьбу со злом в нас и вокруг нас, но изначально в себе самом. Пока мы думаем, что зло находится только вокруг нас, мы не выполняем цели эпохи. Только приняв горькую пилюлю признания зла внутри нас, мы можем стать «маленьким Гете», признающимся, что раскрыл все маленькие пороки в себе. В наше время индивидуальность приведена к индивидуальному пути посвящения. На всех предыдущих путях были необходимы священники. Самопосвящение совершается, когда мы пробуждаем внутреннего инициатора (посвятителя) своего высшего Я в своем низшем Я. Это может произойти только если мы признаем силу зла в собственной природе. Тогда мы научаемся преобразовывать зло своим собственным Я.

Что есть зло с эзотерической точки зрения? Это добро в неправильном месте или в неправильное время. Не существует изначального зла. Но благодаря развитию свободы, благодаря различной скорости исполнения событий, добро может случиться не вовремя или не в том месте. В себе мы также несем потенциальное зло.

Во время шестой эпохи, мы пройдем через самопосвящение способности владения секретом слова. Тогда слова будут передавать то, что мы в действительности хотим сказать, будут творить чудеса, будут строить сообщества и станут доверительно-посвятительными сущностями.

Седьмая эпоха, так называемая Американская эпоха, это последняя стадия индивидуализации. Можно удерживать образ смерти на кресте как образ божественного бессилия. Новой задачей станет не злоупотреблять полученной мудростью. Необходимо будет преодолеть духовные группы. Последним шагом будет встреча Бога как индивидуальность. Рудольф Штайнер назвал это выражением «очарование Бога» или «Божественное очарование». Совершенно восхитительно для Бога будет встретить вновь индивидуализированную сущность после прохождения ею преобразования и очищения.

Впервые опубликовано в книге “Что нужно ребенку”, НАИРИ, 2012 г.