Вопрос о возрасте «готовности к детскому саду», в последнее время становится еще более актуальным. Еще не так давно, по нашему опыту, ребенка редко приводили в детский сад раньше четырех лет. Во-первых, просто в детских садах не было места. Но с падением рождаемости места в детских садах появились, и их стали заполнять дети младшего возраста. Детские сады хотят заполнить свои места, и мамы рады, что могут пораньше привести своих деток в садик. Таким образом, возраст детей, которые приходят в детский сад, теперь снижен до такой степени, что необходимо прояснить критерии готовности к детскому саду.

Мы не намереваемся сейчас рассматривать внешние причины прихода детей в детский сад – будь то необходимость матери пойти на работу, или атмосфера в доме, откуда хочется как можно скорее забрать ребенка. Перед нами остается центральный вопрос: как понять, действительно ли ребенок готов к детскому саду?

  1. В своей речи современный ребенок часто говорит о себе «я» уже в два года. В эфирном теле голова ребенка становится независимой примерно к двум с половиной годам, и он начинает думать. Но Я-переживание сегодня все также не наступает в полной мере, пока ребенку не исполнится три года. Только после того, как этот шаг будет полностью выполнен, ребенок постепенно начинает устанавливать вербальный (словесный) контакт с другими детьми. Это достигается примерно в четырехлетнем возрасте. К этому возрасту чаще всего речевое развитие завершено, но не всегда. Дети, которые еще не могут произносить звуки г – к – ч, имеют трудности в развитии воли; в то время как дети, которым трудно произносить с – щ – ст, в некоторых случаях отстают в интеллектуальном развитии.
  2. Рассматривая степень независимость ребенка от дома родителей, надо принимать во внимание привычки, заложенные в родительском доме. Однако, такие факторы, как: может ли ребенок самостоятельно одеваться, поддерживать чистоту, может ли он самостоятельно пользоваться туалетом, безусловно, важны для детсадовца, но не являются определяющими в признании того, что ребенок достиг готовности к детскому саду.
  3. Необходимо обращать внимание на умственную и физическую выносливость ребенка. Может ли ребенок провести четыре часа без сна? Восприимчив ли ребенок к болезням: настолько ли он восприимчив, что ловит каждый насморк в детском саду? Достаточно ли крепок ребенок, чтобы справиться с детскими болезнями, или в некоторых случаях это будет риск преждевременного заражения? У ребенка уже должно быть развито начальное чувство времени. Им должна быть преодолена первая фазу неповиновения, которая относится к разворачиванию действия Я. Ребенок должен уметь быть терпимым к другим детям, в частности, ко многим другим детям.
  4. Маленький ребенок 2,5-3 лет играет сам с собой, бежит к другим, смотрит, может что-то забирает и снова продолжает играть один даже когда в комнате много других детей. Он очень склонен к подражанию, но подражание проявляется в основном через несколько часов или дней, а не сразу. Только тогда, когда ребенок может спонтанно подражать и играть с другими детьми, я признаю его готовым к детскому саду.
  5. Живопись и рисование опять же очень сильно зависят от того, как ребенок был с ними знаком дома. Признаки готовности к детскому саду в этой области практически не согласованы, если только кто-то не знает точно правил того, как развитие ребенка отражается на «языке рисования», то есть владеет искусством «понимания детских рисунков».
  6. Для готовности к детскому саду важно, чтобы ребенок умел распознавать опасность. Это умение нужно ребенку, в том числе, для прогулки по детскому саду. Кроме того, ребенок в детском саду, как правило, уже должен уметь ходить на прогулке, не останавливаясь перед каждым камешком.
  7. Ребенок также должен уметь воздерживаться от драк-столкновений с другим ребенком.
  8. Врач, определяя готовность ребенка к детскому саду, включает в свое рассмотрение вопрос об определенной внутренней независимости или даже смелости. На этом основании создается впечатление, что да, этот ребенок находится на своем месте. Двух-трехлетний ребенок имеет что-то, похожее на защитную оболочку, которая сохраняет его в своем мире. Если привести такого ребенка в детский сад, то эта оболочка разорвется примерно через три недели и перед нами встает «ощипанная птичка без перьев». Это может произойти даже в том случае, если ребенок ходит в детский сад почасово, и порванную оболочку невозможно отремонтировать, просто забрав ребенка из детского сада. Это создание защитной оболочки происходит естественным образом в возрасте от трех с половиной до четырех лет. Только тогда ребенок действительно готов к детскому саду. Всякий раз, когда мы вызываем преждевременное развитие этого процесса, мы делаем что-то похожее на раннее обучение чтению.
  9. Конечно, защищенный, покрытый оболочкой ребенок несет воспитателям детского сада много небесных сил и тепла души. Это приводит к тому, что последние проявляют особую привязанность к самым младшим. Но это пространство, которое естественным образом ткется между родителем и ребенком и, в частности, между матерью и ребенком. Никто другой не должен напрямую в это вмешиваться.

Здесь я еще раз хочу подчеркнуть, что все эти критерии высказываются с точки зрения врача, и что социальные и социально-педагогические обязанности по отношению к неотложным ситуациям и семьям, находящимся в стрессовом состоянии, не рассматриваются.

Так что вопрос о готовности к детскому саду каждый раз нужно рассматривать очень серьезно. Ни коммерческая, ни эмоциональная точки зрения не должны играть здесь роли, и само по себе то, что ребенка зовут в детский сад, не должно быть решающим фактором. Эта статья призвана обострить восприятие проблемы с точки зрения нашего изучения человека. Педагог несет особую ответственность за здоровье ребенка в первые семь лет.

 

Читать продолжение