Из бесед с воспитателями детских садов становится очевидно, что многие из них ломают голову над вопросом, в каком же возрасте ребенок готов к поступлению в ясли или детский сад. Кто-то решил этот вопрос, позволив трехлетним малышам вступить в группу, где они находятся отдельно от детей четырех и пяти лет, в то время как другие объединяют их в смешанную возрастную группу.

В книге «Kinder Sprechstunde» (Urachhaus, 1984) доктора Михаэла Глёклер и Вольфганг Гобель рассматривают многие аспекты развития детей раннего возраста, в том числе различные типы детских болезней. В этой статье мы подводим итог некоторым представлениям о том, когда же ребенок «созревает» для поступления в детский сад.

Одно из соображений заключается в том, что ребенок должен быть буквально готов отойти от своего дома и матери. Он готов пойти в детский сад только после того, как однажды уже уходил из дома и сумел найти дорогу обратно, или если он выражает желание самостоятельно пойти в гости к другу, который живет по соседству. У большинства детей эти склонности выражены настолько ярко, что однажды, к ужасу присутствующих, ребенок просто «исчезает». Затем он возвращается и рассказывает всем, где он был. Но пока ребенок все еще привязан к материнскому подолу, время независимости не наступило. В таких случаях, если ребенку больше трех с половиной-четырех лет, мать должна оценить свое поведение и посмотреть, не мешает ли оно ребенку обрести необходимую независимость.

Вторая веха готовности появляется, когда ребенок научился слушать рассказы от начала до конца. Это указывает на то, что способность ребенка визуализировать или концептуализировать может быть напрямую достигнута при помощи слова. Таким образом, мы узнаем, что ребенок готов следовать указаниям в группе.

Согласно опыту докторов Глёклер и Гобель, эти признаки можно наблюдать не ранее, чем в возрасте трех с половиной лет. Если они не проявляются к четырем годам, тогда не будет лишним обсудить это с педиатром ребенка.

Некоторое время назад, когда Маргрет Мейеркорт проводила курс обучения в Acorn Hill, мы консультировались с ней по поводу готовности к детскому саду. Она разделила соображения, изложенные выше докторами Якоби, Глёклер и Гебель, и добавила еще несколько:

1. Сегодня ребенок часто говорит «Я» в возрасте 2 года, но реальное переживание Я происходит позже. Впечатление, что Я-сознание пробуждается рано создается потому, что ребенок вовлекается в процесс мышления намного раньше, чем это было прежде. Нам необходимо научиться различать, когда ребенок просто произносит «я», и когда он действительно имеет это в виду. Потому, что только во втором случае ребенок способен достигать других благодаря речи, а не при помощи ударов.

2. Ребенку нужна определенная независимость от родителей. Он должен иметь возможность самостоятельно одеваться и раздеваться. Он должен уметь пользоваться туалетом и быть независимым от груди.

3. Ребенок должен проявлять определенную физиологическую и психологическую стойкость. Ему необходимо:

• бодрствовать в течение 4-х часов без необходимости в сне;
• не быть настолько чувствительным, чтобы подхватывать любую незначительную простуду;
• быть достаточно развитым, чтобы справляться с детскими заболеваниями и не иметь судорог при высокой температуре;
• пройти первый период неповиновения, который относится к периоду поиска Я;
• развить первичное чувство времени, так как в этом присутствует Я;
• уметь прогуливаться, не останавливаясь возле каждого камешка или лужицы.

4. До двух с половиной или трех лет ребенок, как правило, играет сам по себе. После этого он начинает играть с другими и может подражать действиям в процессе движения.

5. Ребенок должен показать начальные способности распознавания опасности и, таким образом, не выбегать на улицу или, к примеру, в пруд. Он должен показать начальную готовность к самозащите вместо того, чтобы расплакаться – это признак присутствия Я, которое и помогает отражать возникающие трудности.

Все вышеперечисленные характеристики указывают на образ ребенка, который следует архетипическому паттерну развития: говорящего (примерно в возрасте 2-х лет), думающего (примерно в возрасте 3-х лет), сопровождаемого реальным заявлением «Я» (также примерно в возрасте 3-х лет). Этому предшествует сложный этап неповиновения, когда ребенок создает дистанцию между собой и окружающим миром при помощи «нет». И только после того, как это новое Я-осознание успело закрепиться в ребенке, он становится готовым выйти в более широкий мир детского сада.

Мы можем пронаблюдать, как этапы развития ребенка изображены на его рисунках. В своей книге «Понимание детских рисунков» Микаэла Штраус показывает круговые движения, нарисованные ребенком в возрасте до 3-х лет. Примерно в 3 года круговое движение превращается в четкий круг с оформленными внутренними и внешними сторонами. Она описывает процесс так: «В своем рисунке ребенок сейчас очень старается составить круг и «замкнуть его», «соединить его»…. Маленькая девочка сидит за столом, полностью поглощенная рисованием кружков по всей странице. Это ее третий день рождения и в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» Приходит ответ: «Я? Меня зовут „Я“».

Эта вспышка Я-сознания задокументирована на рисунке ребенка в форме круга.

Микаэла Штраус описывает и более линейную форму движения мелком, которую также будет делать годовалый и двухлетний ребенок. К трем годам это обычно превращается в четкий крест. Она приводит пример Дэвида, которому только что исполнилось три года и он предпочитает рисовать твердым карандашом, позволяя «массе линий тончайшей филиграни возникать на бумаге, так и не достигая креста, соответствующего его возрасту».

Затем семья забирает Дэвида и его младшего брата к друзьям, у которых пятеро детей. Все они старше Дэвида. Дэвид, до сих пор самый старший «большой» брат, сначала не справляется со своей новой ролью «малыша». Так что он убегает в болезнь, страдает от высокой температуры и позволяет себе капризничать. Через три дня он поднимается полный сил и, как будто чтобы продемонстрировать, что теперь он может справиться с новой ситуацией, берет толстый цветной мелок и впервые рисует один за другим на нескольких листах бумаги большой перпендикулярный крест, заполняющий всю страницу.

После третьего года жизни ребенок начинает соединять круг и крест вместе и продолжает это делать до пятого года и позже самыми разнообразными способами. Ребенок поставит точку или крестик в середине круга, обозначив новый этап саморазвития. «Он использует их, чтобы показать свое отношение ко внутреннему и внешнему пространству, ставит точку или крест в центре внутреннего пространства, чтобы обозначить себя. Через эти символы он впервые иллюстрирует свое переживание Я и окружающего мира. Точка и крест, расположенные в круге, представляют собой Я-форму».

Микаэла Штраус иллюстрирует следующий и, возможно, последний этап с точки зрения готовности к детскому саду: «К четвертому году обучения проявляется новая направленность. Точка и крестик кристаллизовались в виде Я-символов и теперь концентрация на них постепенно начинает ослабевать. Направление движений идет изнутри наружу. Сначала линии расходятся от центра до периферии круга и остаются в пределах его границы, однако вскоре становятся более свободными и выходят далеко за пределы».

Замечания докторов Якоби, Глёклер и Гобель, так же как и Маргрет Мейеркорт и Микаэлы Штраус, похоже, указывают на то, что дети внутренне не готовы к детскому саду или смешанному детскому саду до трех с половиной-четырехлетнего возраста. Тогда возникает вопрос, почему эта тенденция в образовании развивается (в том числе в вальдорфских детских садах), и почему в детсадовские программы привлекают детей трех или, в некоторых случаях, даже двух с половиной лет? Возможно, ситуация сравнима с тем, почему американское образование привносит академические занятия в жизнь детей 5-ти лет и младше. С одной стороны дети кажутся готовыми. Пятилетний ребенок часто спрашивает как писать, читать или выполнять арифметические задачи. Родители или воспитатели могут легко принять это за знак истинной готовности к более трудоемкому обучению, которое происходит в школе, в то время, как по моему опыту для большинства пятилетних детей научиться писать и читать несколько слов – вполне достаточно, чтобы почувствовать себя «взрослыми». Теперь они могут объявить, что умеют читать или писать, точно так же, как они объявляют своим родителям, что говорят по-немецки после того, как прочитали один-два стиха на этом языке в детском саду. Другими словами, малым можно многого достичь.

То же самое может быть и с двухлетним ребенком, который рано говорит «я». Родители и педагоги могут легко принять это за истинное сознание Я и начать создавать для ребенка образовательный опыт, для которого он еще не созрел. Даже когда «Я» более полно устанавливается в возрасте 3-х лет, вышеуказанные признаки указывают на то, что ребенку нужно еще 6–12 месяцев, чтобы внутренне быть готовым сделать шаг в мир.

Каковы же тогда возможности ребенка до трех с половиной-четырех лет? Многие дети остаются дома со своими матерями и время от времени утром, или дважды в неделю, навещают другую семью, принимают гостей. Это не создает особого напряжения для ребенка, который в то же время имеет социальный контакт с другим ребенком его возраста. Не редки случаи, когда матери необходимо работать или она чувствует, что не может так долго находиться дома со своим маленьким ребенком. Бывает так, что ребенок особенно стремится к общению со сверстниками. Одной из альтернатив являются игровые группы на дому или детские сады с количеством от 3-х или 4-х детей до 6-ти или 8-ми. Мы также слышали о некоторых игровых группах, где матери проводят время с маленькими детьми и делают игрушки, пока дети заняты игрой; разучивают песни, стихи и рассказы вместе со своими малышами. В таких программах родители также могут получить ответы на основные вопросы, касающиеся воспитания маленького ребенка.

Как вальдорфские воспитатели, мы только начинаем изучать вопросы о готовности к детскому саду и видим в этом особую необходимость, поскольку все больше и больше матерей возвращаются к работе или ищут соответствующие детские программы для детей в возрасте до 3-х лет.

Из сборника «А Deeper Understanding of the Waldorf Kindergarten»
( Articles from the Waldorf Kindergarten Newsletter 1981 to 1992 VOLUME 2
Edited by Joan Almon)

Читайте также “Готовность к детскому саду”