Приоткрыв завесу интуитивной педагогики, мы обнаружим, что в Швеции родилось альтернативное направление в образовании, увлекающее учителя в мир исполненных смысла детских игр, в котором формируется не только крепкая основа образованности каждого ребенка, но и ответственная свободная личность.

Интуитивную педагогику вот уже четыре десятка лет развивает шведский композитор Пер Альбум, основавший в Ярне (в 50 км от Стокгольма) школу «Solvik». И хотя отправным пунктом для него являлась вальдорфская педагогика, все же в своей педагогической работе он продвинулся далее. Главной при этом становилась необходимость понять мировосприятие ребенка, существенной частью которого является мир игры. Наверное, каждый мог бы вспомнить из своего собственного детства это чувство непонятости взрослыми. Кто, как не педагог, должен бы быть тем понимающим ребенка взрослым человеком?

 

Почему взрослые не умеют играть?

В начале интуитивной педагогики была игра, обычные детские игры, смысл которых пытались постичь Пер Альбум вместе со своими коллегами. Что такого примечательного в прятках, догонялках и Бабе Куце? Почему детей целиком и полностью поглощают эти игры? И почему взрослые уже не могут играть, как дети? На множество подобных вопросов интуитивная педагогика пытается найти ответ. Его, собственно, каждый педагог должен был бы получить самостоятельно, играя сам. Участникам своих семинаров Пер Альбум говорит: «Играйте и наблюдайте за тем, что происходит». Самое первое, что бросается в глаза в детской игре, – это движение, сопровождающееся радостью. Именно его нужно всячески взращивать в школе. «Интеллект растет вместе с телесным движением», – утверждает Пер Альбум. Таким образом, привычная картинка с детьми, сидящими за партами, прямо противоречит интуитивной педагогике. Поэтому в школе «Solvik» можно часто видеть, как дети, записывая что-то в тетради, устраиваются в самых разнообразных позах – сидя и даже лежа. Точно так же не является необычной ситуация, когда парты выстраивают в круг, а дети бегают и прыгают вокруг них.

 

Нужно разрешить детям ощущать свободу

К основным принципам интуитивной педагогики относится неприменение власти по отношению к ребенку. Принуждение ребенка к чему-либо здесь является чуждым. Даже указание учителя делать то-то и то-то Пер Альбум считает давлением на ребенка. Ведь тем самым он показывает, что то, чем дети в данный момент уже заняты, является чем-то менее важным. Дети сами решают, включаться ли им в деятельность, предложенную учителем. Если же дети не проявляют интереса к предложенной программе, то для учителя это является поводом пересмотреть свою работу.

Согласно Перу Альбуму, у детей не должно возникать ощущения, что они обязаны чему-то научиться. К познаванию дети в его школе приходят посредством разнообразнейших видов деятельности и игр, в которых присутствует полная концентрация внимания. Как многому дети могут научиться во время построения водяной мельницы или плотины на ручье! – разве не скрываются за этим основы физики? Учеба ради оценок, наконец, просто вредит, считает Пер Альбум: «Не сразу, но через некоторое время, дети заболевают».

В первые четыре года обучения в школе интуитивная педагогика ставит целью развитие чувственной внимательности и интуиции, ведь для жизни они оказываются намного более важными, чем знание фактов. Факты дети изучат позже, намного быстрее, в старших классах. Чувственная внимательность состоит, например, в способности ребенка передвигаться в труднопроходимой местности без падений, в способности поймать летящий либо падающий предмет различной формы. Дети научаются таким образом интуитивно различать, что в данной ситуации является более подходящим, даже если разум считает иначе.

 

Результат? Более ответственные дети!

Само название интуитивной педагогики подсказывает, что в педагогической работе основную роль играет интуиция. Интуицией здесь все-таки считается не нечто неопределенное, непланированное, а то, что план в себе «мудро» содержит. Внимательность и подвижность учителя могут быть так взаимно сплетены, что это позволяет действовать экономичнее и более творчески даже в сложных и непредвиденных ситуациях. «К тому же именно так преодолевается назойливая привязка учителя к тому, что он там себе подготовил», – добавляет Пер Альбум. Необходимым условием того, чтобы школа выполнила это задание – чтобы дети стали внутренне свободными людьми, – является подготовка педагогов, которые этой цели соответствуют, учителей, готовых постоянно работать над собой, учителей, которых дети воспринимают как достойных подражания личностей.

 

Из журнала «Rodina a škola», ноябрь 2011.
Перевод с чешского Марьяны Маринец
На русском впервые опубликовано в электронном журнале
«Дитина Вальдорф +», №1, 2014