С Романом Чернявским – главой Родительского Совета Вальдорфских классов СЗШ 195 мы встретились прямо в школе. Говорили о радостях и трудностях вальдорфа в Украине, о проблемах и перспективах киевской школы «София», о решении наболевших вопросов, о спонсорах, о мечтах, и, конечно, о наших детях. Ведь все это – ради них.
Первую часть интервью можно прочитать здесь
– Теперь поговорим о самом животрепещущем. О спонсорских деньгах. Как можно легализовать помощь родителей школе в Украине для осуществления стратегических планов?
– Создаётся благотворительный фонд, который аккумулирует спонсорские деньги, есть руководство фонда которое занимаются их распределением, я бы не видел в этом сложности. Если я хочу помочь школе, никто не имеет права запретить мне это сделать как родителю. Это моё, как родителя, добровольное право вносить или не вносить деньги. Но нужно понимать, что в наших реалиях без помощи родителей не было бы ни садика «София», ни школы «София»! Оба заведения смогли появиться на свет и развиваться только благодаря родителям и их поддержке.
У нас есть другой, не менее важный вопрос – это вопрос зарплат учителей. Хочется, чтобы они были на должном уровне, хотя бы на уровне двух минимальных зарплат. И, слава Богу, государство делает усилия в сторону увеличения зарплат педагогов.
– А что делать если семья не придерживается традиций и правил школы? Как с ними работать?
– Только разговаривать, только объяснять и вовлекать. У нас нет других механизмов.
– Вам не кажется, что самая большая проблема – внутри самого вальдорфа? Что очень часто нет единства между своими? И возможно ли, что коллегиальность иногда тормозит принятие важных решений, а не помогает?
– Есть заблуждение, что в большой вальдорфской школе все должно решаться исключительно коллегиально. Коллегиально проводится коллегия и рассмотрение ребенка перед поступлением в школу, коллегиально обсуждаются вопросы на родительском совете. Коллегиально обсуждаются вопросы праздников. Тут мы «коллегиальные». Но когда мы выходим на администрирование, там должна быть чистая вертикаль, никакой горизонтали. Есть управляющий школы, дальше идут подразделения. Также и в педагогической коллегии. Есть коллегия младшей школы, старшей, они могут вместе собираться 4 раза в месяц. Можно назначить группы, которым делегированы полномочия. Потому, что сидеть в большом кругу и обсуждать все вопросы – это безумие.
Для проработки коллегиальной работы в 2019 году в школу «София» мы пригласили Карлу Ван Дейк (вальдорфского специалиста в области коммуникации). Мы увидели, что работа в коллегии может быть не только изнуряющей, а захватывающей и интересной, но главное – здоровой.
Большинство учителей видели, как работают коллегии в Швейцарии или Германии 20 лет назад. И они за это держатся. Но за 20 лет все существенно изменилось, выросло, двинулось вперед. И то, что они видели 20 лет назад, немцы уже давно поменяли и давно так не работают.
– Т.е., Вы считаете, что мы теряем гибкость и не соответствуем потребностям времени?
– Типичный пример: вальдорфский детский садик «София» берет детей с 3.5-4 лет. Но в той же Германии, в частности Берлине, группы спокойно существуют с 2-х лет, такие же 100% вальдорфские.
Да, мы пытаемся зацепиться за какие-то догмы, а не подумать, как лучше это развить. Например, нам нужно понимать сколько параллелей в школе. Мы планировали 2 параллели, потом уперлись в помещение – все! Делаем 1 параллель. Это не стратегия, это мы подстраиваемся под происходящую ситуацию. А в целом должна быть стратегия, согласно которой мы думаем. Если не хватает классов – достроим, мы предпринимаем действия, чтобы этой стратегии следовать.
Ситуация, когда садик отделился от школы – это не типичная ситуация для вальдорфских школ. Часто садик и школа – один организм, одно юридическое лицо, одна коллегия, одно управление. Между садом и школой должна быть тесная связь. Необходима их плотная коммуникация на уровне коллегии.
Сейчас в садике 6 групп, это примерно 1,5 класса и еще половину класса мы собираем из всех желающих. Значит, у нас должно открываться 2 класса.
– Я слышала, что образовательная часть 195 школы хочет тоже набирать по 2 параллели?
– Три предыдущих года набирали по два первых класса, а в следующем будет один вальдорфский класс и один общеобразовательный. Это противоречит нашим договоренностям. Сложилась ситуация, когда школа начала расти и набирать по два класса на параллели в вальдорфские и общеобразовательные классы. А в таком случае не хватает места всем.
– И где же брать помещения?
– В первую очередь, нам нужно выработать стратегию выхода из этой ситуации. И дело не только в отсутствии классных кабинетов. В нашей большой вальдорфской школе по-хорошему должны быть 4 ремесленных мастерских, 4 мастерских для живописи и рукоделия, 2 спортзала и 4 эвритмических зала. Эти помещения можно достроить.
Мы обсуждали этот вопрос и с районо, и с директором, и даже все согласны, чтобы наш сарай на улице реконструировать в мастерские. Вопрос только в проведении дальнейших переговоров и поиске грантов. Но международные фонды будут спонсировать проект, только если в уставе школы будет написано «Вальдорфская школа» или хотя бы «Вальдорфские классы».
– Какой Вы видите школу «Софию» в дальнейшем?
– Я вижу большую двух-параллельную школу. Ведь в школу действительно существует очередь. Я как родитель заинтересован, чтобы в школе было 2 параллели, потому что тогда больше детей попадет в вальдорфские классы. А часть учителей скучает за маленькой школой и видят одну параллель, чтоб была маленькая школа. Но тогда школа не растет.
– Управлением школой Вы занимаетесь больше 6 лет. Что можно еще сделать?
– Можно каждый день по чуть-чуть, маленькими шагами, делать пространство вокруг нас красивее. Например, по субботам родители собирались вместе, строили амфитеатр. Была конференция «Вальдорф-100» в ноябре, она позволила нам за месяц навести порядок во всей школе. Также, нам удалось отреставрировать пол в коридоре на 3-м этаже. Третий этаж был одним из самых страшных. Сейчас, если вы подниметесь, то увидите, что он самый красивый. Оказалось, что в паркете изначально были вставки из красного дерева. Строители успели утеплить и докрасить фасад. Вот эти ежедневные шаги и двигают нас вперед.
Конечно, желательно, чтобы школой управлял вальдорфский директор как в Днепре и Кривом Роге, который в первую очередь будет отстаивать интересы вальдорфской школы. Нам нужно 3 завуча, один завуч физически не успевает все охватить. В статуте школы надо прописать положение о вальдорфских классах, а потом и вальдорфской школе.
Следующим шагом я вижу достройку третьего мансардного этажа, чтобы у нас появились еще помещения для классов, реконструкция мастерских. Причем, это не космические деньги, примерно миллион гривен. Еще нужен второй спортзал, забор и охрана территории.
Я, как родитель, могу договориться об организации живописной практики для наших детей в Италии. Это мой проект, который мы делали год назад с 11 классом. И сейчас делаем в апреле. Я договорился с муниципалитетом небольшого города Фикулле, а также со школой в Риме и Флоренции. Вот так потихоньку и будем двигаться.
– Вы затронули тему обучения за пределами Украины. Расскажите о своей поездке?
– Я проходил практику в Берлинской школе Далем. Ей 90 лет и она самая большая в столице Германии. В Берлине 15 вальдорфских школ. Школа Далем мне понравилась тем, что она очень современная и структурированная. У них есть вещи, которые нерушимы. Например, у них действительно в школе с 1-го класса до 13-го не используют мобильные телефоны. Все общаются через стационарные телефоны. Но при этом, в школе есть современное здание мультифункционального спортзала, это и спортзал, и оркестровая, и скалодром. Есть на территории школы и мини ферма-зоопарк.
С 9 класса у них есть компьютерная лаборатория. Это не кабинет информатики, это именно компьютерная лаборатория, где они могут создавать устройства, могут программировать. До 9 класса школьники используют мастерские – живопись, лепка, глина, оркестр. Многие мастерские вынесены во двор и располагаются в маленьких домиках. Нам нужно учиться у немцев четкому планированию.
– Можно ли обойтись без такого обучения, ведь киевской школе уже 20 лет и наши педагоги достаточно опытные?
– Я верю в уникальность и талант украинцев, но не нужно изобретать колесо, когда оно уже есть. Очень часто мы готовы кушать кактусы, плакать и колоться, а вместо этого можно перенять опыт тех, кто это уже прошел. Я считаю, что всем нам нужно ездить учиться – и родителям, и педагогам. Нам нужны школы с большим опытом, 90 лет опыта – это достаточно приличный опыт, и заведения примерно сопоставимые по количеству учеников. Нам обязательно нужно учиться как они управляют коллегией, т.е. не только усовершенствовать знания по своему предмету, но и учиться коллегиальной работе. Только в последние 2-3 года мы начали с Советом школы ездить на обучающие семинары по управлению вальдорфской школой. Я был удивлен, что за 20 лет мало кто изучал, а как это – управлять вальдорфской школой? Вальдорфская школа – ну это там как-то… это коллегия, оно сердце школы, а родители помогают – все! Никаких реальных механизмов управления учебным заведением, никакого позаимствованного опыта.
С 17 по 19 апреля 2020 в Киеве пройдет Родительская Европейская Вальдорфская конференция (ENSWAP) «Искусство узнавать друг друга» в Киевской Вальдорфской школе «София».
Мы с Мариной Пассалаквой 4 года ездили на такого рода конференции. Было огромное желание рассказать европейцам про Украину и Киевскую Вальдорфскую школу София. Мне запомнился слоган первой конференции в Венгрии – «Мы не жалуемся, не просим денег, мы делимся успехами!»
Я очень горд, что в этом году Украина выиграла право проведения конференции Европейского уровня.
Родительская Европейская конференция – это именно та площадка, где собираются родители из 50 европейских стран и 50 родителей с Украины. Конференция – это место для налаживания мостов между людьми, международных связей между школами. Конференция проводится для активизации вальдорфского родительского сообщества в Украине и Европе и обмена опытом.
– А где еще можно научиться управлению вальдорфских школ? И сколько это стоит?
– Да, все говорят, что это так дорого, что это конец света! В Венгрии есть школа Внемешвамаш, там есть часть людей, которые входят в Европейскую ассоциацию вальдорфских родителей. Там 3-й год для родительских активов и советов школы проходит семинар по искусству управления вальдорфской школой. Так вот конкретно в этой школе стоимость участия около 60 евро, перелет туда – обратно еще 100 евро, еда еще 50 евро. Т.е. суммарно это порядка 200 евро за неделю. Как по мне, это не очень дорого, плюс, там рядом озеро Балатон, это еще возможность вечером поехать отдохнуть и покупаться. Мало того, если написать организаторам, что я могу заплатить не все, а половину, или вообще ничего, можно, обратиться к их Фонду Солидарности. Иногда есть возможность поехать бесплатно, они идут навстречу.
Вальдорфские школы можно найти в любом конце планеты, нужно только поискать в списке. Можно писать в школы, общаться, вас везде примут и поделятся опытом.
– О чем же вы мечтаете?
А моя мечта, чтобы через 10 лет в Украине уже было 50 вальдорфских школ, и чтобы они пополнили всемирный список.
школи
Как научиться управлять вальдорфской школой
Интервью с Романом Чернявским. Часть 2