Среди множества упражнений, переданных людям Рудольфом Штайнером, Медитация Камня Основы занимает особое место. Благодаря ей человек может осознать, каковы его положение и ответственность в мире, и подготовиться к исполнению своих задач. 


Когда Медитация Камня Основы впервые прозвучала в дорнахской Столярной мастерской в декабре 1923 года рядом с руинами разрушенного пожаром Гетеанума, Европа находилась на краю пропасти. Первая попытка переворота Адольфа Гитлера произошла всего за несколько недель до этого, Германия переживала тяжелую инфляцию, пребывая в экономическом, политическом и социальном кризисе после Первой мировой войны, а некоторые европейские страны уже управлялись диктаторами. Рудольф Штайнер предупреждал об огромном разрушительном потенциале; в этой ситуации он заново основал Антропософское общество и Высшую школу и создал Медитацию Камня Основы как путь ученичества.

 

Призыв к душевным силам

Медитация обращается к человеческому облику, к «идее человека», к «храму человеческого тела», но также к душевным и духовным силам. Рудольф Штайнер однажды назвал человека «религией богов»; его облик и существо чрезвычайно ценны, подготавливались небесными Иерархиями на протяжении эонов – и человек находится в опасности. Ему нужна «сила духовной поддержки», чтобы удержаться самому, а также дать возникнуть в себе истинному образу другого. Словам Медитации Камня Основы можно дать «прозвучать» в собственном сердце. Они не оказывают магического воздействия, но содержат обращение, или скорее призыв к душевным силам: постичь себя и осознать необходимость обучения становлению «истинным» и возрастанию – также в силе, противостоящей угрожающим опасностям. В этой Медитации и в связи с ней речь идет о восстановлении образа человека, также в его космических отношениях, то есть о связи с Иерархиями, с Божественной Троицей. В Медитации Камня Основы живет «квинтэссенция Антропософии» (Сергей О. Прокофьев) в концентрированной форме. Живя с ней, человек заботится о самых лучших силах своего существа и о помощи Высших Сил, в которых он и Земля крайне нуждаются для своего дальнейшего существования. Медитирующий обращается к творящим Иерархиям как служителям Мирового Слова, Христа, «Господа небесных Сил на Земле»; он обращается к несущим и упорядочивающим Силам, также во времена великой нужды. Он обращается к тому, что «удерживает [мир] в единстве в наивнутреннейшем существе» (Гете) – и может быть действенным благодаря ему, человеку, разделяющему ответственность и участвующему в формировании.

 

Шаг к сообществу 

В Медитации Камня Основы указывается на шаг от «я» к «мы», к сообществу. «Целительная сила духовной науки, – так говорил Рудольф Штайнер в одном рассмотрении эпидемии, – нуждается в «жизни сообщества»*, а Медитация Камня Основы является чем-то подобным «мантрическому фундаменту» Антропософского общества, дорнахской Высшей школы и здания будущего как «целительного» места для всей страждущей земной цивилизации*. Йорген Смит: «Антропософия – это не только личное дело […], это непреложная всемирно-историческая задача человечества»*.

Перевод с немецкого Илоны Король

I

Душа человека,
Ты живешь в конечностях,
Которые тебя через мир пространства
В сущность моря духа несут.
Упражняйся в памятовании о духе
В душевных глубинах,
Где в правящем
Бытии Создателя миров
Собственное Я
В Божественном Я
Пребывает;
И ты будешь поистине жить
В мировом существе человека.

Ибо правит Дух-Отец в высях,
В глубинах мира бытие порождая.
Серафимы, Херувимы, Престолы,
Дайте из высот прозвучать,
Что в глубинах найдет эхо;
Оно гласит:
Из Бога рождаемся.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге:
Да услышат это люди.

 

II

Душа человека,
Ты живешь в биении сердца и легких,
Которое тебя через ритм времени
К чувству собственной душевной сущности ведет.
Упражняйся в размышлении о духе
В душевном равновесии,
Где волнующиеся
Деяния мирового развития
Собственное Я
С мировым Я
Соединяют;
И ты будешь поистине чувствовать
В душевной деятельности человека.

Ибо правит Воля Христа в окружении,
В мировых ритмах благословляя души.
Господства, Силы, Власти,
Дайте с Востока возгореться,
Что через Запад формируется;
Оно гласит:
Во Христе умираем.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге:
Да услышат это люди.

 

III

Душа человека,
Ты живешь в покоящейся голове,
Которая тебе из основ вечности
Мировые мысли открывает:
Упражняйся в узрении духа
В покое мыслей,
Где вечные цели Богов
Мировой сущностный свет
Собственному Я
Свободной воле
Ниспосылают;
И ты будешь поистине мыслить
В духовных основах человека.

Ибо правят Духа мировые мысли,
В Существе мира моля о свете.
Архаи, Архангелы, Ангелы,
О, дайте из глубин испросить,
Что в высотах будет услышано;
Оно гласит:
С Духом Святым воскресаем.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге:
Да услышат это люди.

 

IV

На повороте времен
Вступил свет мирового Духа
В земного существа поток;
Ночи тьма
Была преодолена,
Ясный свет дня
Воссиял в человеческих душах;
Свет,
Что согревает
Бедные сердца пастухов;
Свет,
Что просветляет
Мудрые головы царей.

Божественный Свет,
Христос-Солнце,
Согрей
Наши сердца;
Просвети
Наши головы;
Чтобы добром стало,
Что мы
Из сердец основать,
Из голов цели исполненным свершить
Хотим.


Это «классический» перевод Медитации Камня Основы, выполненный Сергеем О. Прокофьевым. Однако в процессе работы с ней и над ее украинским звучанием в Киевской антропософской ветке возникло стремление к более точному переводу, который, возможно, при меньшей благозвучности давал бы более глубокое переживание качеств, стоящих за оригинальными словами. С этим переводом можно познакомиться здесь.