Говоря о развитии ребенка, прежде всего, необходимо осознать, в чем он нуждается и что нужно предпринять, так как все наши действия повлияют на всю его дальнейшую жизнь.

Осознать должны как родители, так и те, кто неосознанно с ним сталкиваются: дедушки, бабушки, люди, которые сопровождают его по жизни. Мы все оказываем на его судьбу достаточно серьезное влияние.

И задача состоит в том, чтобы не мешать детям развиваться, уметь распознать, что мы можем в ребенке развивать, как помочь в зависимости от его возраста. Воспитание годовалого, 2–3–х–летнего или 10–летнего ребенка не может быть одинаковым, с возрастом в его организме протекают совершенно другие процессы, соответственно, от сопровождающего требуются совершенное другие силы, так как в дальнейшем все, что будет происходить с воспитанником, будет нести отпечаток воспитания тех, кто оказывался с ним по жизни рядом.

Человек все время находится в настоящем, но при этом пользуется багажом прошлого, закладывая фундамент своего будущего. Все знания, которыми мы владеем сегодня, мы уже получили в прошлом, но если остановимся на достигнутом («я уже все знаю и умею»), то в будущем у нас не будет никакого прогресса. Это касается абсолютно всего, чем бы мы не занимались.

 

О современной медицине

Нет абсолютно здоровых людей. У взрослого может давление подняться, у ребенка, еще вчера совершенно здорового, подскочить температура. Такие ситуации требуют спокойного, без паники, вдумчивого сопровождения.

Страховая медицина действует по стандартам: что бы у вас не случилось, вы получаете помощь в рамках страховки и только тот перечень, который прописан в этих указаниях со стандартными схемами лечения.

Диапазон этой помощи должен быть достаточно широким, мы, медики, должны понимать, какую помощь можем по страховой оказывать: травма, перелом, аппендицит, перитонит, другое оперативное вмешательство.

Но существуют ситуации, когда человек может, как обратиться за врачебной помощью, так и помочь себе сам. В таком случае, всегда ли нужны ли нам все эти схемы, которые могут только ухудшить состояние нашего здоровья?

Скажем, рвота у ребенка. Приезжает скорая помощь по страховой, ставят ему капельницу, колют противорвотный препарат, который может иметь достаточно серьезный побочный эффект и вызывать судорожные реакции. Никто анамнез четко не собирает, ситуацию глубоко не анализирует — нет времени. Просто снимают симптомы. А потом мы можем получить последствия такой терапии: такое состояние здоровья, из которого ребенок будет выходить очень долго и тяжело. Нужно понимать, что рвоту могут вызывать вирусная инфекция, повышенная температура, неподходящая еда. Рвота в таком случае не является болезнью, это нормальная реакция организма, и, вводя противорвотные, мы ее блокируем. Но если ребенка рвет в течение 2–3–х суток, он теряет вес, имеет смысл вводить что–то внутривенно, оказывать более глубокую медикаментозную помощь. Но чаще всего рвота заканчивается в первые несколько часов, до полудня, и потом нужно только обеспечить ребенку обильное питье.

Медикаментозная терапия должна иметь определенное место, но не быть настолько навязчивой и всепроникающей. Не давая организму каким-то образом отреагировать, сразу подавляя процесс, приходим к медикаментозной зависимости.

 Что такое процесс рождения?

Каждый из нас, наверное, задумывается о том, в чем смысл жизни, что такое смерть, боюсь ли я ее, как к ней подготовиться. И, наверное, сталкивается с разными ситуациями: умерли родственники, есть тяжело больные, страдающие от боли, люди. Следует правильно осознавать, что просто пить обезболивающие, успокоительные, «от давления» или «для сна», содержащие химические препараты, значит уходить от реальности вместо того, чтобы бороться с корнем проблемы.

При любой тяжелой боли можно оказать помощь своим присутствуем рядом с больным, поглаживая, разговаривая, вспоминая с ним о том хорошем, что происходило в его жизни, отвлекая человека от боли. Позитивные переживания в таких состояниях очень важны.

Зачатие

Для того чтобы родился ребенок, одного желания мужчины и женщины недостаточно. Сегодня много семей не могут иметь детей естественным путем, и вынуждены прибегать к современным методам эко–оплодотворения (например, если у женщины нет труб). Но бывает, что беременность не наступает у физически здоровой пары. Есть еще какая–то сила, которая должна прийти, чтобы это состоялось. И эта сила не является генетикой, мы назовем это Индивидуальностью.

Индивидуальность — это внутренняя борьба между двумя «Я» (между тем, что в реальности, и тем, что должно быть в идеале), – это когда мы себе задаем вопрос «правильно ли я поступил?». Выполнив любую работу, мы сталкиваемся с ситуацией, что сделано вроде бы хорошо, но можно сделать еще лучше, приблизиться, так сказать, к идеалу. Кто–то будет продолжать, усовершенствовать, а кто–то скажет себе «и так сойдет». Вот тут видно, какой фактор преобладает.

Если «и так сойдет» — преобладает земной фактор. Но если сделано не совсем так, как надо, то рано или поздно все равно придется переделывать. Когда этот внутренний конфликт возникает, происходит борьба нашей индивидуальности с идеальностью. То есть, насколько мы эту свою идею можем воплотить в жизнь, насколько можем себя реализовать. В жизни эта борьба происходит постоянно. 

Период внутриутробной жизни. Генетика

Определенный этап своей жизни человек проводит внутри женщины, так называемый период внутриутробного зачатия. В яйцеклетке, оплодотворенной сперматозоидом, из хаоса появляется эмбрион, происходит дифференциация конечностей.

Наблюдая эмбриональный период развития, мы можем проследить эмбриональное развитие мира человечества. Как происходит этот процесс? За счет каких–то сил. Современная медицина заявляет — генетически так заложено. Но не все так просто.

Представьте, по результатам анализов беременная женщина получает информацию, что у ее будущего ребенка генетические проблемы, он может быть с каким–то недоразвитием. Но в реальности вероятность таких отклонений примерно 1 к 10. Очень часто женщина склоняется к прерыванию беременности, мол, потом попробуем еще раз. Это типичная реакция материалистически–настроенного современного человека: я хочу здорового ребенка без всех этих сложностей. Проблема этой женщины: ей нужно только хорошее, а если что не так, то я тогда отказываюсь. А потом оказывается, что ребенок был бы здоровым. Ведь генетики говорят только о вероятности. И только рекомендуют. Таких случаев достаточно. То есть эта ошибка материалистического домысла может привести к очень серьезным трагедиям в семье. Смысл жизни — принятие своей судьбы, всех возможных сложностей, (как–бы там ни было, у меня есть силы, я смогу это преодолевать), преодолевая в себе страх. Сегодня на это готовы не многие.

В современном мире мы все пытаемся спрогнозировать, все больше обследуемся, проходим какие–то тестирования на онкологию, так чтобы заранее все знать. Так не бывает. В большинстве случаев рак, например, распознается уже на более поздних стадиях. Бывает случайное обнаружение, но человек должен быть готов ко всему, принимать судьбу.

Все, что происходило в эмбриональный период, откладывает отпечаток на ребенка: как мать восприняла свою беременность, как она готовилась его принять, много работала или пыталась больше отдыхать, возникали ли какие–то стрессовые ситуации, неуверенность в себе. Приходя к матери, ребенок воспринимает мир по–своему, он не замечает тех материальных сложностей, которые так расстраивают нас. Он стремится к идеалу, который видит в своих родителях. Каждый из нас проходит определенный этап воздействия со стороны родителей и окружения, жизненных обстоятельств. И тот, у кого индивидуальность оказалась сильнее, реализует себя. Если же индивидуальность прогнулась под этими всеми обстоятельствами, возникает страх, вера в поддельные ценности. То, что мы  переживаем сейчас — типичный пример крушения веры. В Советском Союзе мораль была теоретически правильная, но в итоге эти моральные ценности оказались иллюзией, что подорвало у людей уверенность в себе, и последствия этого мы еще долго будем расхлебывать.

Уже начиная с эмбрионального периода, внешний мир очень сильно вмешивается в жизнь. Но ребенок ничего не может с этим поделать — он просто присутствует во всем этом. Наша задача — об этом постоянно помнить и стараться максимально не мешать развитию ребенка. Он приходит в мир индивидуальностью, а не нашим повторением. Мы же должны стремиться к тому идеалу, который живет в нас, искать его. Неприятности на работе, стрессы, тяжелая ситуация в стране не являются оправданием для опускания рук. Сколько людей сумели преодолеть трудности, освоить новую специальность, воплотить свои идеи в жизнь.

Период рождения

Рождение, которое должно свершиться

Сегодня можно увидеть насколько «идеальный момент рождения» не совпадает с реальным. Если женщина в течение всей беременности получает гормональную поддержку, или у нее возникают периодические угрозы срыва и ей назначают препараты магнезии, то родовая деятельность может быть слабой, приходится производить кесарево сечение. Достаточно популярная и плановая операция, так как роды становятся прогнозируемыми. Такова тенденция материального мира. В Египте, например, сегодня практически всех женщин «кесарят».

Зачем усложнять ситуацию: посмотрели данные УЗИ, определили срок (например, 41–я неделя), разрезали, ребенок в принципе уже готов, а день раньше или позже — не имеет значения. На самом деле все очень серьезно. Это очень важный фактор: когда человек рождается, в какой период времени, какая планетарная констелляция, потому что ОН этот момент и запланировал. Есть такой факт, фаза Луны определяет пол будущего ребенка. Если мальчик хочет прийти в мир, то он ждет убывающую, а девочка — растущую Луну. Эта планета влияет на движение всех жидкостей: приливы – отливы в океане, менструальный цикл. Время рождения очень важно. И дело не в массе тела, а в звездной констелляции в момент рождения, определяющей наши душевные качества.

И все это представляет собой те условия, в которые теперь приходит индивидуальность, призванная управлять всем этим. И чем сильнее индивидуальность, тем менее человек типичен.

О качественной помощи

Что происходит в момент рождения?

Ребенок приходит в мир, получает определенные переживания: материнское тепло, ее мягкий живот, грудное молоко. Нынешнее поколение — дети, пережившие оторванность, неуверенность. Почему в нашей стране все не так? Фундамента нет для того чтобы происходило нормально. Есть законы силовой морали, а есть законы нравственной.

Силовую мораль можно решить за счет штрафов, нравственную нужно воспитывать.

Поэтому так важно для ребенка, чтобы он получал мамину защиту. В ином случае можно наблюдать ситуацию: приходит на прием человек лет 30–ти, со страхами, учащенным сердцебиением, бессонницей. Он в постоянном стрессе, переживаниях, боится инсульта. И вроде бы детство нормально протекало, не было никаких стрессов, все гладко, но, оказывается, мама всю беременность очень нервничала. Вот и результат.

Чем отличается ребенок от взрослого? У ребенка все процессы очень связаны с внутренними органами. Часто бывает так: ребенок не хочет ходить в детский сад и начинает кашлять. Что такое кашель? Это контакт с внешним миром. Когда мы приходим в этот мир, то с первым вздохом становимся земными людьми. И все наши коммуникации и взаимодействия — это легочная  система. Мы можем говорить: «я задыхаюсь в этой атмосфере». Когда человеку нечем дышать в пространстве, то эта коммуникационная способность нарушена, ограничена, как минимум. Если ребенок кашляет, значит ему сложно комуницировать, например, сложно наладить отношения с другими детьми.

Стафилококки, стрептококки здесь вообще не имеют никакого значения. Они просто проникают в пораженную слизистую.
Или когда мать постоянно чего–то боится. Например, что ребенок будет болеть. Она не понимает сути детских болезней. Не нужно бояться, если ребенок температурит — это нормальный процесс развития, благодаря которому формируется иммунная система. Но когда ты боишься, ты неправильно лечишь, и получается замкнутый круг: ты сбиваешь температуру, даешь антибиотики, вследствие чего позже возникают физиологические нарушения, вызывающие снижение иммунитета, и начинаются отиты, аденоидиты, астма. Так мы сами притягиваем себе болезнь.

Нужно менять тактику.

Неужели так все плохо, что без химических средств мы не способны выжить?

Неужели саморегулирующая система настолько слаба, что не сможет справиться сама? А как же выживали в концлагерях? Причем выживали не физически сильные, а сильные духом. А как же люди в окопах сидели, да еще и в постоянном холоде и голоде, и выживали?

Сейчас мы как–то об этом забыли.

Как жили в селах, где вообще не было врачей? Ну да, была повышенная смертность, согласен. Слабые умирали. Вот поэтому и нужна медицина, она помогает. Но только помощь должна быть качественной.


Евгений Волченко закончил Донецкий медицинский университет в 1995 году по специальности «педиатрия», первичная специализация – «детская оториноларингология», затем «физиотерапия», «народная – нетрадиционная медицина», антропософская медицина. В течение 19 лет занимается антропософской медициной. Регулярно посещает международные конференции в Швейцарии и Германии.

Продолжение статьи в следующем выпуске. 

Тезисы второй части лекции:

  • этапы развития;
  • первое семилетие (0–7 лет);
  • о температурных реакциях;
  • первая помощь при температурной реакции;
  • о природе температуры;
  • вмешательство в развитие;
  • второе семилетие (7–17 лет), как создать опору для этого возраста;
  • третье семилетие (14–21 год). Понимание возраста. О двух путях. 

Вторая часть статьи 

Запись лекции украинского антропософского врача Евгения Волченко.
Лекция проходила в поддержку здоровья Натальи Ещенко в октябре 2017 года