Если спросить бывшего вальдорфского ученика о том, что такое эвритмия, то часто можно получить такой ответ: «Вообще-то это нельзя объяснить. Это как танец, впрочем нет, не танец, часто это похоже на театральное действо, но по сути что-то совсем другое. Лучше вы сами попробуйте как-нибудь сделать эвритмию». Что же такое, собственно говоря, эвритмия, и почему этот предмет стоит в учебном плане вальдорфской школы?
Что такое эвритмия
Предмет «эвритмия» включен в вальдорфский учебный план начиная с детского сада и кончая 12 классом. Эвритмия – это искусство движения, которое возникло лишь около 90 лет назад и поэтому не столь богато традицией, как, например, музыка или живопись, которые стали с течением времени самостоятельной частью нашей культуры. Эвритмия находится еще в процессе становления и по этой причине детям преподается пока только в вальдорфских школах. Эвритмия пробуждает внутреннюю подвижность. Когда мы слышим произносимые звуки речи, мы можем воспринимать постоянное чередование высоких и низких, твердых и мягких звуков. Мы также погружаемся в непрерывно изменяющуюся мелодику разы и в различные настроения. В эвритмии все эти переходы и связанные с ними внутренние движения становятся видимыми внешне благодаря движениям человеческого тела – и в сольных выступлениях, и в групповых (хоровых). Тело становится инструментом, который делает видимым то, что мы обычно только слышим, а именно речь и музыку.
Сначала делать, потом думать
Осознание собственного тела есть начало самосознания. Мы получаем это осознание, когда двигаемся и действуем. Таким образом, двигаться для ребенка означает постепенно начинать осознавать самого себя. Если он в своем желании все исследовать разведывает свое окружение и значение разных вещей, то его тело – прочное основание для этого, оно является инструментом для растущего самосознания.
В мышлении мы также в постоянном движении. Только не телесно, а духовно. Внутренние движения, которые мы производим, размышляя о чем-нибудь, можно сравнить с нашими телесными движениями при исследовании какого-либо предмета. В вальдорфской педагогике эти два процесса находятся в постоянной связи друг с другом. И не только потому, что тогда дети в силу своей природной подвижности и радости от самого движения учатся мотивированно, но и потому, что с помощью движения содержание обучения запоминается и усваивается лучше. Например, если тема урока – «мера длины» и «измерение», вы можете увидеть на школьном дворе вальдорфских школьников прыгающими в длину. Мышление и действие связуются воедино. Эвритмия является важным дополнением этой «подвижной» педагогики. Во время эвритмии ребенок переживает язык и музыку непосредственно через движение.
Что дети делают на уроке эвритмии?
Пример из первого класса
Ich bin ein Licht (I)
Я- свет
Und habe Kraft (A)
и наполнен силой
Und bin so froh! (O)
и так рад!
В то время, как звучит первая строчка, дети стоят очень прямо как солнечные лучики, на второй строчке – прыжок и ноги врозь, на третьей делают скругленное движение обеими руками. Это одна из многочисленных возможностей сформировать жест для I, A и O. Точно так же, как с помощью одних и тех же звуков речи мы можем выражать различные настроения и мысли, так и эвритмические жесты звуков речи в зависимости от контекста, в котором встречаются, получают разное выражение. В приведенном примере выбраны очень простые жесты. Если дети научились хорошо их выполнять, темп упражнения ускоряется. При этом работают спина, руки, ноги, а благодаря быстрому темпу дети получают радость, наслаждаются движениями.
Далее следует собственно ядро урока, построенное на основе одного или нескольких текстов, работа над которыми продолжается на протяжении нескольких уроков. Выбор текстов определяется уровнем развития и возрастом детей, а также связан с материалом, который дети проходят в это время на главном уроке. С этой точки зрения в первом классе важную роль играют сказки, во втором – истории о животных, басни и т.д. Но также и такие важные темы, как прямая и кривая из учебного материала первого класса или, начиная с четвертого класса, грамматические темы осваиваются и усваиваются на уроках эвритмии через движения.
Музыка в младшей школе еще полностью окутана сказочными историями. В ней слышно, что сказочный конь движется совсем иначе, чем принц. Благодаря сказочным образам дети вовлекаются в движения музыки и речи и одновременно учатся различать большие и малые жесты, овладевать медленными и быстрыми движениями. Играя, они обучаются движениям, жестам звуков. Позднее они также будут учиться делать видимыми, эвритмически показывать ритмы, ноты и музыкальные интервалы.
В четвертом классе вместо сказок появляются мощные образы Эллады, а в шестом – Рима и римской армии с ее могуществом. То, что в первые годы обучения было освоено детьми через игру, начиная с четвертого класса становится навыком, все более возрастающим умением: работая в классе над групповыми формами, дети независимо друг от друга ищут «свой» путь и пытаются при работе над текстом самостоятельно находить подходящие жесты звуков. Если раньше дети подражали, следовали примеру учителя, то теперь учитель все более и более побуждает их к самостоятельной работе над текстом, стихотворением или музыкальным произведением. Под конец урока появляется веселый, радостный танцевальный элемент, например свадебный танец, который танцуют все принцессы и принцы в счастливом конце сказки. Или же после интенсивной работы с групповыми формами звучит быстрая, хорошо знакомая детям мелодия, не требующая для эвритмического выполнения интенсивной концентрации и глубокого прочувствования. Завершая урок, дети делают упражнение, которое снова приводит их в спокойное состояние, после чего они возвращаются в класс, снимают обувь и платья и оставляют их в классе до следующего урока эвритмии.Понятно, что каждый учитель эвритмии ищет и находит для своих уроков форму, подходящую именно к условиям «его» школы.
Творческий слой языка и музыки
Язык и музыка – это две возможности для выражения того, что живет глубоко внутри нас. Передавая всем телом движения речи и музыки, мы, по сути, делаем те движения, которые изнутри подтолкнули и привели нас к речи и пению. Гласными мы выражаем настроение, в котором находимся. Например, «а-а-а», «оо-о» – это междометия удивления и восхищения. Согласными мы скорее «описываем» движения, например «пр-р-р-р» – мышка прошмыгнула в норку или «мм-м-м» – мышка обнюхивает все вокруг. Таким образом, у каждого звука есть свой внутренний жест, который мы в нашей повседневной речи, конечно же, не осознаем.
Мы обычно слушаем заложенный в речи смысл. Если же рассматривать речь как художественное средство, то отношение к ней меняется. В стихотворении важную роль играют движения звуков, а также ритм и рифма, в то время как содержание, быть может, передается всего несколькими словами. Слова сами по себе не могут отразить и выразить то настроение и чувство, которое сопутствует их значению. Это можно хорошо пережить, рассказывая детям сказки.
Слова «замок» и «крепость» – почти синонимы, но вызывают в ребенке совершенно разные переживания. Мы и сами ощущаем эти нюансы, когда долго не можем найти подходящую словесную форму для выражения какой-нибудь важной для нас мысли или чувства. То, что живет в нас, часто начинает двигаться до того, как мы это выскажем. Речь возникает из внутреннего движения, и если мы находим верные слова, то часто переживаем их как уплотнение этого движения. Точно так же и музыка может быть средством выражения этого движения. Посредством эвритмических жестов становятся видимыми творческие созидательные силы, лежащие в основе языковых и музыкальных проявлений, и тогда мы можем вживаться в момент рождения речи и музыки. В пении это движение переживается в смене звуков, в переходах от одного звука к другому. Внешне мы еще поем один звук, внутренне же уже движемся к следующему. Ярче всего это переживается при разучивании нового музыкального произведения. Тогда можно заметить, что нужно учиться просто даже найти, разыскать следующий звук (ноту), так сказать, разведать движение, приводящее к этому звуку, прежде чем он зазвучит, наконец, чисто. Все эти творческие движения эвритмист передает своим телом, и на уроке эвритмии дети в собственных движениях переживают этот творческий слой языка и музыки.
Рудольф Штайнер указывал на связь творческих движений, имеющих место в языке и музыке, с творческими силами в природе. Наше собственное тело с его нынешними твердыми формами и четкими контурами также уплотнилось из движения. Это хорошо видно в эмбриологии. Сердце еще не рожденного ребенка возникает из токов крови, текущих из плаценты к эмбриону и постепенно уплотняющихся, сгущающихся до формы сердца. Формы нашего тела и движения, происходящие, например, в нашем обмене веществ, сходны с движениями, возникающими во время речевой активности. Штайнер называет этот мир творческих сил эфирным миром, или миром жизненных сил. В эвритмии в ребенке задействуются эти силы. Посредством эвритмических движений они формируются.
Эвритмия как поддержка детского развития
Активизация в ребенке его жизненных сил играет в педагогической эвритмии большую роль. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Эти упражнения направлены на поддержание телесного развития детей – как, например, ориентация право-лево, изменение сердечного (дыхательного) ритма после девятого года жизни и т.д. Эвритмия помогает телу строить здоровую основу для дальнейшего развития. Но речь идет не только о телесном развитии, так как параллельно с ним в ребенке происходит возрастание внутренней самостоятельности и индивидуализация. Если мы хотим помочь ребенку в этом, нужно прежде всего пробудить в нем внутреннюю подвижность.
Любая форма развития означает необходимость прийти в движение. Если мы чего-то не умеем и хотим научиться, мы должны сами стать активными, задействуя при этом наши жизненные силы. И нет ничего удивительного в том, что мы с трудом обучаемся или развиваем в себе что-то новое, когда больны или утомлены. В такой ситуации мы располагаем только немногими жизненными силами. Как уже упоминалось, эвритмия помогает сформировать жизненные силы. Эвритмия не только научает внутренней активности, но и учит через телесные движения придавать этой активности направление. А для того, кто хочет развиваться, направление, конечно же, является решающим.
Упражняться, пробовать, вновь пытаться – только так может быть проверено выбранное направление, может быть сделан новый шаг. Развиваться – значит стать внутренне деятельным, упражняться и держаться до конца, в этом большую помощь могут оказать занятия эвритмией. Эвритмия, развивая у ребенка внутреннюю подвижность, тем самым помогает ему легче усваивать материал других учебных предметов. Кроме того, благодаря тому, что содержание урока эвритмии дети воспринимают и прорабатывают всем своим телом, этот учебный материал может переживаться детьми наиболее интенсивно.
Эвритмия как ответ на вопросы современности
Наше время с его стремительными общественными изменениями непрестанно апеллирует к духу инноваций и оригинальности личности. Чтобы приспособиться к этим переменам и уметь жить с ними, нужны способности, умения. Возникает вопрос, откуда мы должны брать силы для творческой созидательной жизни. Эвритмия помогает развить эти творческие способности и гармонизирующе воздействует на жизненные силы, которые участвуют в этом. Это тот ответ, который может дать эвритмия на вопросы и задачи нынешнего времени нам, взрослым, и на те вопросы и задачи, которые в будущем будут стоять перед нашими детьми.
Двигаться самому или быть движимым
Не удивительно, что занятия движением вызывает в настоящее время большой интерес со стороны учебной психологии и вообще системы образования и воспитания. Непосредственное окружение ребенка именно в этом пункте радикально изменилось за последнее время. Те многочисленные виды деятельности, которыми раньше занимались люди, сейчас выполняют машины, движение же все больше становится привилегией активного отдыха. Ребенок, который строит свои отношения с миром взрослых в первую очередь через подражание, замечает, что одним нажатием кнопки можно производить всякого рода действия. Когда ребенок подражает велосипедисту, он может непосредственно пережить, как его движения связаны с движением вперед по улице. Он ощущает, что нужно затратить больше силы, чтобы ехать быстрее. Он видит, как движение конечностей и обращение с равновесием служат тому, чтобы, например, велосипед стал двигаться в другом направлении. В автомобиле же все по-другому. Одно лишь небольшое движение руля или нажатие ногой педали газа могут вызвать сильные изменения скорости и направления. А разницу в физических усилиях, затраченных на езду со скоростью 30 или 180 км/час, едва ли может почувствовать даже сам водитель, не говоря уже о маленьком ребенке. Ребенок может ощутить только разницу в скорости, но совсем не может пережить реальную причину этого.
Точно так же дело обстоит и с многими другими сферами жизни, из которых ребенок извлекает опыт. Например, смотря телевизор, дети видят одни лишь непонятные картинки, которые включаются простым нажатием кнопки на пульте дистанционного управления, который к тому же никаким видимым образом не связан с телевизором. Технические приборы создают дистанцию между тем, что дети воспринимают, и миром их переживаний и опыта. И эта дистанция может быть преодолена только через «мостик мышления». Изначально большинство этих аппаратов были созданы, чтобы избавить человека от тяжелого физического труда, но сегодня создается множество машин, которые отбирают у человека его собственную фантазию и представления.
Слушая сказку или историю, ребенок формирует в своем воображении собственные образы к этой сказке, тесно связанные с миром его личного опыта. В противовес этому, по телевизору все дети видят одну и ту же одноликую принцессу или монстра. Это значит, что образы, которые ребенок, слушая сказку, внутренне производит присущим только ему способом, навязываются, предоставляются ему готовыми в установленной взрослыми форме. Мир представлений, относящийся ко внутреннему миру ребенка, все больше подвергается влиянию через образы средств массовой информации. Управляемая больше аппаратами, нежели собственной активностью, культура движения – как физического тела, так и внутреннего движения – сильно изменилась, и ввиду этого занятия эвритмией приобретают особое значение На этих уроках дети получают возможность целиком и полностью погрузиться в образы и движения речи и музыки. Они создают в своей фантазии образы и выражают их в жестах и формах. Движения каждый раз формируются по-новому, они исполнены внутренних качеств, присущих звучащей музыке или речи. Поэтому это внутренние, подвижные образы, которые, в отличие от аудиовизуальных, не повторяются в установленной однажды форме.
педагогіка
Мои ручки могут говорить, мои ножки могут петь…
О преподавании эвритмии в школе