В мае 2020 состоялась онлайн-семинар на тему «Одухотворение работы с финансами в антропософских и социальных инициативах». Было 5 встреч, включающих основную и дополнительную (факультативную) программы. В пространстве, созданном Фундацией по исследованию духовной сущности денег, звучали доклады, подготовленные Жаном-Пьером Кароном (Франция), Ольгой Бутрик и Ириной Копиевской (Украина).
 
Вопросы духовной сущности денег волнуют многих, семинар собрал более 100 участников из Украины, России, Израиля, Швеции. Был чудесный перевод с английского и на английский, который осуществляли Александра Радкевич и Мирослава Василюк.

И, конечно, актуальный вопрос выживания вальдорфских школ и детских садов в сложный период, пронизывал весь семинар. По окончанию пятой встречи, и опираясь на вопросы заданные участниками, Жан-Пьер Карон сформулировал некоторые мысли, который могут помочь многим инициативам выстоять перед вызовами современной ситуации изоляции: невозможностью проводить учебный процесс в классах, пустотой покинутых школьных зданий, и, конечно, потерей живого контакта, встречи глаза в глаза с участниками учебного процесса.

Эта новая ситуация, вызванная кризисом Covid-19, требует от нас «Присутствия духа», о котором упоминается в «Медитации Камня основы» Р. Штайнера.

Я думаю, что для того, чтобы преодолеть ее, мы должны работать на трех уровнях, соответствующих трехчленному социальному порядку (на микроуровне):

  • личность (идентичность);
  • отношения с родителями;
  • процессы и финансы.

1. Личность

Адаптируясь к ситуации, учителя должны подумать о возможности проведения некоторых уроков в режиме видеоконференции. Говоря об этом, я предполагаю, что кризис может быть долгим, с более чем двумя волнами карантина (возможно, в течение двух лет). Это может включать в себя такую деятельность:

  • рассказывание историй или сказок;
  • некоторые практические или рукодельные занятия можно проводить дома в сопровождении тьютора онлайн;
  • эвритмисты из России уже опробовали эвритмию в видеоконференции;
  • ваш повар может дать уроки по приготовлению здоровой пищи (потому что мы видим, что люди в карантине покупают меньше готовых блюд и готовят больше);
  • ….. (вы можете сами продолжить этот список).

Но первым шагом должно стать собрание коллегии, которая должна решить, с чем именно можно работать в интернете, а с чем не следует. Конечно, это немного изменит идентичность (сущность) школы, но, похоже, это необходимо, чтобы выжить.

Можно подготовить новые программы, такие как предложенная мной, для обучения экономике и финансам. Это будет хорошо, проявить творческий подход с интернет-программами (вы будете развиваться!), но, чтобы избежать обязанности для каждой школы изобретать все в одиночку, возможно, вы могли бы попросить небольшой помощи у Международной ассоциации вальдорфских школ.

2. Отношения с родителями

Если вы сделаете это, вы также можете изменить отношения с родителями:

  • проводите встречи, чтобы объяснить, что вы хотите сделать;
  • воспользуйтесь этой возможностью, чтобы прочитать лекции об источнике вальдорфской педагогики и ее влиянии на развитие ребенка.

Но самое важное в этой ситуации – смена ролей. На карантине роль родителей в воспитании своих детей все больше и больше. Возможно, они нуждаются в ваших советах по многим темам: как играть с детьми, как стимулировать их творчество, как рассказывать чудесные народные сказки перед сном, … Тогда и роль учителей изменяется, потому что из главного (основного) учителя они становятся «помощниками» в образовании родителей (для тех, кто хочет, конечно). Это изменит отношения с родителями и облегчит следующий пункт.

3. Процессы и финансы

Все, что вы делаете, должно быть выработано в процессе (потому что это уровень эфирного).

Наличие нужных денег в нужное время — это тоже процесс. Срочным может быть поиск денег, чтобы преодолеть эту нехватку ресурсов.

Тогда вы можете использовать некоторые инструменты, которые я описал, например такие как LETS (торговая система местного обмена) (создавать деньги!). Это может позволить сплотится сообществу, приведет к ценности человеческих талантов, ее достаточно просто организовать, и она позволит сэкономить деньги.

Но сейчас может потребоваться обратиться к нескольким богатым людям, чтобы поддержать вашу школу (объясняя также новые программы). В некотором смысле вам придется начинать сначала (новая биография, новый период первопроходцев). Мы знаем какую роль играют нескольких основателей школы, которые вначале приносят свои собственные деньги, а здесь это может быть несколько новых людей, кому небезразлична эта школа и хочет ее сохранить.

Затем, благодаря пункту 2 (изменяя отношение), вы будете готовить будущее, потому что больше людей будут готовы платить за поддержку этой педагогики, которую они лучше поймут (и которую они начнут использовать сами).

Это идеи, которые пришли ко мне в процессе семинара. Я не могу гарантировать, что это сработает, но я могу гарантировать, что это поможет поддерживать контакт с духовными Существами, которые хотят нам помочь, – но нуждаются в нас, инициативах, которые соответствуют ситуации (это роль Михаила, но и других также). Возможно, благодаря этому вы получите новые идеи и лучшие идеи, чем эти! 


Жан-Пьер Карон – банкир, консультант в области управления изменениями (развитием) людей и организаций, автор книг.  Жан-Пьер Карон имеет ученую степень в области руководства организациями и 30-летний опыт работы консультантом по развитию организаций. Он также проводит индивидуальные консультации обращаясь к биографии человека и помогая ему отыскать свое предназначение. В 1988 году он выступил соучредителем первого Этического банка во Франции и до сих пор является вице-президентом банковского совета.