Одна из базовых метафор процесса развития каждого человека – годовой цикл четырех времен года. «Что же происходит в эти периоды, и какие задачи перед нами ставятся?» – именно об этом и пойдет сегодня речь.

В преддверии 1 сентября, мы хотим затронуть несколько аспектов: задачи времени, школа как социальный рубеж и этап в семейной истории. Из-за спонтанности запроса и небольшого количества времени на его реализацию, тема будет подана тезисно. В дальнейшем ее можно раскрывать самостоятельно или же совместно при вашем активном участии. 

Вообще, первоначальная задача 1-го сентября – это встреча. Встреча ученика с учителем, родителей со школой… Но не будем ограничиваться «стрессом первоклассника», а посмотрим чуть шире (но не глубже) на этот вопрос.

Обратившись к универсальному образу цикличности, можно яснее понять и описать процессы изменения и развития. Каждый период человек проходит через определенные испытания. В период лето-осень они связаны с задачей сепарации. Даже в самом обыденном представлении, сентябрь связан с изменениями, с выходом из привычного, со входом в неизвестное, которое в дальнейшем потребует нашей трансформации.  

Это метафорический образ периода, который проходит каждая семья, наступает 1 сентября – их ребенок идет в 1 класс. 

Данное событие для ребенка – определенный рубеж, в его отношениях с внешним миром. От того, как пройдет встреча (как пройдет первый день в школе, что запомнится больше всего, какое настроение, эмоции при этом будет испытывать ребенок), зависит гармоничность этих отношений.

Этот день как событие, начинается гораздо раньше – где-то уже в конце детсадовского выпускного может приходить настроение маленькой грусти, больших ожиданий, готовности и …тревоги, как внутреннего, бессознательного понимания НОВОГО. Конечно, внутреннее можно наблюдать в видимых изменениях – физиологических: пропорциях тела, смене зубов, в мыслительных: осмысленность взгляда, целеполагании так и в поведенческих: игры становятся ролевыми: появляются правила, растет степень овладения собой (может удерживать внимание) 

Про готовность к этому этапу написано много … 

Остановимся на самой подготовке к 1-му сентября. Как вы готовитесь к важной встрече?  

  • Самое простое, бытовое – одежда. Важно не поддаться всей маркетинговой шумихе, но и не отрицать сущностное в этом моменте. Покупайте все необходимое вместе с ребенком, это тоже воспитательный момент: рюкзак со стразами и с резиновой игрушкой, неонового цвета или …, белые колготы, стягивающая неудобная одежда из синтетических тканей или … Делайте правильные акценты, которые сохранят и проявят суть.  
  • Сформируйте позитивныйпсихологический настрой и нужную мотивацию. Увлеченно рассказывайте о школе, уроках, о первом дне, о традициях этого дня. Будьте искренне, постарайтесь ваш опыт облечь в испытания, с которыми вы справились. Обсудите с ребенком все переживания, особенно если есть соматические проявления (болит, тошнит), которые у него возникают. Не отмахивайтесь от них, только усугубляя.  
  • Если ребенок особенно тревожно реагирует на 1 сентября– ему поможет ваше спокойное пояснение, где будете вы, когда он пойдет в класс с учителем, и когда вы его встретите.  
  • Правильно реагируйте на истерики (ребенок изливает свое напряжение) и на сверхритуальныедействия, например, постоянно примеряет купленную к школе одежду, достает и перекладывает содержимое школьной сумки (ребенок овладевает контролем). 
  • Наладьте режим дня, стоит заранее сделать режим сна-бодрствования максимально похожим на школьный. 
  • Сберегите праздник, как внутреннее событие – проведите оставшуюся часть дня тихо, спокойно, в кругу семьи. 

 Не перекладывайте на ребенка свои тревоги. Вам тоже потребуется сопроводить свою тревогу, превратить ее в психологическую готовность и ответственность, ведь в семейной истории это тоже кризисный момент. Психология отмечает этот период как нормативнокризисный – семья с ребенком-школьником. Для семьи этот кризис лежит в переходе от закрытой системы к открытой, в балансирование между двумя задачами – сохранением и развитием. Каждый новый этап связан с изменениями всей структуры семьи и обладает рядом задач, предстающих перед семьёй. Сохранить или изменить свой уклад жизни, привычки, мировоззрение? Это момент жизни семьи, событие 1 сентября растянется в период изменений: быть объективным к своему ребенку, принять и сопровождать его в его особенностях, передать часть задач воспитания и развития учителям, школе, открыто и с доверием. Правильно отпускайте своего ребенка:  

  • не делайте за него то, что он может делать сам
  • радуйтесь его самостоятельности в овладении школьными задачами
  • предлагайте помощь, когда не справляется
  • укрепляйте авторитет учителя, это укрепит ребенка в его доверии взрослым и сделает обучение спокойно-радостным. Особенно это касается гиперзаботливых мам 🙂 и тревожно-мнительных родителей. 
  • доверяйте миру, ребенок при этом приобретет, а не ограничится 

В этом году родителям и учителям потребуется еще большая мудрость и ответственность. Все о чем мы говорили ранее, теряется в многочисленных рекомендациях, регламентациях МОН и МОЗ. Заботясь о физическом здоровье, мы изрядно пошатнули психологическое здоровье.  Каждый выработал свою, взрослую стратегию в затянувшемся карантине.  А вот как ребенка встретит внешний мир в сентябре 2020 года? Ведь ситуация может быть доведена до абсурда: учителя в масках и перчатках, никаких прикосновений, свободных игр на переменах, угощений во время обеда… 

Какие послания ребенок понесет с собой, какими ценностями будет руководствоваться?  

Это вопросы без ответов и рекомендаций. Здесь пролегает область личной ответственности. Просто хотелось бы актуализировать, перед кем же мы ответственны и где границы этой ответственности. В этих размышлениях мы касаемся сути вопроса о ценности жизни. 

 ЖИЗНЬ — ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫЖИВАНИЕ. ЖИЗНЬ — ЭТО ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ  

Известное выражение приобретает новый смысл.  

«Мы так боимся смерти, что забираем у себя жизнь». 🙁