Первоклассный стресс

Что важно знать в преддверии первого класса


Джерело: Whistler Waldorf School
Яна Козловская
29 серпня, 2019, 8:00

Накануне и непосредственно 1 сентября, когда мой старший сын пошел в первый класс, моему 4-летнему сыну (на тот момент, младшему) было физически плохо. У него болел живот, и его тошнило. Я точно знала, что дело было не в блинчиках, в свежести которых была не уверена свекровь, считая их причиной недомогания. Но с чем было связано плохое самочувствие моего сына, я не понимала. Пока он не спросил (уже после линейки, когда первоклассники  ушли в школу на свой первый урок, а мы гуляли неподалеку, дожидаясь второй части праздника): «А можно пойти туда к нему, в школу? А он оттуда придет?» И тут я поняла, что все последние дни, и, в особенности, сегодняшнее праздничное утро он пребывал в шоке от того, что Остап уходит в школу навсегда и никогда оттуда не вернется.

Жизнь оказалась не такой уж страшной – старший брат вернулся из школы, а сам Савва три года спустя, с соответствующим его возрасту нетерпением и радостью, рвался в первый класс. И эти его чувства, наверно, и являлись основным свидетельством того, что он готов идти в школу.

Его первый класс, собственно, как и последующие, был радостным и позитивным. Конечно, ему бывает что-то трудно, а что-то – лень, он устает и расстраивается, но он любит школу и все, что ее касается. Я убеждена, что это связано с правильной постановкой задачи и правильным ее выполнением в каждый отдельный момент времени. Естественно, что все можно скорректировать впоследствии, и что-то неотработанное, нерешенное в первом классе можно исправить в последующие годы. А можно, яснее понимая задачи первого класса, заложить основу для дальнейшего позитивного и эффективного развития в школе, и правильно проходить «уроки» каждого отдельно взятого класса и возраста.

Итак, как пройти первый класс, чтобы он был радостным и эффективным и заложил фундамент для такого же обучения в школе в последующие 10 лет?

Вопрос первый – кому стоит идти в первый класс. Рудольф Штайнер говорил, что дети, которых можно рассматривать с точки зрения их готовности идти в первый класс – это те, которым до Пасхи первого класса исполнится 7 лет. Как и любой другой критерий, критерий возраста и формален, и нет. Поэтому кроме возраста существует еще целый ряд признаков, и делать вывод о готовности ребенка можно только исходя из всех этих критериев в совокупности.

По каким же критериям определяется «готовность к первому классу»?

Довольно часто это набор каких-то качеств и умений, которыми должен обладать ребенок. В традиционной педагогике – это, например, умение считать и читать. Когда ребенок, умеющий считать и читать, приходит на собеседование в вальдорфскую школу, его родители с удивлением могут услышать, что их ребенок не готов к тому, чтобы идти в первый класс, и одним из аргументов будет еще не сменившиеся молочные зубы.

Наличие, количество и качество зубов, естественно, будет не единственным объектом внимания приемной комиссии в вальдорфской школе, но этот признак, в совокупности с остальными, имеет немаловажное значение.

 

Вальдорфская школа «София», Киев

Молочные зубы выпадают тогда, когда жизнеобразующие (эфирные) силы ребенка закончили работу над телом, над внутренними органами ребенка и освободились для того, чтобы работать на память, на понимание смысла, на интеллектуальные задачи,

 – объясняет Юлия Арефьева, классный учитель 3-в класса киевской вальдорфской школы «София».

Если у ребенка сменились зубы, значит, у него есть силы на выполнение задач первого класса. Формально, смена зубов считается физическим признаком готовности, хотя, по сути, за ним скрывается психологическая готовность ребенка к школе. Точно так же, соответствие физических пропорций ребенка пропорциям первоклассника говорит о том, что работа над телом завершена и есть силы для интеллектуального развития.

Оценить психологическую готовность ребенка очень просто – на собеседованиях я всегда задавала детям вопрос «Ты хочешь в школу?» И дети, которые говорят «нет», к ней не готовы . Но так как в нашем современном мире уже далеко не все дети радуют нас своей детской непосредственностью, на собеседовании мы их просим нарисовать дом, человека и дерево. Рисуя это, ребенок рисует себя, проявляет самоощущение своего развития. Нет жестких интерпретаций такого рисунка, но опираясь на него, мы можем определить, как ребенок ощущает свое тело (дом), свое “Я” (человек) и свои жизнеобразующие силы (дерево). Человек, стоящий на земле, одетый, с прической – это ребенок 7 лет. Человек, летящий в воздухе, да еще и горизонтально – это ребенок 5 лет.

Помимо непосредственного содержания рисунка, есть другие факторы, которые говорят о психологическом возрасте ребенка: соотношение размеров дома и человека; наличие и количество цвета в рисунке; сделан ли рисунок плоскостью мелка или гранью. Приемная комиссия, с одной стороны, обращает внимание на отдельные детали, а с другой, ориентируется на общее ощущение от рисунка,

– Юлия еще раз подчеркивает отсутствие жестких шаблонов, а лишь ориентиры и комплексное восприятие ребенка.

Очень важный критерий для принятия ребенка в первый класс вальдорфской школы – это наличие у него авторитета взрослого.

Все преподавание в 1–4 классах вальдорфской школы строится на авторитете учителя, на подражании ему. Вальдорфская педагогика не использует методы, заставляющие ребенка слушать учителя и выполнять задания. (К таким методам относится, например, система оценивания в обычной школе). Вальдорфская педагогика ставит перед ребенком задачи, соответствующие возрасту, чтобы он мог справиться с ними, опираясь на то, что ему в этом возрасте свойственно. В данном случае, опираясь на авторитет взрослого. Если у ребенка нет этого здорового чувства авторитета, у него не будет мотивации для обучения. Более того, авторитет взрослого дает ребенку внутренний стержень, создает для него рамки. Для ребенка, для которого взрослые не авторитет, будет более здоровой и полезной другая школа, которая  извне создаст рамки, которые ему необходимы для душевного комфорта и для выполнения учебных задач,

 – говорит Татьяна Сотникова, классный учитель 3-б класса киевской вальдорфской школы «София».

Довольно часто бывает, что достаточно беззубый, стоящий на земле, уважающий взрослых малыш на самый главный вопрос «ты хочешь в школу?» уверенно отвечает «да», но с точки зрения приемной комиссии нуждается в поддержке и укреплении, чтобы первый класс не оказался для него слишком сильным стрессом. И тогда после собеседования его родителям предлагаются рекомендации, выполнение которых облегчит для ребенка обучение в первом классе, доведет его психологическую готовность до нужного уровня. Какими могут быть эти рекомендации, и какова цель каждой из них рассказывает Елена Семенова, методист младшей школы «Софии»:

  1. «Суть так называемой ретроспективы дня в том, чтобы каждый вечер садиться вместе с ребенком и вспоминать уходящий день, что в нем было хорошего, плохого, радостного, грустного, что удалось, а что не очень. Это занятие позволяет за что-то “зацепиться” в потоке дней, событий, впечатлений, создать нерушимую надежную основу. Его повторяемость приучает ребенка действовать не только из импульсов, а направлять свою волю на осуществление определенных действий. Оно помогает развивать и сферу интеллектуального, так как формирует память, и сферу душевного, так как помогает ребенку распознавать и называть свои чувства и чувства других людей.
Вальдорфская школа в Хильдесхайме (Германия)
  1. Рекомендации могут касаться развития нижних чувств, если у ребенка недостаточно развиты равновесие, координация, осязание. Тогда мы рекомендуем родителям так организовать его летний отдых, чтобы он мог ходить босиком, прыгать на скакалке, лазить по деревьям. Эти, любимые детьми занятия, развивают его ловкость, то есть равновесие и координацию – те самые нижние чувства, которые отвечают за связь полушарий, понимание лево-правоцентр, что очень пригодится при обучении чтению и письму.

Это лишь один из примеров того, как, развивая ребенка физиологически (или предоставляя ему возможность делать то, что ему нравится – лазить по деревьям), мы готовим его к интеллектуальному развитию.

Если вы зайдете на детскую площадку  вальдорфского садика, вы увидите, что все пространство организовано так (помимо наличия деревьев ☺), чтобы детям ничего другого просто не оставалось, как развивать свои нижние чувства. Что они и делают с превеликим удовольствием. А заодно, готовятся к обучению чтению и письму. Если вы зайдете в группу в день, когда дети пекут пирожки, то будете свидетелем того, как из самой жизни, а не абстрактно, дети обучаются причинно-следственным связям: месим тесто, ставим в печку, получается пирожок. Сплошная интеллектуальная подготовка. Теперь вы можете с уверенностью утверждать, что вальдорфский сад готовит детей к школе.

 

www.klassenlehrerseminare-hall.de
  1. Родителям детей, испытывающих сложности с концентрацией, могут порекомендовать приучить детей к более четкому ритму дня, замедлить темп жизни, уменьшить количество впечатлений. Слишком большой объем информации и частая смена событий часто не позволяет ребенку научиться концентрироваться, погружаться в деятельность, переживать глубоко и ярко, здесь и сейчас.

Нужны паузы, остановки, нужно время для «переваривания» приходящих извне впечатлений, которого у детей с быстрым темпом жизни просто нет.

  1. Детям, никогда или мало ходившим в детский сад, могут порекомендовать за лето максимально «наобщаться» с детьми, и не просто на детской площадке, а желательно в каком-нибудь небольшом детском коллективе на протяжении какого-то времени. Например, поехать отдыхать с друзьями, у которых есть дети-ровесники. Это позволит минимизировать проблемы с социализацией, которые часто возникают в первом классе у «домашнего» ребенка.
  2. Рекомендации могут касаться смены или, скорее, отказа от определенных привычек – играть на компьютере, смотреть мультфильмы на ночь, поздно ложиться спать. Все это забирает у ребенка силы, и не позволяет ему их восстанавливать. В первом классе ребенку понадобится гораздо больше сил, чем раньше; ему будет сложно выдержать нагрузку первого класса; возможно, он будет чаще болеть, если родители не помогут ему отказаться от этих разрушающих привычек. Желательно, чтобы ребенок научился здоровым, укрепляющим привычкам уже летом ДО первого класса – ведь с началом учебного года его жизнь опять поменяется, и в нее войдут новые учебные обязанности.

Самое главное, что необходимо понимать относительно готовности или неготовности ребенка к первому классу, о полезности или неполезности для него вальдорфской школы и рекомендаций на лето – что все это нацелено исключительно на благо ребенка, на его здоровое развитие и на то, чтобы прохождение первого класса стало для него позитивным и посильным испытанием.

В чем же заключается основное испытание для первоклассников?

Чтобы слово «испытание» не омрачало радостного ожидания первого класса, сразу хочется привести комментарий Юли Арефьевой, которая, рассказав обо всех трудностях, которые ждут детей в первом классе, сказала: «Но ведь собеседование они прошли, значит, и силы найдутся».

А теперь о том, на что найдутся силы. Несмотря на то, что интеллектуальная составляющая в первом классе вальдорфской школы невелика, общая картина первоклассников – это «я устал». От чего устают дети:

  • изменения ритма и от необходимости этот ритм соблюдать вне зависимости от желания;
  • от того, что они много сидят, несмотря на большие ритмические части на всех уроках;
  • от новых обязанностей (собрать портфель, сделать уроки) и от необходимости их выполнять вне зависимости от желания;
  • от желания получить одобрение учителя (это важно не всем детям, но многим), и от попыток разобраться, что для этого надо сделать;
  • от усилий по формированию новых навыков общения в коллективе (умение слушать другого, выполнять задания в группе, следовать за учителем);
  • от необходимости выбрать главное среди щебетания птичек за окном, мотания ногой, соседом по парте, рассматриванием и изучением других детей, и тем, что говорит учитель. Эта необходимость сконцентрироваться, так же как и все вышеперечисленное, требует много сил.

На самом деле, приобретение новых обязанностей, выполнение которых должно войти в привычку, является одной из учебно-социальных задач первого класса.

Не опоздать школу, не опоздать с перемены на урок, не играть с куклой на уроке, сделать домашнее задание, собрать портфель – на формирование этих привычек отводится весь первый класс, чтобы в последующие годы не тратить на них силы, а вкладывать их в выполнение непосредственно учебных и интеллектуальных задач,

– объясняет Елена Семенова. Так что если интеллектуальная составляющая в первом классе и невелика, перед детьми стоят разнообразные социальные задачи, на которые нужно не меньше сил, и успешное выполнение которых является залогом эффективного обучения в последующие годы.

Какие еще задачи ставит первый класс, что дает детям, учителям и родителям их успешное выполнение, и как вальдорфская методика позволяет эти задачи выполнить?

Конечно, существует перечень учебных навыков и умений, которые необходимо усвоить к концу первого класса: изучение алфавита, запоминание небольших стихов и текстов прозой, устный счет в пределах 100 в прямом и обратном порядке, 4 математические действия, решение простейших задач, и т.д. и т.п. Учитель первого класса без труда расскажет вам, что входит в этот перечень по каждому из предметов, или вы можете самостоятельно ознакомиться с ним в программе первого класса вальдорфской школы. Но гораздо важнее, и учитель именно на это будет обращать внимание родителей, что и учебные задачи, и методы обучения формируют в детях определенные человеческие качества.

Одной из важнейших задач первого класса является формирование у ребенка уверенности.

И в обучении математике, и в обучении чтению и письму мы используем огромное количество повторов. Для буквы мы вначале создаем образ (мышление у детей в этом возрасте – образное), потом знакомимся с ее написанием и учимся ее писать, потом встречаемся с ней при чтении. В математике, мы вначале знакомимся с латинскими цифрами, потому что они более понятны, а потом бесчисленное количество раз, руками и ногами прорисовываем арабские цифры. Когда ребенок несколько раз прорисовывает мелком форму, чтобы она получилась так же красиво как у учителя, он закрепляет ее в себе этими повторениями, она становится ему знакомой и понятной. Это так же, как новая незнакомая дорога внушает беспокойство – найду ли, дойду ли, – а по знакомой дороге идешь радостно и с удовольствием,

– Татьяна Сотникова умеет приводить понятные примеры из жизни. Эти многократные повторения помогают сформировать уверенность, что любая задача – по силам, что новое, неизведанное, непонятное – это постижимо, интересно и легко. По-моему, очень ценный взгляд на вещи для успешной самореализации в жизни.

 

www.klassenlehrerseminare-hall.de

 Основные задачи рисования форм – это не только подготовка руки к письму прописными буквами и первые шаги к геометрии, а и гармонизация темперамента. Нарисовать спираль извне внутрь легче меланхолику, а для сангвиника это упражнение требует бо́льших усилий. И соответственно, наоборот. Задача учителя – укрепить позитивные стороны темперамента каждого ребенка, сбалансировать его. Выполнение этой задачи в первом классе только начинается, и длится все последующие 10 лет (и всю оставшуюся жизнь, только уже без помощи школьных учителей ☺).

С одной стороны, работа с темпераментом гармонизирует личность каждого отдельного ребенка, а с другой – помогает выполнить основную социальную задачу первого класса – создание единой общности из детей класса, которая будет уважать индивидуальность и интересы каждого. Работа над социальной компетентностью детей продолжается на протяжении всего обучения в школе, так как является одной из задач вальдорфской педагогики. Ведь социальная компетентность является неотъемлемой составляющей здоровой личности,

 – убеждена Елена Семенова.

Чтобы уважать индивидуальность каждого отдельного ребенка, для начала учителю необходимо с ней познакомиться, ее раскрыть. Но далеко не каждый ребенок раскроется на уроке математики. Многообразие предметов, в особенности, предметов творческих, дает возможность раскрыться разным детям. Это первая причина, по которой такие предметы, как музыка и живопись, просто жизненно необходимы.

Во-вторых, они развивают фантазию, то есть формируют творческое нешаблонное мышление. В-третьих, они развивают душевную сферу, то есть формируют и развивают социальную компетентность, которую интенсивно разрушает весь современный компьютерно-виртуальный мир. Более того, все электронные устройства, которыми заполонен мир, создают тревожность. Музыка и рисование, в противовес этой тревожности, придают уверенность и спокойствие,

– спокойно и уверенно рассказывает Анна-Мария Садовская, классный учитель 4-б класса школы «София».

Мы описали далеко не все задачи, который ставит первый класс.

Хотелось просто продемонстрировать, что помимо получения знаний и приобретения навыков целью обучения в вальдорфской школе является развитие детей как личностей.

Эта цель стоит, прежде всего, перед родителями и учителями, и работа над ее выполнением длится все то время, пока наши дети остаются детьми. Становясь взрослыми, они продолжают (мы на это очень надеемся) работать над ней самостоятельно.

Целью родителей и учителей должно быть – не научить ребенка читать к концу первого класса, а сделать так, чтобы этот ребенок в 30 лет читал охотно; чтобы у него было здоровое мышление, здоровое тело и воля реализовывать свои решения. Вот об этой настоящей цели никогда не надо забывать ни учителям, ни родителям. И сотрудничать во имя этой цели, во имя блага ребенка,

– желает всем участникам школьной жизни Юля Арефьева.

Каким был первый класс для моих детей и для меня

Люда Заика, мама учениц 4 и 7 класса школы «София»

По образованию я педагог, когда-то работала в младшей школе, и знаю по собственному опыту, как и чем тяжел первый класс для детей. В нашей школе дети очень мягко приобретают статус школьника. Детям очень трудно в первом классе, потому что школа ставит перед ними одновременно очень много задач, которые они до этого никогда не выполняли:

  • высидеть на уроке, не особо отвлекаясь;
  • привыкнуть к жесткому ритму – сейчас урок, с которого нельзя уйти, а чтобы отдохнуть, надо дождаться перемены, которая тоже длится определенное время, а не столько, сколько хочет ребенок;
  • регулярно выполнять домашние задания вне зависимости от желания;
  • сделать домашнее задание самостоятельно.

Вальдорфская школа использует очень много методов, которые облегчают выполнение этих задач для детей:

  • большая ритмическая часть на уроке дает им возможность двигаться. Монотонные задания, требующие усидчивости сменяются заданиями, где надо много двигаться;
  • на переменах и после уроков учителя позволяют детям (и даже приветствуют) больше активности, больше движения, чем в обычных школах;
  • домашние задания по силам детям, что поддерживает их интерес и уверенность, соответственно, дети выполняют их легко и с удовольствием;
  • отсутствие оценок сдвигает мотивацию учиться на познавательный уровень;
  • в отличии от обычных разлинеенных тетрадей, которые муштруют детей, тетради с чистыми листами позволяют ребенку учиться самостоятельно моделировать пространство;
  • письмо мелками и карандашом формирует у детей мышцы, благодаря которым им потом легко писать ручкой, и которая позволяет детям впоследствии работать над красивым почерком. В обычной школе им сразу дают писать ручкой, и они пишут много. У них для этого не сформированы мышца, и они очень устают.

 

Вальдорфская школа «София», Киев

В первом классе вальдорфской школы дети пишут только печатными буквами – для написания прописных у них не готова еще ни рука (см. выше), ни мозг. В 1 классе им еще сложно понять, в какую сторону загибать крючки и завитушки. Это пример постановки посильной задачи для детей, исходя из их возраста.

В вальдорфской школе жизнь детей в первом классе организована так, что даже в школе они чувствуют поддержку родителей, в которой так нуждаются:

  • индивидуальные пеналы и мешочки для сменной обуви, формы для физкультуры и т.д., сшитые родителями;
  • приготовление завтраков родителями и общая со всеми детьми трапеза;
  • постановка театральных представлений для детей родителями.

Наташа, мама ученика 4 класса школы «София»

В середине первого класса наша классная учительница посоветовала родителям минимизировать посещение группы продленного дня в связи с перенасыщением ребенка впечатлениями после учебного процесса и общением с детьми.  

Она заметила, что у детей, которые посещают продленку от начала до конца, активность на основных уроках снижается к концу недели. После выходных в понедельник и вторник дети активны на уроках, вовлечены в учебный процесс, потом усталость накапливается и их активность снижается.

Я услышала эту рекомендацию, но возможности изменить график дня я не нашла, посчитав, что и так обойдется. Я работала и не могла забирать ребенка сразу после уроков. Я не придавала этой рекомендации особого значения, и не видела никакого вреда в том, что он ходит на продленку. То, что он приходит домой уставшим, мне казалось естественным. Учительница при очередном разговоре обращала мое внимание на то, что эта усталость очень отражается на активности Леши в школе – после выходных он активен на уроках, а к концу недели его активность снижается. Дома я этого никак не наблюдала, поэтому я лишь время от времени забирала сына раньше, но кардинально ничего не меняла.

Во втором классе он стал чуть реже, чем в первом, посещать продленку в связи с посещением дополнительных уроков по иностранному языку. Принципиально ничего не изменилось – в первом классе после уроков он уставал на продленке, а теперь – на занятиях по английскому. Внимание ребенка все равно было нагружено больше, чем нужно. В третьем классе Алешка стал более самостоятельным и захотел сам ходить в школу и из школы возвращаться домой. Но на продленке он категорически отказывался оставаться. Он либо брал ключи и шел домой, либо ехал к бабушке, но на продленку не ходил, даже когда я его просила подождать в школе хотя бы час-два.

Только сейчас для меня стала понятной внешне пустяковая рекомендация учителя. Сама по себе идея группы продленного дня мне по-прежнему кажется хорошей и полезной. Главное, ее правильно применять. Даже в Алешином случае она принесла определенную пользу – у него сформировалась привычка сразу после уроков и после прогулки придя домой делать уроки без напоминаний.

 

Вальдорфская школа в Детмольде (Германия)

 И еще один пример правильного применения идеи. На лекциях по вальдорфской педагогике я услышала, что ребенка младшей и средней школы не следует подробно расспрашивать «а что вы делали сегодня на уроках?». Очень важно не омертвлять пережитое на уроках, сразу поднимая в сознание воспоминания, важно чтобы эти переживания и знания продолжили работать в детях. Вот я и не допытывалась особо много у сына.

Но недавно, когда я попросила Алешку показать тетрадь, просто, чтобы посмотреть без лишних вопросов, восхититься, похвалить его, он сказал, что считает, что мне все это время была неинтересна его жизнь в школе, а значит, и он тоже.

Мои невопросы о школе он интерпретировал, как мою незаинтересованность его жизнью, и им самим. Из этой ситуации я сделала вывод, что для детей важно чувствовать связь, видеть интерес к ним, иногда задавать вопросы об их жизни, но не ожидать подробного ответа. Или выражать свой интерес как-то иначе, возможно, прося посмотреть рисунки в тетрадях, не перегибая в вопросах, чтобы у ребенка не сложилось ощущение, что вы его контролируете. 

Наташа Живак, мама учениц 3 и 7 классов школы «София», старший сын – выпускник 2014 года – учился в «Софии» с 1 по 5 класс

С Сережей мы совершили две серьезные ошибки. В июне ему исполнилось 6 лет, а в ноябре он пошел в первый класс. Можно сказать, что это произошло как-то неожиданно, необдуманно. Нам это предложила воспитатель в садике, которая временно заменяла тетю Валю и заметила, что Сережа очень повзрослел за лето. В школе никто не высказался против этой идеи, и мы тоже принципиально не возражали.  Таким образом, он фактически пошел в первый класс в возрасте 6 лет и 2 месяцев (столько ему было бы на момент 1 сентября).

Сережа был самый младший в классе, обладал не совсем обычной внешностью, и, как минимум, по этим двум причинам, класс его не принял. В первом классе у него просто не складывались отношения с одноклассниками, а во втором дети начали более жестко и открыто высказывать свое неприятие. Сережа, в прямом смысле слова, дотянул до середины пятого класса, и ушел из школы.

Возможно, для этой проблемы в социализации были еще и другие причины, но я уверена, что ему было бы проще, если бы он пошел в школу в 7 лет.

Вторая наша ошибка с Сережей заключалась в том, что мы как родители относились безответственно и к посещению школы, и к выполнению домашних заданий. Нам казалось: «Это же вальдорфская школа, значит, никакого насилия над ребенком и над его желаниями». А на выходе, отсутствие ритма в посещаемости и выполнении домашних заданий привело к проблемам воли. Несмотря на свой возраст, Сережа по-прежнему «порхает», не может сесть и сделать, и я абсолютно уверена, что это связано с тем, что мы не привили ему эти две привычки с первого класса.

Первый класс Симы прошел как по маслу. Свои собственные ощущения она описывает как «страшно и интересно».

Она сразу начала выполнять самостоятельно все школьные обязанности и нашла подруг.

У нее не было никаких проблем с социализацией, несмотря на то, что в нашем классе они существовали и обострились даже на уровне родителей к середине второго класса. У нее все было гладко и красиво. Первый класс показал, что Арина решает задачу социализации своим особенным способом. У нее нет постоянной подруги, ее отношения с одноклассниками можно описать как «хочу – дружу, не хочу – не дружу».

В большой степени я это связываю с тем, что она ходила в детский сад только один год, перед школой, и то с периодическими пропусками.

Плюс ко всему, она обычно долго привыкает ко всему новому. Из-за этого весь первый класс она была очень зажата. Приходя домой, она, толком не переодевшись, бежала делать домашнее задание, и только закрыв тетрадь, «выдыхала». К концу первого класса ее напряжение дошло до такой степени, что она отказывалась идти в школу.

 

Вальдорфская школа в Буэнос-Айресе

Во втором классе она стала более расслабленно относиться к выполнению домашних заданий, и мне иногда приходится настаивать на том, чтобы она их делала (ошибку, сделанную с Сережей, я уже не повторю). В определенной степени, я вижу это как позитивную тенденцию – значит, уходит ее напряжение, связанное со школой.

Даша Булгакова, мама ученицы 4 класса школы «София»

Это состояние можно описать, как радость от познания нового и неизведанного. Это словно первый шаг или первая ступень в новый мир. Первый школьный год – это возможность прожить осознанно, а, значит, по-новому получить опыт в сфере знаний, нестандартным, альтернативным образом. Это дает возможность открыть для себя, уже будучи взрослым, новые качества.

Это совместный (учитель, ребенок, родители) труд и творчество в познании и себя, и окружающего пространства.


Материалы о первом классе, ранее опубликованные в журнале «Дитина Waldorf+»:
≪Учимся учиться≫. Азы для родителей. Составила Наринэ Мальцева, 3-й выпуск 2014 года.
≪Чтение – это больше, чем то, что встречает глаз≫. Барбара Соколов, 3-й выпуск 2014 года.
≪Почему первоклассникам нужна другая школа, или  Подвижная классная комната≫. Вольфганг-Михаэль Ауэр, 4-й выпуск 2014
года.

Впервые опубликовано в электронном журнале “Дитина Вальдорф+” №2, 2015г.




Читайте також