Пробуждение воли. Три барьера в обучении

Как обучаются взрослые? В чем задача учителя взрослых и взрослого ученика? На что обратить внимание взрослым в своем процессе обучения?

Фото: Юрий Марчук
Конрад ван Хойтен
Голландия
28 листопада, 2019, 3:38

Как обучаются взрослые? В чем задача учителя взрослых и взрослого ученика? На что обратить внимание взрослым в своем процессе обучения? Обучение означает изменение, преобразование. Но для того, чтобы учиться, утверждает Конрад ван Хойтен, мы должны сначала пробудить свою волю. Обучение взрослых, по его словам, дает возможность духовному Я осуществить это пробуждение. Он описывает новые формы обучения, опирающиеся на духовнонаучный метод познания, и предлагает способы преодоления специфических барьеров в обучении. Книга Конрада ван Хойтена рассматривает дело обучения взрослых как профессию, в ней приводятся теоретические и практические основы истинной задачи этой профессии: пробуждение воли. Мы рады предложить вашему вниманию выдержки из этой известной книги.

Конрад ван Хойтен родился в Голландии. После изучения химии, экономики и социальной педагогики он жил и работал в Индонезии, Гонконге и Великобритании в качестве бизнес-менеджера, консультанта и директора центра социальных исследований (соучредителем которого он являлся). Он разработал специальные программы и семинары по обучению взрослых, обучению судьбой и духовному исследованию. В настоящее время он продолжает работать над развитием этих программ. Он является автором двух книг и соучредителем Нового Движения Обучения Взрослых (NALM).

Когда мы учимся, мы изменяемся. Однако, в процессе обучения мы сталкиваемся с тремя барьерами: в нашем мышлении, чувствах и волевой деятельности. Эти три препятствия переживаются нами по-разному: как непреодолимый барьер, как вызывающая страх пропасть, как сильное чувство антипатии или бессилия. Эти переживания часто сопровождаются чувством неполноценности, подавленности, слабости и т.д. Поэтому прежде всего необходимо воспитать в себе мужество – мужество встретиться с этими чувствами, увидеть и распознать их. При этом мы убеждаемся в том, что образный способ рассмотрения позволяет намного глубже понять чувства, нежели интеллектуально – аналитический. Жизнь наших чувств ориентирована в двух направлениях – мышления и воли. Поэтому важно учиться «освещать» проблемные чувства образным мышлением, посредством воли усиливая позитивные чувства. Как раз в преодолении этих трех барьеров и происходит настоящее изменение – сущностное обучение: человек начинает понимать или прозревать нечто, что прежде было непонятно. Он облагораживает мир своих чувств, углубляет и обогащает его. Он обретает способность, которой не обладал прежде. При обучении взрослых мы должны понять, что имеем дело с тремя принципами обучения, которые требуют работы над преодолением всех трех барьеров. Всякое образование, чрезмерно уделяющее внимание лишь одному из этих трех барьеров, выводит человека из равновесия, что чревато множеством опасностей.

Одно лишь интеллектуальное развитие без развития отношения к практическим действиям или тренировка навыков без настоящего понимания цели и смысла, или интеллектуализация и чистая тренировка вместе без связующего оценочного элемента жизни чувств – все это ведет к деформациям душевной жизни, закоснелости и односторонностям, а также вредит самому учебному процессу. Сегодня просто жизненно необходимо, чтобы всякое образование, да и вообще любой учебный процесс мог расшириться до принципа работы с тремя барьерами.

Когда начинаешь это осуществлять, приходишь к самым удивительным открытиям. Достижение равновесия в работе над тремя барьерами усложняется тем, что каждый человек имеет склонность к выделению одного из них. Скажем, для интеллектуально одаренной личности существует опасность того, что она будет игнорировать барьер чувств и избегать практики, в то время как -деятель- предпочтет не нагружать себя теорией. Учитель, таким образом может еще усилить ту или иную односторонность студента вместо того, чтобы самим способом ведения занятий оказывать уравновешивающее и гармонизирующее воздействие на него. Поэтому стремление к этому «равновесию барьеров» в обучении взрослых будет иметь оздоравливающий эффект. Действительно, в постоянной борьбе с этими тремя препятствиями рождаются высшие духовные способности. Давайте рассмотрим эти три барьера подробнее.

Барьер мышления

Барьер мышления существует между нашим пониманием мира и Я. Он – словно порог, преграждающий нам доступ к постижению духовной действительности мира. Мои мыслительные модели приоткрывают мне, в лучшем случае, лишь часть действительности, при этом скрывая другие реальности. Мыслительные модели часто называют «сокращенными» и «концептуальными». Познающий человек наталкивается на все новые и новые загадки, обнаруживая при этом препятствия, стоящие на пути познания.

К сожалению, современное человечество в своей гордыне пытается навязать миру собственный стиль мышления. Много уже написано об этом пороге, доказательством которого служит вся теория познания. Поэтому ограничимся лишь несколькими указаниями относительно преодоления мыслительного барьера.

  •  Основной подход ко всем феноменам – задавать вопросы и исследовать феномены, а не пассивно получать знания.
  •  Понять, что я сам должен измениться для того, чтобы сущность мира могла открыть мне свою истину. Считать собственный метод единственно верным – это большое заблуждение.
  •  Развивать способности к объективному наблюдению при помощи всех двенадцати чувств не менее важно для обучения, чем развивать мышление, – только вместе они могут привести к истине.
  •  Учиться отличать то, что знаешь, от того, что понимаешь! Нужно спросить себя: что я просто перенял, а что – мое собственное? Лишь тогда приходишь к открытию: необходимо перешагнуть еще и два других порога, чтобы прийти к познанию целостной истины.

В жизни мы видим, что каждый человек переживает действительность по-своему. Одни люди в состоянии иметь дело только с чем-то конкретным. Другие как истину переживают более абстрактный способ действия. Третьи настаивают только на аналитическом или только на синтетическом методе. Есть также такие люди, которые затрудняются понять что-нибудь образное – для них это нечто пугающее, туманное и причудливое.  Описательное изложение они находят не научным. Только определения имеют для них значение. А некоторые утверждают, что определения – это средство, прикрывающее недостаток  понимания.

По своим задаткам и воспитанию все мы имеем свои собственные, отличные от других, в каком-то смысле односторонние мыслительные барьеры. Никакой преподаватель не может удовлетворить всех студентов, просто потому, что у каждого из них свой способ мышления. Поэтому от преподавателя требуется другое – стать для студентов советчиком в преодолении тех проблем, которые возникают на пороге мышления – советчиком, помогающим преодолеть односторонности.

 

 

Во-первых, он должен совместно со студентом выявить блокировки. Во-вторых, посоветовать,  что нужно делать для их преодоления. И в-третьих – сопровождать учащегося на его пути упражнений. При этом студент развивает способность открыться всему миру (без барьеров), чтобы в нем могла выразить себя истина мира.

В духовнонаучной литературе есть много указаний относительно развития мышления, например лекция Рудольфа Штайнера «Практическая выработка мышления». Сегодня для взрослых гораздо важнее получить  помощь в преодолении барьера мышления, чем пассивно усваивать большое количество знаний.

Барьер чувств

Барьер чувств находится между Я человека и индивидуальным пониманием самого себя. Здесь имеет место не отношение «Мир-Я», как в случае с барьером мышления, но отношение «Я-Я». В действии же, в волевой сфере, как мы увидим позже, речь идет об отношении «Я-Мир». Человек хочет понять самого себя, прежде всего свои чувства. Различные наши ощущения, переживания, антипатии, симпатии – все это проявляется во время учебного процесса в чувствах. Человек наталкивается при этом на порог, сопротивление, выражающееся в чувствах. Преодолеть это сопротивление познавательным путем или даже усилием воли действительно сложно для многих людей. Да и преподаватели испытывают некоторые затруднения в этой области, часто отказываясь рассматривать барьер чувств как существенную часть учебного процесса. На практике мы часто можем слышать от них: «это слишком субъективно!», «слишком лично», «взрослым должна быть предоставлена полная свобода», «необоснованная конфиденциальность», «эгоистично»; «слишком интимно », «нездоровый интерес к себе» и т.д. Это говорит лишь о том, что преподаватели и сами имеют большие сложности в преодолении своего барьера чувств, стоят перед своим собственным порогом. Поэтому это наиболее важная задача обучения взрослых (хотя ей далеко не всегда уделяется должное внимание) – найти творческий способ справляться с этим личным барьером, непрерывно сопровождающим всякий учебный процесс. Два основных элемента обучения имеют место в стоящей посередине между мышлением и волей сфере чувств: деятельность «души ощущающей» и «души рассудочной». Процесс обучения, с которым мы не связываемся внутренне через личные переживания, не может способствовать развитию человека.

Так же мало способствует этому процесс обучения, в который не вовлечено независимое суждение. При преодолении барьера чувств речь идет не столько о прорыве, как это происходит с мышлением, или испытании на мужество, важном для преодоления барьера воли, – тут речь идет о преобразовании самого себя. Настоящее развитие происходит здесь – в жизни чувств.

Неприемлемые чувства не могут быть подавлены силой, но нельзя и позволять им так запросто изживаться. В обоих случаях изменения не наступают. В литературе, посвященной обучению взрослых, очень мало говорится об учебном пути к самопознанию. Но в духовнонаучной литературе можно найти множество указаний относительно внутреннего или духовного развития, так как барьер чувств и является, собственно, внутренним порогом, преграждающим путь к духовному миру. Одним из вспомогательных предметов, предлагаемых на различных антропософских курсах, является «Общее учение о человеке». Его также может оказаться недостаточно, если он не приводит к лично пережитому самопознанию. Преподаватель не может просто отмахнуться от этого вопроса, он должен познакомиться с природой порога между нашей сознательной и бессознательной душевной жизнью. Порог этот проявляется во всех наших чувствах, возникающих при учебном процессе. Так как учитель затрагивает личную сферу, то здесь необходимо его дружеское, понимающее отношение, в котором нет порицания, осуждения или упреков. Но это возможно только в том случае, если учитель достиг уже определенной зрелости в своей собственной жизни чувств.

Работа над преодолением всех трех барьеров ведет ученика к самопознанию. Все более глубокое понимание самого себя и является основополагающим элементом образования взрослых. Для преодоления барьера чувств необходимо учитывать следующее:

  •  Каждый участвующий в учебном процессе должен понимать, насколько важно обращать внимание на бесконечные сопротивления, переживаемые в области чувств. Всякое не поверхностное движение чувств существенно и важно, оно хочет нечто высказать нам. Его необходимо принимать всерьез и исследовать, пока «сообщение », стремящееся выразиться в нем, не будет включено в учебный процесс.
  •  Глубокое понимание ступеней нашего биографического развития очень помогает, так же, как и осознание того, каким образом развивается наша душа от кризиса к кризису. Это тоже включается в обучение через наши чувства. Существенным в процессе обучения является то, что он охватывает всю личность.
  •  Учитель должен уметь вести беседы, помогающие студенту в этом вопросе. Здесь самым важным качеством является умение действительно слушать собеседника. В подготовку преподавателей для взрослых должна входить практика проведения такой «помогающей беседы». Во многих образовательных учреждениях от студентов зачастую можно услышать жалобу на то, что они не находят никого, с кем можно было бы побеседовать на личную тему. Однако и сам студент должен учиться проводить беседы такого типа. Относительно использования термина «помогающие беседы» следует подчеркнуть, что автор не имеет в виду психотерапию.
  •  Требуется определенная доля мужества, чтобы вступить в деликатную область чувств. Опыт показывает, что, хотя под этим порогом чувств и кроется много всего неприятного и щекотливого, но есть и очень много неожиданно прекрасного и позитивного. Работа над порогом чувств обычно приносит освобождение и определенную степень внутренней зрелости.
  •  Переживание того, что наша жизнь чувств сама по себе может стать способностью к приобретению знания и понимания, может зажечь в нас желание пройти через это воспитание своей жизни чувств. Необходимо еще раз подчеркнуть, что упомянутые положения касаются как преподавателя, так и студента.

Барьер воли

Как уже говорилось, при волевом барьере речь идет об отношении между Я и миром. Я хочет действовать в мире: формировать, преобразовывать, выражать, совершать что-то. При этом Я встречает сопротивление в области воли. Хотя есть очень много людей, которые больше всего учатся именно через делание («познают мир через собственное активное делание в нем», как говорил Рудольф Штайнер) и идут так называемым путем открытий, отдавая предпочтение экспериментальному процессу, тем не менее многие учителя признают, что на самом деле очень часто воля оказывается парализованной. Нельзя сказать, что студенты неспособны воспринимать новое или заниматься новыми видами деятельности. Но, как правило, они занимаются только теми вопросами, которые им задаются и типичны для нашего технического века. Это выполнение заданного не следует путать с «активностью», поскольку оно исключает сознательное руководство Я, что приводит к ослаблению способности овладеть своей волей. Как раз на примере этих регулируемых деятельностей хорошо видно оцепенение жизни воли, что, в свою очередь, препятствует и активной работе над барьерами в области мышления и чувств. Существует тенденция к тому, что студенты в своем обучении все больше нуждаются в предписаниях и не самостоятельны в нем.

 

 

Основной характер сопротивления воли – это страх, остающийся глубоко спрятанным в нас. Этот страх, живущий в нашей воле, проявляется зачастую как беспокойство в области чувств и неуверенность в интеллектуальной жизни. В образовательных заведениях часто можно услышать сетование преподавателей на то, что у студентов слишком слаба воля учиться, у них слишком мало выдержки, слишком легко они сдаются перед трудностями, предпочитают оставаться пассивными зрителями. А также, что студенты неспособны связывать себя с чем-либо и делают лишь то, что им эмоциональнои приятно, и т.д. Страх лежит в основе всего этого и он возрастает все больше и больше. Раньше таким парализующим человека страхом был страх смерти; сегодня – это уже страх перед жизнью и перед будущим. Наконец, все больше дает о себе знать еще и страх перед разрушительными силами в самом себе, и его воздействие является наиболее сильным.

В области воли, таким образом, основная проблема состоит в том, чтобы находить в себе мужество учиться, изменяться и развиваться. Поэтому основная задача преподавателя – это пробуждать волю человека, помогать ему преодолевать страх и воспитывать в себе мужество. Глубоко спрятанные и очень разнообразные виды страха должны стать «воспитателями мужества». Следует еще упомянуть, что при обычном приобретении навыков, необходимых в той или иной профессии, когда тренируются предписанные действия, страх не проявляется. Он остается скрытым. Но он даст о себе знать тут же, как только возникнет необходимость принятия самостоятельного решения. Поэтому во многих образовательных учреждениях наблюдается тенденция к тому, чтобы предоставить студентам внешние гарантии, организовав четко распланированный и описанный во всех деталях учебный процесс. Совершенно очевидно, что человек тогда во всем определен извне и пробуждения воли не происходит.

Приведем некоторые указания относительно того, как пробудить самостоятельную волю к учебе:

  •  Очень эффективна художественная деятельность, так как она обращается к творческому, креативному началу в человеке, давая возможность душе глубоко пережить звук, цвет, слово, движение и т.д.
  • Большую активность способна пробудить у человека работа в группе, особенно в учебной, поскольку группа часто может гораздо успешнее привести волю студента в движение, чем его самостоятельная работа.
  •  Хороший результат можно получить и через такой учебный метод, как проектная работа. 
  • Структура самого учебного процесса также воздействует на волю студента: требование изложения, ограничивающегося одним лишь содержанием, вызывает силу антипатии, а задействование личного начала, напротив, имеет вовлекающий эффект. В продолжительных по времени курсах важно обращать особое внимание на структуру учебного процесса.

Таким образом, можно сказать, что основной интерес образования взрослых состоит в том, чтобы соответственно признать равноправными все три препятствия в обучении, привести их в равновесие и оказывать  студентам конкретную помощь в их преодолении. Иначе выражаясь, образование взрослых должно направлять всего человека в процесс обучения (познания).

Завершим эту главу маленьким упражнением. Спросите самого себя: с каким сопротивлением вы сталкиваетесь в процессе обучения? Какие самые сильные и самые слабые препятствия в ваших жизненных процессах? в жизни чувств? В вашей волевой деятельности? Носят ли эти сильные или слабые стороны естественный характер, обусловлены ли они в вас или возникли как ваш отклик на жизненные переживания? Работая над этими вопросами, мы можем глубже понять свой путь познания.

Продолжение следует

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №1-2, 2003




Читайте також