• Запланируйте серию из трех-пяти родительских собраний. Дайте этой серии яркое, живое название. Каждая встреча может быть посвящена одной из таких тем, как ритм, тепло, сон – или другим, особенным для вашей группы. Продумайте несколько способов, как пережить эту тему через опыт. Будет ли у присутствующих возможность осязать, манипулировать предметами, использовать свое тело в движении, рассматривать изображения и т.д.? Например, охладите комнату настолько, чтобы родители испытывали физический дискомфорт, находясь в ней. Затем обратите внимание на их реакцию, изменения в поведении и самочувствии. Потом поговорите о маленьких детях, которые неспособны контролировать тепло собственного организма, покажите важность физического тепла для формирования внутренних органов ребенка и т.д. У родителей будет возможность углубиться в информацию и переживание собственного опыта, сосредоточившись только на одной теме, и они не будут чувствовать себя перегруженными.

Мы как учителя хотим открыто говорить с родителями о том, что является здоровым для их детей, но так, чтобы они не чувствовали себя осуждаемыми. Помня об этом, мы можем высказывать свое восхищение родителями как воспитателями на родительских собраниях. Тогда они чувствуют себя свободнее в обсуждении важных вопросов, касающихся детей.

Ниже приведены советы к некоторым конкретным темам родительских собраний.

Выбор

  • В качестве прелюдии, когда родители только прибудут на встречу, попросите их быстро принять ряд решений разного рода, не давая им времени подумать. Это поможет родителям пережить, насколько утомительна и обременительна для детей необходимость постоянно выбирать.  Также спросите родителей об их чувствах, если бы они были пассажирами самолета и пилот спросил через громкоговоритель: «Вы хотите лететь на высоте 7 000 или 11 000 метров?» А могут ли дети решать, в какую школу они хотели бы пойти,  станет понятно из ответа на вопрос: «В каком городе вы хотели бы жить – Тимбухту или Неверланде?» Подобные вещи можно вплетать в ход собрания.

СМИ

  • На тему СМИ – начните вечер с молчания, затем перейдите к тихому пению или музыке, рассказыванию историй, а затем покажите кукольный спектакль. Спросите родителей об их переживаниях во время и после кукольного спектакля. Затем может последовать презентация или собрание можно просто завершить показом мультфильма «Король Лев» или другого современного видео, позиционируемого как дружелюбного к детям.

Также было бы полезно послушать рассказ учителя средней школы, коррекционного педагога или учителя старших классов об их опыте встречи с детьми, подвергшимися передозировке СМИ. Еще один вариант – чтобы старшие ученики, которые были защищены от воздействия СМИ, описали свои собственный опыт.

Насколько меняется среда, когда она «захвачена»  звуками, может проиллюстрировать опыт встречи в детском саду, где играет громкая музыка. Родители привыкли к святости этого пространства, ориентированного на ребенка, и могут почувствовать происходящие нарушения.

Игрушки

  • Принесите на собрание сумку с разными игрушками. Пусть родители ощупывают содержимое сумки, не глядя и не угадывая, что это за предметы. Затем достаньте игрушки, и пусть родители поиграют с ними. Это можно сделать, разбившись на небольшие группы. Затем группы могут объединиться в большую группу и обсудить пережитое. Всем интересно посмотреть, с чем хочется играть больше и как долго может сохраняться интерес к игре.

Другая идея – попросить родителей представить, что они обладают сознанием маленького ребенка и наполнены желанием слиться со своим окружением. Затем попросите их пронаблюдать, как они себя чувствуют, пытаясь объединиться с образом вальдорфской куклы, и пройдите с ней по кругу. Затем передайте по кругу пластиковую игровую фигурку (мускулистую, с колючим воротником, зеленым насмешливым лицом… – вы знаете такие) и попросите родителей проделать то же самое с этой игрушкой (возможно, вам стоит извиниться перед этим). Затем спросите: «Какой образ вы бы хотели чтобы ваш ребенок нес в себе?»

Игра и опыт

  • Чтобы проиллюстрировать потребность ребенка в игре и обучении на основе опыта, а не интеллектуального объяснения – принесите на родительский вечер несколько экзотических фруктов, положите их в чашу и спрячьте ее под тканью. Родители не должны знать эти фрукты. Затем скажите, что собираетесь описать им кое-что, чтобы они получше это узнали. Не показывайте им содержимое чаши, а приступайте к описанию фруктов словесно и просто предположите, что родители поймут, что им описывают. Вполне вероятно, что родители не смогут представить то, чего они никогда не видели и не испытывали раньше. Это может дать им сознание того, что их детям необходимо прикасаться, ощущать и переживать нечто, чтобы узнать его. Обратите внимание родителей, что многие вещи в этом мире незнакомы детям, и чтобы пережить их, дети должны иметь необходимое качество и необходимое количество времени вместо интеллектуальных объяснений. И что же это за качество? Это игра!

Наблюдение и внимание

  • Упражняйтесь в наблюдении в начале каждого родительского собрания и продолжайте делать это на всех собраниях в течение года. Вместе мы учимся тому, что можем увидеть действительно важные вещи, замедляясь для наблюдения и восприятия нашего окружения.  Это может иметь решающее значение в процессе воспитания. Часто мы не осознаем, как мало воспринимаем за заботами и суетой. Вот некоторые упражнения для наблюдения:
    – Нарисуйте что-то руками, не глядя на рисунок.
    – Нарисуйте что-то, что не видите, но описано вам другим человеком.
    – Опишите, во что одет человек, сидящий рядом с вами, не глядя на него. Затем посмотрите на человека, помня об этой задаче, и снова опишите, во что он одет.
    – Наблюдайте за привычками в питании вашего ребенка – как он ест, каковы предпочтения в еде и т.д. А на следующем родительском собрании поделитесь с группой тем, что вы пронаблюдали.

После таких переживаний становится ясным, что наблюдение является мощным инструментом для учителей и может быть таковым и для родителей.

Движение

  • Предложите родителям пережить различные виды движения, подобные тем, что используются на утреннем круге, на прогулке, игровой полосе препятствий, или некоторые цирковые движения. Этот опыт может показать родителям, что не обязательно отдавать детей в спортивные секции или на множество кружков, чтобы обеспечить им движение и игровой опыт. Поощряйте родителей помогать и разрешать своим детям устраивать цирк дома, и они увидят, как их дети с удовольствием будут делать это сами.

Питание

  • Однажды вечером пригласите родителей в школу. Удивите их, накрыв для трапезы столик в детском саду. Подайте родителям суп и хлеб, как детям в школе, со свечой, благословением и песней, все в спокойном и теплом настроении.

После еды расскажите историю, чтобы в группе установилось «сонное» настроение, а затем поделитесь, как можно укладывать детей спать. Еще лучше, если есть доброволец, с которым у вас доверительные отношения; пусть он ляжет на матрасике на полу детского сада, зажгите свечу, погладьте его по спине или помассируйте ноги с лавандовым маслом, спойте ему, а затем скажите: «Ангелы ждут тебя. Пора отправляться к ним домой.» Задуйте свечу и скажите: «Увидимся у ангелов. Я тоже буду там». Пусть ваш волонтер скажет: «Мама, не уходи. Я хочу попить воды». А вы ответите: «О, ангелы уже ждут тебя. Мы сможем попить воды утром.»

Можно также продемонстрировать простые домашние дела, такие как мытье посуды, вытирание столов, подметание или уборка кровати с осознанным вниманием к цели, значению и качеству жестов. Родители могут научиться ценить вдохновение детей от осмысленной работы и то, как дети могут быть вовлечены в задачу, когда движения взрослого медленнее и сосредоточеннее.

Воспитание через художественную деятельность

  • Раз в месяц (возможно, днем, с присмотром за детьми в другой комнате) проводите творческие встречи с родителями. Это может быть рисование, живопись, пение, изготовление восковых свечей, валяние, рассказывание историй, создание стола сезона или другая сезонная деятельность.

Это рождает много вопросов, а также продолжается в других видах деятельности, таких как окрашивание ткани или шерсти растениями. Создание сцен для стола сезона стимулирует вопросы о природных ритмах, праздниках и переживаниях ребенком мира природы. Часто в это время возникают вопросы, связанные с современными проблемами дисциплины, и многие другие.

Переживание праздников

  • Приготовьте вместе с родителями что-нибудь для предстоящего праздника. Например, родители могут сделать фонарики и выучить песни к празднику Фонариков. Пока они работают руками, можно обсудить значение и цель праздника. Родителей можно попросить поделиться другими переживаниями об этом конкретном празднике, возможно, детскими воспоминаниями. Дети в детском саду могут позже закончить то, что родители начали на собрании.

Хороший эффект может иметь посещение школы по особым случаям вне учебного времени, когда родители и дети собираются вместе с другими семьями для подготовки к праздникам, например, чтобы сделать маканые свечи из пчелиного воска или фонарики. Родители и дети могут сделать это в радостном настроении, которое создают вместе. Вовлечение родителей в подготовку к праздникам может быть обогащающим и полезным для них способом пережить смысл праздника изнутри.

Вовлечение отцов

  • Проведите собрание только для отцов. Спросите, что значит вальдорфская педагогика для них, и какие у них есть вопросы. Признайте, что дошкольное образование детей часто выбирают жены. Отцов можно собрать потрудиться над созданием пчелиных ульев, ямы для компоста, сарая для инструментов или чего-то еще для детского сада. Отцы жаждут социального взаимодействия и часто чувствуют себя более комфортно, когда могут работать сообща с кем-нибудь. Чувство, что они внесли вклад в образование собственного ребенка, может связать их с ситуацией и помочь озвучить свои вопросы и сферы интересов.

Опыт, который может наладить социальные связи

  • Все стоят в кругу, держась за руки. Два соседних человека держат в руках обруч. Группа должна коллективно передавать обруч по кругу, не нарушая круг и не отпуская рук.

Другая идея – взять большой клубок пряжи. Пусть все сидят в кругу и кто-нибудь задаст вопрос. Учитель держит конец нити из клубка и говорит что-то, касающееся вопроса, а затем бросает клубок другому родителю. Родитель добавляет что-то по теме, держит нить и бросает клубок следующему. Так, в процессе передачи клубка добавляются комментарии, развивая сеть идей, имеющих отношение к озвученному вопросу или теме в этом конкретном сообществе. Другой вариант игры может заключаться в том, что каждый должен запомнить вклад человека, который передает ему клубок, и свой собственный ответ. Затем, в конце игры, когда все держатся за свою нить, участники бросают клубок пряжи в обратном порядке – человеку, который передал его им, и, высказывают, что этот другой человек сказал по теме. Это позволяет рассмотреть вопрос или тему, а также построить взаимопонимание внутри родительской группы.

Есть много таких социальных игр, доступных в книгах и в Интернете. Родители уходят от чувства родительского собрания и оживляются, когда должны провести время, играя с другими.

Развитие ребенка

  • Пусть родители сядут в круг в последовательности, соответствующей возрасту своих детей. То есть, если у них есть грудной, трехлетний и шестилетний ребенок, то сперва они будут сидеть в начале круга, затем перейдут на место, где сидят родители трехлетних детей, а затем снова переместятся, когда придет время поговорить о шестилетних. Затем скажите родителям, что мы будем вместе создавать историю о взрослении ребенка. Каждый родитель по очереди рассказывает о главном герое в этой истории, поведав всем об одной вещи, которая их радует, и об одной проблеме, связанной с тем, кто или какой их собственный ребенок в данный момент. Каждый родитель дополняет историю, пока она не заканчивается родителями старших детей. (Учитель, которая предложила это упражнение, сказала, что на одном собрании она сделала это упражнение с группой родителей, у которых были дети в возрасте от трех недель до двадцати восьми лет. Это было похоже на курс по развитию ребенка! Родители сказали, что это стало возможностью связаться и сопереживать другим, и были воодушевлены творческим процессом обмена информацией, а в противном случае тема могла бы быть очень «сухой». История, которую они создали, определенно стала второстепенной частью процесса.)

 

Помните, эти идеи предлагаются вам в поддержку и для вдохновения в поиске собственных подходов. Творите и наслаждайтесь!


Начало темы смотрите здесь.