Одними из наиболее распространенных заболеваний ребенка до 7 лет являются заболевания верхних дыхательных путей. Родители либо те, кто активно участвует в жизни ребенка, в большинстве случаев могут самостоятельно определить, что явилось причиной того или иного заболевания. Это очень важно знать, так как если был повод, значит, это вполне нормально, что ребенок на него отреагировал, и можно сделать соответствующие выводы, чтобы по возможности в ближайшее время оградить ребенка от тех внешних факторов, которые могут вызвать болезненную реакцию — особенно в том случае, когда ребенок в течение короткого времени болеет повторно (например, болеет несколько раз в течение 1- 2 месяцев). К таким факторам можно отнести, например, посещение детского коллектива в период учащения вирусных инфекций, переохлаждение в бассейне или в спортивном зале при посещении тренировочных занятий, наличие конфликтной ситуации в семье между родителями или недостаток внимания к ребенку. Проанализировав ситуацию, родителям необходимо принять меры по устранению существующей проблемы, в связи с которой ребенок достаточно часто болеет.

Есть и другая сторона вопроса: как сопровождать ребенка в острый период болезни и сделать это таким образом, чтобы вероятность возникновения повторных заболеваний или хронического течения болезни свести к минимуму. Если торопиться убирать симптомы заболевания таким образом, что это не будет соответствовать нормально протекающим физиологическим процессам организма в соответствии с ситуацией болезни, мы получим конфликт в организме, который приведет к негативным последствиям. Используя медицинскую терминологию, мы получим процесс извращения иммунологических реакций, например, гипертрофии лимфоидной ткани в области верхних дыхательных путей (аденоиды и небные миндалины) либо гипертрофию слизистой оболочки носа и отклонение воспаления в сторону аллергической реакции.

Исходя из вышесказанного, можно определить два основных фактора, на которые необходимо обратить внимание. Первый фактор — причина, исходящая из окружения (важно, насколько комфортно и уверенно чувствует себя ребенок в домашней обстановке и в коллективе, который он регулярно посещает). Второй фактор — внутренняя реактивность ребенка, сопровождающая течение заболевания и соответствующая восстановительным физиологическим реакциям организма. Необходимо всегда помнить, что организм — это саморегулирующаяся система и помощь, оказываемая ему, должна соответствовать его закономерностям, а не идти в разрез с ними. Научный факт — 1 мл крови здорового человека в пробирке убивает более 10 млн. возбудителей вирусной инфекции, человеческий альбумин (белок сыворотки крови) убивает бактерию Staphylococcus pyogenus aureus (стафило- кокк пиогенес ауреус) при температуре 37° через полтора часа, что действует сильнее антибиотика супрациллина (из пенициллинового ряда). В этой связи хочется добавить, что распространенное мнение о том, будто главным пусковым элементом в заболевании является инфекционный фактор, не совсем соответствует действительности. Все мы ежедневно можем видеть, как на один и тот же раздражитель каждый организм реагирует индивидуально. Значит, более важным фактором является среда, т.е. сам организм.

Практичные советы: первая помощь при температурных реакциях из лекции Е.Волченко

Правильное обхождение с температурной реакцией в период болезни играет одну из важных ролей, как в период заболевания, так и в формировании иммунной защиты организма в будущем. Страх высокой температуры у родителей не должен мешать адекватным действиям по сопровождению ребенка. Температурная реакция должна контролироваться врачом, которому родители доверяют. Необходимо использовать физиологические меры сопровождения температуры в соответствии с ситуацией и помнить, что высокая температура – это враг аллергии и хронических заболеваний дыхательных путей, таких как гипертрофия аденоидных вегетаций и хронических тонзиллитов, поллиноза, бронхиальной астмы, нейродермитов и других хронических заболеваний, при которых человек теряет способность реагировать высокой температурой.

В терапии важно не подавлять течение болезни, а поддерживать организм в его самостоятельном преодолении заболевания.

 

 

Впервые опубликовано в журнале «Дитина» №1, 2013 г.