Давайте попробуем заглянуть ранним утром в вальдорфскую школу: еще не слышно ребячьих голосов, и тишину небольшого домика нарушает лишь пение птиц. Учитель приходит первым, чтобы подготовить необходимое к уроку и в тишине настроиться.

Вот подъехал автобус, и тишины как не бывало: со смехом и шумом встречают дети своего учителя, он пожимает каждому ребенку руку. Для каждого находит несколько слов и незаметно заглядывает ему в глаза – чтобы почувствовать душевное состояние маленького человека в начале учебного дня… А потом уроки или занятия умственным трудом, занятия музыкой, скульптурой, архитектурой и обязательно иностранные языки, театр, эвритмия (синтез мысли и слова, цвета и музыки, движения тела и души – особый вид искусства). Наконец, занятия ручным трудом: шитьем, вязанием, слесарным или столярным делом. Всем без исключения – девочкам и мальчикам – троичный ритм учебного времени, который основан на трех сферах внутренней деятельности человека: мышлении, чувстве и воле.

Уже целое столетие вальдорфская педагогика развивается во многих странах в виде свободной общественно-государственной школы. В ней практикуется обучение в обычном классе детей с физическими недостатками, умственной отсталостью, что считается обоюдополезным для всех детей. Главное в вальдорфской школе – отношение к растущему человеку как к центру вселенной, что ставит его в положение неразрывного единства с окружающим миром, так как без вселенной не может быть ее центра. Каждый как бы становится ее творящим центром, наделяя одновременно таким же правом себя и другого.

Подобный подход к воспитанию открывает дорогу к полному развитию и раскрытию внутренних творческих сил ребенка. Помогает определить его дарование, открыть заложенные в нем природные способности.

Вальдорфская педагогика гармонично соединяет в себе самое необходимое: философию, психологию, анатомию, физиологию, искусство, религию, природоведение. Такой мощный набор средств позволяет каждому крепко стать на ноги. Человек может только тогда развиваться полноценно, когда ему будет предоставлена возможность равномерно познавать все стороны окружающей жизни, без упрощения ее. Без подгонки под те или иные концепции и догмы. То есть тогда, когда в процесс обучения включается все – мозг, зрение, слух, когда работают одновременно сердце, руки, ноги.

Методика обучения в вальдорфских школах проста – учителю доверяется нести себя детям. При этом он опирается на несколько общих положений, выработанных Рудольфом Штайнером и его последователями. Ученику предоставляется возможность сопережить и понять ушедшую, но оставившую нам огромный пласт знаний жизнь. Такое обучение – это процесс результативного действия, где работают все: ученик и учитель; детей учат не только мыслить, но и воплощать свои мысли в материальные ценности; и все это без насилия и унизительных сравнений; развитие каждого на успехе и взаимодействии нескольких «я» и «мы».

Девиз вальдорфской школы: познавать мир, познавать себя, познавать другого человека – видеть многогранность и своей и другой души.

«Силой неистребимого стремления к свету зеленые ростки пробивают асфальт, но на самом асфальте ничего не вырастает. Чтобы из зерна вызрел колос, нужно не только солнце, но и определенные условия – почва и питание» (Учительская газета, №19, апрель 1991 г.).

 
Предлагаем вашему вниманию статью Марии Шаскольской:

В 1919 году, в послевоенное трудное для Германии время, в Штутгарте открылась маленькая школа для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория». Отсюда и название. Об истории первой вальдорфской школы написано немало интересных воспоминаний. Самым главным в школе было то, что она возникла по инициативе родителей, хотевших, чтобы их дети учились «не так». Не менее важно, что у ее истоков стоял Рудольф Штайнер – философ, ученый, исследователь творчества Гете; создатель нового человекопознания, давший много новых импульсов не только в педагогике, но и в других областях человеческой деятельности – в медицине, сельском хозяйстве, искусстве.

Вальдорфское движение выросло из маленького семечка, той самой школы на табачной фабрике, как растет живое растение. За 50 лет – около ста школ (правда, надо учесть, что на эти годы пришлась Вторая мировая война, когда вальдорфские школы были запрещены в Германии). За следующие десять лет – еще примерно сто школ, и география их расширяется; еще десять лет – еще примерно триста школ во всем мире. В наши дни (на 2017 г.) существует около 1100 школ и 1800 детских садов, а кроме того – множество учреждений лечебной педагогики. Там учатся дети с нарушениями развития. Характерный признак вальдорфских школ – раз открывшись, они, за редчайшими исключениями, уже не распадаются и не закрываются. Они живут дальше, как веточки дерева, и каждый четверг во всем мире собираются вальдорфские учителя на учительские коллегии в своих школах и ощущают причастность к общему делу.

Сегодня вальдорфская педагогика – это целый мир, в котором издаются журналы (иногда школа даже имеет свое печатное издание), готовят новых учителей, течет бесконечно разнообразная и все же в чем-то существенном схожая жизнь. Встречаются большие школы в прекрасных зданиях, с необычной современной архитектурой. Но вот создана школа в старом гараже посреди района бедняков. Есть школы, несущие культурные традиции Средней Европы, есть школы в Японии, в которых празднуются буддистские праздники…

Попытки рассказать о внешней стороне жизни одной-двух школ неизбежно напомнят историю о трех слепых, описывающих слона. Тем не менее можно упомянуть о некоторых основных признаках – в надежде, что люди, всерьез заинтересовавшиеся вальдорфской педагогикой, на этом не остановятся, а станут смотреть глубже.

Самая главная фигура в школе – это «классный учитель», человек, который на протяжении восьми лет, с первого по восьмой класс, преподает все основные предметы: родной язык и литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т.п. Основные предметы преподаются «эпохами». Три-четыре недели – один предмет, а затем другая «эпоха» – иной предмет. Это относится к «главному уроку» – два часа утром, каждый день. Затем, ближе к середине дня, дети занимаются искусствами: живописью, рисованем, музыкой, особой формой музыкального движения – эвритмией, иностранными языками. Все это, естественно, для разных возрастов по-разному. Очень много внимания уделяется ручному труду – от работы с мягкой непряденой шерстью в первых классах до обработки камня в двенадцатом. Ручной труд во всех классах одинаков и для мальчиков, и для девочек.

Школы и детские сады коллегиально самоуправляемы – директоров нет, как нет и никаких высших инстанций над ними. Оценки в школах отсутствуют, стандартные учебники тоже. Ученики вальдорфских школ по окончании школы должны сдавать (правда, не во всех странах) экзамены наравне со всеми остальными учениками государственных школ – таково требование государства.