Игра с движением для маленького ребенка

Младший возраст задает для нас высочайшую планку искренности и самообладания

Прошло несколько лет с тех пор, как я подготовила для малышей-дошкольников первую эвритмическую композицию. Тогда очень помогал весь предшествующий опыт вальдорфского воспитателя, ведь ежедневный хоровод в детском саду – близкий родственник эвритмического хоровода. И все же в начале было сложно, как, наверное, всегда сложно начинать. С тех пор у меня собралась небольшая коллекция рифмованных и ритмизированных историй и сказок, которые могут быть основой для игр с движением в детском саду, 1 и 2 классах.

Итак, нынешняя публикация – стихотворное переложение сказки братьев Гримм «Домовички». В годовом круге эта сказка особенно хороша незадолго до Рождества (когда и происходит ее действие) либо же во время летнего солнцестояния и праздника Ивана Купала. Правда, она так же естественно может воспроизводиться и в осеннее время глубинной активности природных элементарных существ, и в весеннее время внешней активности людей, в так называемое время мастеров – все это сделало ее для меня совершенно особенной.

Из моего опыта работы с этой сказкой я бы советовала предлагать ее младшим школьникам или старшим дошкольникам.

А теперь несколько слов о сказках, которые используются как основа для игр с движением. Их цельный сюжет может сыграть с вами злую шутку: может статься, что маленькие «сангвинички» не смогут долго сосредотачиваться и не удержат сюжетную нить до конца. Что может помочь в данной ситуации?

1) Сделайте вашу сказку похожей на лоскутное одеяло: чередуйте речевые картинки-образы с музыкальными, движение стоя на месте с общим движением в кругу или сидя, только пальчиками. Играйте темпом, силой своего голоса (в пределах разумного) – все это поможет привнести живительное дыхание и не даст никому заскучать. В магическом действии повторяющихся мотивов вы сможете убедиться, как только придадите им должное значение в композиции своей игры.

2) Очень хорошо иметь «в кармане» маленький любимый образ, который мог бы вписаться в любой сюжет. Например, такую птичку-зяблика, которая могла бы прилететь в любой момент на окошко или веточку в любую сказку. Такой знакомый фрагментик неизменно привлекает и собирает детей.

Также важно сказать о том, что касается вообще всего, что мы хотим делать вместе с маленькими детьми и для них, а сказок – особенно. Невероятная для взрослого степень доверия малышей ко всему, что к ним приходит, не позволяет педагогу оставаться на поверхности происходящего и быть недостаточно погруженным в существо сказки и, одновременно, в существа ожидающих, питающихся его речью и жестом детей. Младший возраст задает для нас в этом смысле высочайшую планку искренности и самообладания.

Как только чувствуешь, что по какой-то причине не вполне входишь в действие (не совсем здоров, не уверен из-за недостаточной подготовки, что-то мешает извне, к примеру, настойчивый стук в дверь), – сразу два десятка прекрасных зеркал покажут тебе тебя со всех сторон и изнутри тоже.

Вся степень твоей поверхностности будет перед тобой как на ладони в виде расконцентрированных малышей. И это очень ценный опыт. Только пусть его будет у вас не больше, чем вам необходимо.

С радостью предлагаю свой текст как основу. Совершенствуйте, изменяйте, создавайте новое. Успешной вам вдохновенной работы.

P.S. Для моих коллег-эвритмистов я даю колонкой справа комментарий, который может быть им полезен.

 

Так давно, що й не згадати, D.
Жив на світі швець завзятий. W, E.
Черевички й чобітки K і K ногами.
Шив на продаж залюбки. L і K ногою.
   
«Тук-тук, молоток! t, t, t.
Прибиваю каблучок. k, k. (Ці два рядки можна ще раз ногами.)
Маю дратву, маю шило, Два m однією рукою від себе вниз.
Черевички людям шию». w.
   
От одного вечора побачив швець, що шкіри в нього лишився лише маленький шматочок. W, E.
m.
   
Розкроїв він його гарненько, R, I.
Розкроїв він його рівненько. R, I.
І заготовки поклав на столі. P, A перед собою.
   
Було це вже надвечір, E згори трохи вниз.
Ось вже й перша зірочка з’явилась на небі. e, i вгорі.
   

ПІСНЯ:

Зіронька перша у вікно загляда,
Місяць в колисці її колиса.
День у роботі важкий проминув.
Швець помолився і спокійно заснув.

 
   
А на ранок встав швець, глянув на стіл – і очам не повірив. А. L, Nзаперечення.
   
«Чудасія, подивись! S.
Черевички десь взялись! W.
Я їх ввечері кроїв, R, I.
А вночі їх хтось пошив. i, w вказівним пальцем.
Так майстерно, так чудесно, A, E, A, E.
Що і я б так не зумів». А, І (ці два рядки – ногами, наче милуючись черевичками).
   
На такий товар прекрасний Т, А ногами.
Враз знайшовся покупець, Р, Р.
І відлічив він шевцеві l вказівним пальцем.
Повний грошей гаманець. О.
   
ПІСНЯ:  

«Як пішов я на базар,
Там побачив шапку,

По колу, взявшись за руки, бадьорим кроком.
Так на неї задивився, Дрібненько тупочучи до центру.
Аж за щось я зачепився». Із центру назовні.
(Ці 2 рядки 2 рази)  
   
«Як пішов я на базар,
Там побачив шубку…» і т.д.
 
   

Останній раз:

Як пішов я на базар,
Там побачив шкіру,
Покрутив туди-сюди –
Оце буде діло!»

 
   
Дядько швець не міркував – W, E.
Шкіри гарної придбав, B.
І м’якої, і міцної, m, M відповідним характером.
Вже ж найкращу вибирав! R, R.
   
Розкроїв із нею пару, R, I.
Розкроїв із неї дві R, I.
І залишив, як і завжди,
Заготовки на столі.
L на два рядки.
   
Поклав рівненько,
Поклав гарненько.
Р, А перед собою.
   

ПІСНЯ:

Зіронька перша у вікно загляда,
Місяць в колисці її колиса.
День у роботі важкий проминув.
Швець помолився і спокійно заснув.

 
   
А на ранок – знов дива! А, L.
Черевички! І не два! W.
Пара – й пара – вже чотири! P, P перед собою.
Та хіба ж таке бува?! А.
   
Що настало за життя! Т.
Шиється саме взуття! m декілька разів, наче воно шиється.
   
От якось і каже шевцева жінка: E, W.
   
«Любий мій, давай узнаєм, B, N.
Хто нам так допомагає. m, m, m.
Так дізнатися кортить, N.
Хто так добре вміє шить!» m, m, m.
   
Як стемніло-звечорніло, E в образі «вечора», згори трохи донизу, наче накриваючи.
Тихо свічку запалили і перед собою.
І сховались у кутку, U.
За завісочку легку. S перед собою, U.
  (Останні два рядки – присівши)
От опівночі в кімнаті О знизу вгору, повільно підіймаючись.
Щось шурхоче, тупотить. Sch, t, t, t.
Де не взялись – біля столу L як образ дива.
Чоловічки два стоїть. і, і.
   
Маленькі-малесенькі, m, m.
Голенькі-голесенькі. e, e.
  Звідси до «не зробили все як слід» можна сидячи і всі жести – пальчиками.
Заходились біля шкіри d.
Швидко-швидко працювать. sch, sch.
В рученятах дратва й шило a, i.
Аж літають-мерехтять. l, e, e, a.
   
«Тук-тук, молоток! t, t, t.
Прибиваєм каблучок». k, k.
   
Так трудилися, аж поки d.
Не зробили все як слід. b.
Потім – стриб з стола додолу – На «потім» встаємо і стрибаємо. R-стрибок.
І пропали. Зник і слід. L.
   
«Ти їх бачив? Чоловічки… A, i, i.
Шиють гарні черевички, W.
А в самих – ні сорочок, S, О перед собою.
Ні панчішок, ні свиток! P до ноги, Т до плечей.
   
Я пошию їм свитки, Т.
І штанці, і сорочки. sch, S.
Ще смугастенькі панчішки P.
Я сплету їм залюбки!» L, K ногами.
   
Як хотіли – так зробили. H, B.
А як смерклось – на столі L.
Замість шкіри розложили L.
Подарунки для малих. P.
   

Поклали рівненько,
Поклали гарненько.

Р, А перед собою.
   
А самі за завісочку – і дивляться. S, u (присівши).
   
От опівночі в кімнаті О знизу вгору, повільно підіймаючись.
Щось шурхоче, тупотить. Sch, t, t, t.
Де не взялись – біля столу L як образ дива.
Чоловічки два стоїть. і, і.
   
Маленькі-малесенькі, m, m.
Голенькі-голесенькі. e, e.
   
«Що таке? Нема нічого – N.
Ні гвіздків, ні молотка. i, i, t.
Замість дратви – свитка гарна T до плечей.
І сорочечка тонка!» S, O.
   
«І у мене подарунки!  M обома руками до себе.
Глянь! Панчішки і штани! P, Sch.
Ой як гарно, як чудово! A, O вгору.
Одягнемось, як пани!» P.
   
ПІСНЯ:  

«Ми хлопчики-красунчики,
Танцюєм і стрибаєм.
І з дратвою і шкірою
Справи вже не маєм.

Перші два рядочки – підстрибом по колу, другі два – дрібненько притупуєм.
   
Оділися паночками,
Радієм і співаєм
І каблучками новими
Дрібно вибиваєм!»
 
  На кожний куплет можна змінювати напрямок. Із старшими дітьми можна зробити танок в парах або в центрі може бути одна пара дітей. Також з цією пісенькою танцюючи можна повернутися з дітьми у коло (якщо ми в садочку) і завершувати казку вже сидячи на стільчиках.
   
Так дотанцювали до дверей – і зникли. N, N.
І більше не з’являлись.  
   
З того часу у шевця
Було щастя без кінця!
L на обидва рядки.

 

Впервые опубликовано в электронном журнале
«Дитина Waldorf+», №1, 2012 г.

«Я должен работать не с детьми, а со своим внутренним конфликтом»

Что вы делаете, когда дети вас не слушают? Как справиться с этим?

Марцелл Десакс – учитель и куратор интуитивной педагогики с многолетним опытом, отец шестерых детей. Он утверждает, что каждый ребенок привносит в мир естественные творческие силы вместе со своим рождением. Но если мы, взрослые, полагаем, что нашим заданием является «подвести» детей к творчеству, то значит, мы что-то поняли не так.

Magazín Maitrea

При подготовке к нашему разговору у меня постоянно вертелся в голове вопрос: «Чем, собственно, отличается интуитивная педагогика от вальдорфской?». Насколько мне известно, обе системы с одинаковым уважением относятся к личности ребенка. Поскольку основания откладывать вопрос на потом у меня не было, я начала именно с него:

 

– Новая система возникает в том случае, если существующая не в состоянии ответить на определенные вопросы. Интуитивная педагогика исходит из вальдорфской, и все же в чем-то ее превосходит. На какие же вопросы, с которыми работает интуитивная педагогика, в вальдорфской педагогике нет ответа?

– Вижу, вы сразу роете вглубь… (смеется) Лично я уделяю внимание коммуникации, которая, несмотря на всю свою естественность, все же остается в нашем обществе будто чем-то прикрытой. Мы не коммуницируем друг с другом в полной мере. Отсутствие культивирования общения я наблюдаю и в вальдорфских школах. Уверен, что изначально оно присутствовало, но с течением лет превратилось в рутинное занятие, что со временем приводит к потере подлинности, аутентичности. Всюду, куда не гляну – от Африки до Индии – все вальдорфские школы в мире, в сущности, слишком похожи. И это как-то странно…

Такова общая человеческая тенденция – консервировать то, что оправдало себя и проявило как нечто хорошее. Конечно, в такой консервации имеются свои преимущества, например, соблюдение регулярно повторяющихся ритмов, что дает ощущение уверенности. Но все же во многих отношениях это приводит к определенному принуждению, вместе с этим исчезает открытость. В этом содержится некое приспосабливание, это становится частью коммуникационного поля, которое вслух почти не обсуждается, а просто исполняется. В отношении коммуникации вальдорфские школы сталкиваются с теми же проблемами, что и другие школы. Они, так же, как и большинство обычных школ, скатываются к тому, к чему легко скатиться: из чувства бессилия очень легко переходят к насилию.

Я наблюдал подобное в вальдорфских школах. Люди совершают тот же жест, что и в классических школах: если что-то не выходит, они пытаются нечто изменить в детях. Я не считаю такую концепцию слишком удачной, необходимо действовать прямо противоположным образом. То есть я должен обратить внимание на конфликт внутри себя, вызванный детьми, и с ним работать.

– Можно сказать, что область, которой вы занимаетесь, – это коммуникация с самим собой?

– Да, можно сказать и так.

– Возможно ли немного конкретнее описать, как именно описанную Вами ситуацию решает интуитивная педагогика? 

– Интуитивная педагогика исходит из того, что существует в мире естественным образом. Например, мы принимаем во внимание, что люди рождаются в определенном обществе, которое всегда присутствует в нашем окружении. Если мы не чувствуем себя в нем вполне благополучно, возможно, причиной тому некое происшествие. Это влияет на то, как учится ребенок. Так бывает. Мы также, например, считаемся с тем, что каждый ребенок имеет естественную потребность чему-то научиться. Однако сегодня в школах часто исходят из того, что дети ничему не хотят учиться. Это отношение исходит не от детей, а от взрослых. С рождением дети привносят в мир естественные творческие силы. И если мы, взрослые, полагаем, что нашим заданием является каким-то образом «подвести» детей к творчеству, то значит, мы чего-то недопоняли. Часто наблюдаю следующее: дети идут в школу и хотят учить что-то новое. Через пару лет свет в их глазах гаснет, его больше нет, потому что они обнаруживают: здесь им не представляется возможным учить то, что они хотят. Придя в школу, вдохновленные возможностью учиться, они вдруг обнаруживают, что очутились в ситуации, когда учиться вынуждены. Это противоестественно.

– Относительно стиля обучения в интуитивной педагогике существует мнение, что участие детей в решениях по поводу того, что учить в школе, требует от них определенной степени зрелости. В связи с Вашим видением того, что естественная жажда учиться характерна для детей, спрошу: опасение, что дети будут только играть, а не учиться, является лишь заблуждением взрослых? Не свидетельствует ли оно о том, что взрослые сами слишком рано «потеряли своего внутреннего ребенка» и поэтому их потребности играть, быть спонтанными и творческими оказались не удовлетворены? 

– Да, этот механизм часто имеет место быть. Мы, взрослые, осознаем, что нам необходимо развиваться. Но вместо того, чтобы это делать, ожидаем этого от других. Точно так же мы ведем себя и в партнерских отношениях. А у взрослых, которые почувствовали, что уже не являются в достаточной степени спонтанными и креативными, при встрече с детьми всплывает определенная боль. Дети намного подвижнее взрослых, у них намного больше фантазии. И взрослые часто не совсем осознанно испытывают при этом некое чувство лишения. Оттого, что эту боль тяжело вынести, они чувствуют потребность быстренько все предотвратить, организовать и навести хоть какой-то порядок. И все это для того, чтобы просто не потерять контроль.

Фантазия и жизненная сила часто являются радостью, которую дети при нас проживают. А что при этом делают взрослые? Эту естественную радость подавляют. При этом радость является базовым чувством, а каждое неизжитое чувство становится бременем для нашего тела. Невозможность в полноте своей испытать человеческую радость – это большое ограничение, даже неполноценность. Природа радости требует поделиться ею с другими людьми. Если же радоваться не разрешается, появляется ощущение, что со мной что-то не в порядке, ведь я не могу разрешить себе радоваться. В течение какого-то времени это еще можно вытерпеть, но с возрастом человек начинает испытывает все большую неудовлетворенность. Удовольствие, как и радость, является естественным качеством жизни. Мы имеем такую возможность – чувствовать себя довольными в течение всей жизни.

Во всем этом несовершенство учителя является желательным элементом!

– Что Вы можете сказать по поводу растущей агрессивности детей? 

– Агрессивность стала огромной проблемой, но все же за ней скрывается нечто еще. Фоном растущей агрессивности является то, что дети, испытывая различные обиды и травмы, все ближе приближаются к границам своей боли. Телу необходимо изжить, физически разрядить свои основные ощущения. Но детям сегодня часто не разрешается проявлять, изживать боль, которую они испытывают. Они не чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы самим себе разрешить это. Постепенно это накапливается и демонстрируется в виде растущей агрессивности, к тому же смещенной по времени и направленной на непричастных людей – вот откуда все те неоправданные нападения на улице. Как же во всем этом фигурирует школа? Своим традиционным подходом она заявляет, что обучение важнее потребностей ребенка: пространство, позволяющее изжить в себе качество агрессивности, очень мало и ограниченно.

– Какие же возможности в отношении детской агрессивности предлагает интуитивная педагогика? 

– Прежде всего, мы находим время, чтобы работать с ситуацией, когда кто-то агрессивно себя проявляет. Мы не уклоняемся от этого и не пытаемся закрыть на это глаза. В то же время я как учитель даю ребенку понять: в этот момент я полностью принадлежу тебе, все свое внимание и время я посвящаю тебе и серьезно отношусь к тому, что с тобой происходит. Правда, это совсем иначе, нежели, когда я всем своим видом показываю ученику, что он является неприятным фактором, который мешает мне преподавать? Мы полностью принимаем потребность ребенка, которую он проявляет, при этом не осуждаем и не оцениваем его поведение, а всего лишь открываемся и уделяем ему свое внимание. Таким образом, ребенок получает обратную связь: сейчас ему в полной мере позволено заниматься самим собой и прожить в себе свою боль. Может случиться, что ребенок сам приходит к выявлению причин собственной агрессии, начинает понимать, что же на самом деле ему нужно, чего он хочет добиться с помощью агрессии. Младшие дети в таком случае просто плачут, и плачут столько, сколько им нужно. Им нужно выплакаться, но позволят они это себе, только если знают, что в этом нет ничего сложного, если уверенны в том, что это никого не утруждает и никому не мешает. В такие минуты мы даем ребенку понять, что уважаем его потребности и с любовью говорим ему, что он может сесть к окну и выплакаться…

– Как реагируют на это другие дети? 

– Для них это совсем не проблема, даже наоборот. Они видят: если подобная ситуация произошла бы с ними, они были бы приняты с таким же вниманием, их проблему восприняли бы всерьез. Обычные учителя часто боятся себе это позволить, боятся потерять выделенное для преподавания время и попасть в аврал. На самом деле, это совсем не так, это время возвратится стократно. Если ребенок постоянно раздражен, он все равно будет мешать проводить урок. Если же он выплеснет из себя все, что стоит между ним и обучением, то появится больше шансов по-настоящему чему-то его научить.

– Вы упоминали о феномене страха. На семинаре вы даже говорили о школьной системе, основанной на страхе… 

– Да, часто именно страх стоит за мыслью о том, что, уделяя ребенку целиком все свое внимание, мы потеряем драгоценное время урока. В этот момент в нас живет достаточно сильное, часто неосознанное ощущение, которое принуждает нас определенным образом так думать и поступать. Глубоко скрытый страх находится в представлении о том, что, если преподавание нарушается, то я теряю время, которое могу уделить обучению очень важным вещам. Значит, я как учитель не достаточно хорош, значит, на меня будут жаловаться родители, а потом и чиновники, и коллеги, и мне страшно. Зачастую учитель не осознает этот страх. А неосознанный страх как раз и является самым действенным. В таком случае человеком незаметно руководят подобные опасения и боязни.

– Что же с этим делать? 

– Будучи взрослыми, мы можем начать истреблять этот вид приходящего извне анонимного страха, мы можем остановить его в себе, чтобы он не передавался детям. К примеру, если я вдруг не могу продолжать преподавание по приготовленному плану, важно не допускать к себе мысль о том, что я –плохой учитель, а значит все потеряно. Ничего, собственно, не происходит. Скорее всего, меня бросит в жар, и мороз пробежит по коже, но я принимаю решение посмотреть страху в глаза. Ну, а если мы все же не справимся, то можем кого-нибудь позвать на помощь.

– А что делать с опасением упасть в глазах учеников? Что если они узнают, что ничто человеческое мне не чуждо и я тоже ошибаюсь? 

– Часто к учителю предъявляются требования быть совершенным, не допускать ошибок, со всем справляться в идеале, на профессиональном уровне. Нужно всегда быть образцом для детей. Но в действительности жизнь выглядит совсем не так. Жизнь не является совершенной. Человек допускает ошибки, в конце концов, большинство из того, что происходит, – это ошибки. Малые дети это очень хорошо знают, когда учатся ходить. Они тысячу раз падают и при этом не думают о том, что постоянно ошибаются, нет, они тысячу раз повторяют свои попытки. Очень хорошо иллюстрирует эту тему история с Эдисоном и изобретением лампочки: он искал проволоку, которая бы хорошо светилась. Он испытал тысячу видов разной проволоки. Позже по этому поводу Эдисон как-то заметил: «Нельзя сказать, что я тысячу раз ошибался, ведь тысячу раз я всегда находил нечто новое – как не следует делать лампочку».

Представление о необходимости быть безупречным образцом очень сковывает учителя. Кроме того, сильно действует наш собственный внутренний запрет: мы, будучи учителями, не имеем право допускать к себе разных чувств.

– Вы проводите семинары в разных странах. Можно ли по вопросам участников определить, с какими проблемами сталкиваются в той или иной стране, и существуют ли горячие темы, беспокоящие всех, независимо от страны проживания? 

– (задумывается) В основном я бы сказал, что есть общий вопрос приспосабливания, адаптации. С точки зрения педагогики – это тема детей с необычным способом поведения. Разумеется, разные страны имеют свою специфику. На востоке, например, в прибалтийских странах, Чехии и Словакии, еще чувствуется отзвук сильного влияния коммунизма. В Германии же, напротив, тема приспосабливания весьма актуальна в связи с типичным немецким усердием, направленным на высокий результат, работой со сжатыми зубами. Однако вне зависимости от страны многие проблемы одинаково сводятся к вопросу о давлении – все находятся под давлением – и к вопросу о доверии: все воспринимают сильное смещение от доверия к недоверию. А где есть недоверие, там есть благоприятные условия для того, чтобы основываться на обязанностях. Этот механизм базируется на убеждении, что дети ленивы и потому их необходимо принуждать. В связи с этим задание учителя – каким-то образом детей обработать и затем назвать это воспитанием (смеется). Учитель таким образом говорит ребенку: «Я о тебе забочусь» (уже серьезно). Это выглядит смешно, но на самом деле ничего веселого в этом нет…

– С одной стороны, я наблюдаю у некоторых учителей интерес к интуитивной педагогике, а с другой, вижу образовательные основы, правила и рекомендации министерства образования. Как же могут вращаться в этом поле те, кто ищет иного подхода к обучению детей? 

– Да, это, конечно, дилемма. Можно сказать, что пока чиновники ничего не изменят, нужно самостоятельно уделять этому определенное внимание. Иначе просто невозможно обеспечить работу школы… В то же время, мы работаем с чем-то таким, что еще не наступило, но должно наступить. Это напоминает ситуацию с падением Берлинской стены. Тогда мы просто считались с тем, что она там стоит, одновременно понимая, что лбом мы ее не пробьем. Если нам загораживает путь какой-нибудь шкаф, то мы не можем это игнорировать или сопротивляться. Просто обойдем.

Конечно, мы вынуждены сдавать государственные экзамены. Ученикам я просто говорю: «Ну вот, этот экзамен нам нужно сдать. Будем как-то этим заниматься, будем в это играть. Нашей жизни ведь это никак не угрожает…» (улыбается). Так мы решим любую проблему, которая появляется перед нами по мере достижения цели.

– Это хороший совет. Скоро вы снова приедете в Чехию. С какими темами и советами на этот раз? 

– В следующий раз я бы с удовольствием углубился в интуитивную педагогику с точки зрения не только общепринятых принципов, но и способа работы, который можно назвать работой отдельного человека в группе. Оптимальной для этой работы является группа количеством 8-12 человек. Каждого лично в присутствии остальных спрашиваю, как он себя чувствует, что с ним… Смотрю, находится ли он в данный момент в каком-либо внутреннем конфликте, чувствует ли в себе некую заблокированность или закрытость. Я могу помочь ее снять, например, с помощью изменения мышления, отказа от определенных мыслительных стереотипов. Остальные проделывают другой вид работы, но и у них при этом возникают определенные ощущения.

Мы работаем в группе, внутри которой чувствуем себя безопасно, и это чувство внешней безопасности становится необходимым условием безопасности внутренней. Исходя из этого настроения, работать хочет каждый человек. Никто ничего не обязан делать, есть только предложение. Я сам ничего не требую от участников и никак их не оцениваю. В совокупности это дает место нашей внутренней естественной потребности, в которой я хочу (акцентирует) работать над собой…

 
Перевод с чешского.
Впервые опубликовано в PDF-журнале
«Дитина Вальдорф+», №1, 2014

Питание в детском саду

Все мы знаем, что способ питания в раннем детстве напрямую влияет на здоровье человека в течение всей последующей жизни. Как организовать здоровое питание в детском саду, на что обратить внимание в первую очередь?

Хлеб — от зерна,
Зерно — от света,
Свет — от лика Божества.
Плодам Земли стать снова светом
Дай, Боже, в сердце у меня!

 

Говоря о питании в вальдорфском детском саду, мы имеем в виду возраст примерно от 3 лет 6 месяцев до 7 лет 8 месяцев, когда ребенок уже получил разнообразный вкусовой опыт и знаком с переживаниями соленого, сладкого, горьковато-пряного и кислого, а эпоха молочного рая уже далеко позади. Но особые требования к качеству продуктов, способу приготовления и вообще особое отношение к тому, что приходит к ребенку через пищу, не теряют своей актуальности. Малыш все еще глубоко включен в окружающий его мир, приходящие извне впечатления формируют его существо вплоть до телесности. Питание служит этому напрямую. Несмотря на большую зависимость от государственных представлений и норм в этом вопросе, даже в наших, во многом еще постсоветских, условиях можно сделать шаги в сторону здорового подхода к питанию. Родители дома дополнят этот процесс, дабы маленький человек не спеша, здорово и радостно воплощался на земле.

Дети дошкольного возраста с удовольствием подключаются к деятельности взрослого, подражая ему, и 5-6-летнему малышу уже можно доверить ножик, для того, чтобы он сам нарезал для всех яблоки к завтраку или морковь на обед. Конечно, до этого он уже наверняка имел опыт обращения с ножами под присмотром взрослого. Младшие приобретают этот опыт при совместном приготовлении мюслей, нарезании салатов, намазывании масла на хлеб. Ножи, которыми пользуются дети, должны быть не очень остро заточены, иметь недлинное лезвие, лучше с тупым концом, и рукоять, удобно помещающуюся в небольшую ладошку. Период первого семилетия — благодатное время для естественного, ненавязчивого формирования привычек. Приходя в группу с улицы, мы всегда моем ручки, а перед трапезой нам об этом напомнит веселая песенка воспитателя.

Льется теплая водица.
Не пора ли нам помыться?
Льется теплая вода.
Всем пора идти сюда.

Чистые ручки уже могут помогать расстилать на столах красивые розовые салфеточки, ставить на них чашки, класть вилки. Деток постарше можно выбирать в помощники, которым доверяют разносить тарелки с едой. Это очень ответственно, а если чувство равновесия все же подвело или кто-то подтолкнул — это тоже важный жизненный опыт. Надо помочь человеку убрать и переодеться. Понятно, что очень горячую еду дети не носят, ее вообще есть неполезно. Тщательное, неспешное разжевывание тоже нужно упражнять уже сейчас. Темный хлебушек с кислинкой, если его долго жевать, становится сладковатым во рту! Поищите с детьми, где еще прячется сладость. Это позволит им переживать вкус более осознанно и дольше жевать.

Все так называемые манеры — не разговаривать за едой, жевать с закрытым ртом, не крутиться, съедать все, что есть на тарелке — взращиваются на примере взрослых. Нужно всегда помнить важный закон, который действует в возрасте подражания: если хочешь чему-то научить малыша, делай сам это дело правильно, достойно и с любовью. Тогда возникает желание сделать точно так же, а в школьном возрасте еще лучше, чем тетя Таня или папа.

По поводу чистых тарелочек. Кто-то осилит порцию великана, кому-то подойдет порция гномика — так можно учиться рассчитывать свои силы. У нас в детском саду существует «правило 5 (10) ложек». Иногда малыш, увлекаясь, продолжает есть дальше. Но бывает, что и эти пять очень трудны. Тогда — хотя бы попробовать крошечку, как птичка, как маленький муравей, чтобы преодолеть барьер. А там, глядишь, этот белый незнакомый корешок окажется очень даже ничего. Если вдруг что-то срочно понадобилось, мы не кричим за столом, а поднимаем «шапочку» или пальчик. Так делают даже воспитатели.

— Что хотела тихая Маришина шапочка?

— Можно мне добавку хлеба?

Если ребенок забыл важное волшебное слово, тетя Люда с улыбкой делает выжидательную паузу, давая понять, что что-то еще недосказано.

— А… Пожалуйста!

— Ну, конечно. Пожалуйста, передайте Марише кусочек хлеба.

Шапочки (ручки, сомкнутые над головой или же перед собой только кончиками пальцев) дети поднимают и тогда, когда тетя Таня раздает добавки. Конечно, добавочный кусочек может попасть в тарелку, только если предыдущий уже съеден.

После уличной беготни так хочется пить! Легкий компот, сок или прохладная вода — в самый раз. И это лучше сделать перед обедом, минут за 10 — как раз успеем помыть чашечки, поставить их на место и накрыть на стол. Чистая вода всегда должна быть в группе. Красивый глиняный кувшин, накрытый специальным полотенечком, стоит у нас на полке буфета. Как раз на такой высоте, чтобы ребенок старшего возраста мог дотянуться, а малыш — еще нет, и ему обязательно надо звать кого-то на помощь. Среди помощников иногда возникает конкуренция, и тогда для одного из них нужно находить другой объект для оказания помощи.

Мюсли (злаково-фруктовая смесь, залитая ряженкой), с радостью приготовленные для всех из фруктов, которые по пятницам утром приносят дети и складывают в общую корзину, съедаются с гораздо большим аппетитом, нежели магазинные, а значит, и лучше усваиваются. Угощать, делить один кусок пирога на много-много маленьких кусочков — так, чтобы хватило на всех и еще осталось тете Ксении и тете Вике, которые придут после обеда, — это забота о тех, кто рядом. Пирожки, которые мы печем по четвергам, завернутые в салфетку, едут домой, и там за ужином их поделят на всех членов семьи. Нам даже известен один случай исцеления бабушки-соседки, отведавшей кусочек такого пирога.

Красивый салат, приправленный ароматными травами и орехами, которые подготовили дети; хлеб, аккуратно разложенный в широкой и плоской корзиночке, застеленной салфеткой; вазочка с цветами на столе, а в праздничный день — свеча; спокойные, размеренные движения взрослых — все это создает благоприятное, умиротворяющее настроение. Благоговение перед созидающими силами, любовь и благодарность к тем, кто дает нам пищу, слышны в словах, предваряющих каждую трапезу:

Дякуємо Сонечку,
Дякуємо Дощику,
Дякуємо всій Землі,
Що дала плоди рясні.
І тобі, і мені.

Благословенна трапеза наша!
Смачного!

За всем, что мы делаем с ребенком, взрослый должен видеть духовный праобраз, нести идею. Для принятия пищи — это образ пасхальной трапезы. Вкушая, человек приобщается к духовному через физическое, и силы, проникающие в организм, могут помогать ему на пути становления либо уводить в сторону.

Основой питания в этом возрасте должны служить злаки, овощи, фрукты, молочные и молочнокислые продукты, небольшое количество жиров. Чтобы сбалансировать перенасыщение животными белками, мы добавляем к тому рациону, которым нас обеспечивает кухня, свежие овощи к обеду и фрукты на завтрак и ужин. В этом помогают родители, имеющие дачу, бабушки и дедушки. Орехи и сухофрукты появляются как добавки в салаты, мюсли и как самостоятельные блюда — между завтраком и обедом может возникнуть небольшой витаминный перекус.

Естественную смену продуктов, находящихся на пике своей полезности, задает кругооборот года. В конце лета и в начале осени обилие плодов разворачивает перед нами богатую палитру вкуса; чуть позже набирают силу коренья, поддерживая наше мышление в эпоху Михаила. Тыквы похожи на яркие оранжевые фонарики. Они вкусны, как в сыром, так и в запеченном виде: с чесночком, творогом или просто так. А еще — это время переработки (и, конечно, припрятывания) орехов. С приходом холодов возникает необходимость согреться не только снаружи, но и изнутри. В этом помогут травки-приправки, которые активизируют наше пищеварение, теплые чаи с медом и, конечно же, сладости, которые в обилии появляются у нас на столе в течение всех зимних праздников: пряники-николайчики, рождественское печенье с корицей, цукатами, кардамоном. Кутя — это не что иное, как хорошо упревшая крупа с медом, орехами и сухофруктами. Наряду с крупами свою полезность очень долго сохраняют корнеплоды. Аж до весны держатся лук, чеснок и свекла, морковь — чуть меньше. По удивительному стечению обстоятельств именно эти продукты поддерживают нас в период зимнего ослабления иммунитета. Квашеные овощи и замороженные ягоды добавят разнообразия. Дальше — Масленица с блинами, а потом — самое сдержанное, в том числе и в питании, время. С наступлением Пасхи на столе могут появиться первые салатные травы, молодые листья дикорастущих растений, пробуждая наши чувства к свету и теплу. А потом подтягиваются и первые сезонные овощи и фрукты. Всему свое время.

Можно договориться с кухней, и тогда крупы в меню будут чередоваться согласно планетарным качествам злаков. В понедельник у нас бывает рисовый супчик, во вторник —ячменные хлебцы, в среду — пшенная каша на ужин, в четверг должна появиться рожь, в пятницу — мюсли с овсяными хлопьями, а в субботу родители смогут дополнить этот круг кукурузной кашей (она очень вкусна со сливочным маслом) и воскресными блинами из пшеничной муки (выпекание и поедание их с медом, чаем и разными домашними вкусностями может превратиться в чудесную воскресную традицию). Подобное приобщение к космически-земным циклам происходит и благодаря утренним чаям. Недавно мы обнаружили, что травяные чаи в очень слабой концентрации (щепотка или 2-3 веточки на 1-1,200 л) дети пьют с удовольствием и без меда. Подслащивание не дает распробовать естественный вкус, а дети смакуют его с интересом и даже удовольствием (кроме того, к дубу и хвощу полевому сладость не очень-то подходит). А еще наш стеклянный кувшин позволяет видеть меняющиеся оттенки цвета. У нас даже появились свои названия: в понедельник мы пьем лесной чай из травы, что растет возле озера («Тетя Люда, он пахнет рыбой и водорослями!»), «русалочий чай» — это хвощ; во вторник — чай силы (из вишневых побегов или коры дуба); в среду — веселый цветочный (ромашковый); в четверг — чай из золотых лепестков (календула, одуванчик); пятница — день тысячелистника.

С особым уважением мы относимся к хлебу. Его нельзя выбрасывать. «Если кто-то не может справиться со своим хлебом, принесите его, я обрежу», — эти слова звучат в конце каждой трапезы. С надгрызенным маленьким кусочком справляются все, а оставшееся будет кому-то добавкой. Если же хлеб упал на пол, то он станет завтраком для птиц. Если родители соберутся с силами, то белый батон можно заменить на бездрожжевой хлеб на закваске. Три семьи, сменяя друг друга, кормили нас здоровым хлебом целый год, а небольшие паузы-перебои мы заполняли «хлебцами-удальцами» из разных злаков.

В праздничное время на столе появляются ритуальные блюда, которые мы готовим с детьми прямо в группе: хлеб, мартыновы хлебцы, рождественские пряники, кутя, блины на Масленицу, пасочки и крашанки, печенье «жаворонки». Каждое из блюд принадлежит своему времени и приготавливается в соответствующем ему настроении. Таким образом, физическое в питании соединяется с душевно-духовным через культурные традиции народа и переживание кругооборота года, помогая инкарнации личности. А это есть одна из главных задач воспитания.

 
Впервые опубликовано в электронном журнале
«Дитина Waldorf+» №1, 2012